Психологическая диагностика детей второго года жизни.
Важную роль в психическом развитии детей второго года жизни играет развитие предметно - практичкеских действий. Поэтому процесс психологической диагностики должен проходить в контексте предметно-практической деятельности ребёнка. Задания детям доступны и предъявляются в определённой последовательности.
Психологическая диагностика детей от 12-15 месяцев
ЗАДАНИЯ | ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ | ДЕТИ С ЗПР |
Задание 1. Предложите ребёнку кубики, сторона которых ровна 2 см. Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. | Ребёнок в 15 месяцев жизни не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а в точности выполняет задание. | Выполнение этого задания может вызвать существенные трудности. Например, когда взрослый показывает ребёнку задание, у детей с ЗПР может наблюдаться недостаточное сосредоточение на нём, а в процессе выполнения самого задания могут наблюдаться нецеленаправленные действия в виде бросания, перекладывания кубиков из рук в руки. |
Задание 2. Для выполнения этого задания необходима доска с прорезями для трёх геометрических фигур(круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей её контуру ячейкой. На глазах у ребёнка выньте три фигуры из ячеек доски и дайте круг в руку малыша: «Вложи этот кружок в отверстие доски, чтобы она была гладкой». | В 15 месяцев ребёнок справляется с заданием на вкладывание круга | У детей с ЗПР, как и при выполнении предыдущего задания, наблюдается недоразвитие ориентировочной основы деятельности, возможны хаотичные манипуляции с предметами |
Задание 3. «Пирамидка». Покажите ребёнку правильно собранную пирамидку, а затем попросите его сделать такую же. В течении нескольких минут воздержитесь от подсказки и наблюдайте за самостоятельной работой малыша. | Здоровый ребёнок на втором году жизни не учитывает размеры колец пирамидки и не соотносит их размеры по последовательности. Однако он успешно соотносит кольца пирамидки с местом, куда их следует нанизывать. | Дети с ЗПР охотно принимают задание, успешно разбирают и собирают пирамидку без учёта величины, но может наблюдаться повышенная отвлекаемость. При выраженных формах ЗПР могут наблюдаться примитивные манипуляции с предметами |
Психологическая диагностика детей от 15-18 месяцев
ЗАДАНИЯ | ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ | ДЕТИ С ЗПР |
Задание1. Тест кубиками. Предложите ребёнку 4 кубика, сторона которых равна 2 см, и попросите его построить башню. Если самостоятельно он не может это сделать, покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Затем попросите его построить поезд ( 4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других). Каждый раз наблюдайте за действиями ребёнка, не торопитесь поправлять его. | В 18 месяцев хорошим результатом для ребёнка будет умение построить башню из 3х-4хкубиков. | Ребёнок с ЗПР может построить башню из кубиков в вертикальном положении. Отмечаются затруднения в горизонтальном расположении кубиков, конструирование дорожки, поезда. Затрудняется в обыгрывании постройки. |
Задание2. Тест с геометрическими фигурами. Используется доска, куб или шар с прорезями для круга, треугольника и квадрата. Вынимаете фигуры из прорезей и предлагаете ребёнку вложить их обратно, чтобы доска была гладкой. | Ребёнок в 18 месяцев обычно вкладывает круг правильно, а на него накладывает две другие фигуры | У детей с ЗПР могут наблюдаться хаотичные манипуляции с фигурками. В 18 месяцев дети не справляются с предложенным заданием |
Задание 3. Тест с пирамидкой. На глазах у ребёнка рассыпаете пирамидку и просите его собрать её вновь (пирамидка состоит из 2колец). Наблюдайте за самостоятельными действиями ребёнка, способен ли он осуществить целесообразную деятельность, обнаруживать ошибки и исправлять их. | Ребёнок к 18 месяцам собирает пирамидку, но учесть правильную последовательность ещё не может, то есть собирает пирамидку без учёта колец | Ребёнок с ЗПР успешно разбирает пирамидку, испытывает существенные трудности в учёте размера колец, Наблюдается неустойчивость внимания при выполнении заданий. |
Задание 4. Развитие двигательной сферы (крупной моторики) | В 1,5 года ребёнок может сам спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивать через палку, лежащую на полу | У детей с ЗПР неустойчивая походка, трудности ходьбы по лестнице, особенно при спускании с лестницы. Движения слабо координированы. |
Задание 5.Тест на оценку тонкой моторики пальцев рук. Дайте ребёнку лист бумаги и мягкий карандаш. Покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию. | Ребёнок 1,5 лет повторяет штрих, отдалённо напоминающий прямую линию | Затруднено проведение особенно горизонтальных линий. Карандаш удерживает в кулаке, неуверенно. |
Задание 6. Оценка развития памяти. Попросите ребёнка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, передать её маме | Ребёнок в 1,5 года уже может запомнить и воспроизвести 3-4 действия по памяти | Затруднено выполнение действия по памяти. Кроме того, ребёнок с ЗПР может испытывать трудности при восприятии инструкции. |
