Занятие 3. Особенности развития детей с нарушениями
Интеллекта
Цель:выявить, углубить и закрепить знания студентов об особенностях развития умственно отсталых детей; научить отграничивать умственную отсталость от задержки психического развития и других сходных состояний.
План
1. Определение умственной отсталости. Критерии умственной отсталости.
2. Причины умственной отсталости.
3. Степени интеллектуального недоразвития (общепринятая классификация: дебильность, имбецильность, идиотия; классификация МКБ-9, МКБ-10: незначительная (легкая), умеренная, тяжелая (выраженная), глубокая).
4. Отграничение умственной отсталости от других сходных состояний.
5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида.
6. Особенности проявления мыслительной, мнестической деятельности умственно отсталых учащихся (на основе просмотренного урока).
7. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка?
2. Какова роль Л.С.Выготского в становлении и развитии психологии умственно отсталого ребенка?
3. Охарактеризуйте различные степени умственной отсталости.
4. Охарактеризуйте особенности познавательного развития при умственной отсталости.
5. Опишите основные закономерности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и подростков.
6. Опишите особенности деятельности умственно отсталых людей в аспекте социальной и трудовой адаптации.
Практическое задание
1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): умственная отсталость, олигофрения, деменция, варианты ЗПР (конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрального происхождения), сенсорный дефект.
2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный год и составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с нарушениями интеллекта.
3. Просмотреть видеофильмы и проанализировать особенности проявления познавательных процессов у детей с нарушениями интеллекта на уроках. Выделить основные причины появления детей с нарушениями интеллекта.
Оборудование:видеофильмы «Степени олигофрении (специальное коррекционное учреждение, г.Льгов)»; «Урок математики в специальной (коррекционной) школе № 26».
Литература
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
4. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997. – С.147 – 162.
Занятие 4. Дети с нарушениями слуха
Цель: обобщить и закрепить знания студентов об особенностях развития детей с нарушениями слуха; проанализировать специфику коррекции детей с нарушениями слуха.
План
1. Причины, степень и виды нарушений слуха.
2. Первичные дефекты и вторичные нарушения при поражении слуха у детей.
3. Особенности развития неслышащих (глухих) детей.
4. Особенности развития ранооглохших детей.
5. Особенности развития позднооглохших детей.
6. Особенности развития слабослышащих детей.
7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха.
8. Профилактика нарушений слуха.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите причины нарушений слуха.
2. Какие существуют варианты нарушений слуха? На основании каких критериев они выделены?
3. Какие биологические и социальные факторы определяют психические развитие детей, имеющих нарушение слуха?
4. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха, как общие, характерные для слышащих, так и специфические.
5. Как развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом?
6. Какие факторы влияют на формирование двигательных навыков у детей с нарушенным слухом?
7. Изменяется ли развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха?
Практическое задание
1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): неслышащие (глухие), слабослышащие (тугоухие), дактиль, артикуляция, поздноогхшие, ранооглохшие, аплазия, атрезия, отит, неврит слухового нерва.
2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с нарушениями слуха.
3. Просмотреть видеофильм и проанализировать особенности развития речи у неслышащих ранооглохших, позднооглохших; проанализировать особенности речевого развития у слабослышащих.
Оборудование: видеофильм «Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с нарушениями слуха».
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.
3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 2001.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.- Гл.III-IV.