Задание 7. Оценка речевого развития. Покажите ребёнку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это ?» | В 1,5 года ребёнок может назвать как минимум 1 предмет | Ребёнок с ЗПР может найти предметы по названию, но назвать их затрудняется в связи с недоразвитием экспрессивной речи |
Диагностика психического развития ребёнка от 18 месяцев до двух лет
Функции/Задания | Здоровые дети | Дети С ЗПР |
Конструирование. Используйте те же кубики в количестве 10 штук | Двухлетний ребёнок может самостоятельно построить башню из 8 кубиков, а после показа – построить поезд без трубы | Конструирование башни не вызывает у детей с ЗПР существенных трудностей. Конструирование построек в горизонтальном направлении затруднено. |
Восприятие формы. Используйте доску Сегена ( с отверстиями для 3 геометрических фигур) | Ребёнок 2 лет уже справляется со всем заданием, правильно размещая на доске все три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). При этом результат достигает не сразу, ребёнок может делать около 4 ошибочных проб. | Ребёнок с ЗПР принимает задание, но затрудняется в правильном соотнесении фигур. Наблюдается значительное количество «пробующих» движений |
Восприятие величины.( тест с пирамидкой) | При небольших подсказках ребёнок справляется с заданием, правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учётом размера. Но затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов. | Затруднено соотнесение колец по величине |
Бытовые навыки | Двухлетний ребёнок может вставить ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, « кормит» и баюкает куклу, возит машину, надевает носки, туфли, штанишки | При выполнении этих действий у действий у ребёнка с ЗПР могут наблюдаться некоординированные движения, в результате чего все действия выполняются в замедленном темпе |
Двигательная сфера (крупная моторика) | Двухлетний малыш уже достаточно хорошо владеет своим телом. Он может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствия, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см; может влезть на стул, чтобы достать игрушку. | Наблюдаются скованные движения, что затрудняет овладение координированными движениями |
Тонкая моторика | В два года ребёнок уже может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий | Затруднено изображение линий, особенно круглых. При изображении вертикальных линий отмечаются некоторые стререотипии |
Память | Двухлетний ребёнок может запомнить и повторить примерно четыре действия. Попросите его выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш и положить | Способен повторить отдельные действия, но простые по инструкции. Например, встать. Двухсложные действия ( возьми и принеси) выполнить затрудняется |
Словарный запас Покажите ребёнку несколько простых предметов: бутылочку, куклу, ботинок, машину, мяч, чашку. Спросите его: « Что это?» | Двухлетний ребёнок называет от 2-5 предметов правильно | Название предметов затруднено |
Узнавайте изображения по картинке. Рассматривая с ребёнком книжку, покажите ему картинки изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье» ит.д. | Ребёнок двух лет может правильно указать на 5 картинок | Существенных трудностей это задание у детей с ЗПР не вызывает, но объем узнанных предметов может быть меньше |
Называние изображений. Показывайте ребёнку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машину, стол, корабль, поезд, автобус, самолёт,носки ботинки, лимон, грушу арбуз, мальчика, девочку, тётю, дядю | ||
Называние изображений. Показывайте ребёнку картинки, изображающие: кошку, собаку, ложку, яблоко, чашку, машину, стол, корабль, поезд, автобус, самолёт,носки ботинки, лимон, грушу арбуз, мальчика, девочку, тётю, дядю, бабушку, дедушку, утку, корову, лошадь, чайник, кастрюлю, кровать, нож, вилку, карандаш, газету, книгу. Спрашивайте, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?» | Три –четыре картинки ребёнок называет правильно | Дети с ЗПР затрудняются в выполнении |
Понимание речи взрослого. Попросите ребёнка: «Дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т.д. | Двухлетний ребёнок выполняет 3-4 простых инструкции | Затруднено понимание и выполнение простых инструкций. Это очень характерно для детей с ЗПР, что указывает на недоразвитие регулирующей функции речи |
Впроцессе выполнения тестовых заданий необходимо обратить внимание на особенности эмоциональных и поведенческих реакций ребёнка.
Если ребёнок проявляет:
- Склонность к уединению, то есть уходит от контакта с психологом;
- Чрезмерная отвлекаемость;
- Избыточное качание всего тела( бессмысленные раскачивания);
- Постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, особенно с матерью;
- Частое раздражение, трудно поддающееся успокоение;
- Нарушение сна и бодрствования;
То наличие этих радикалов указывает на вероятность интеллектуальных и эмоциональных нарушений у ребёнка и задержку психического развития