Кафедра коррекционной психологии и педагогики
Кафедра коррекционной психологии и педагогики
Рабочая программа дисциплины
«Специальная психология»
Специальность 050716 (031900) Специальная психология
Дополнительная специальность 050714 (031700) Олигофренопедагогика
Квалификация Специальный психолог и учитель-олигофренопедагог
Специальность 050714 (031700) Олигофренопедагогика
Дополнительная специальность 050715 (031800) Логопедия
Квалификация Учитель-олигофренопедагог и учитель-логопед
Специальность 050715 (031800) Логопедия
Дополнительная специальность050714 (031700) Олигофренопедагогика
Квалификация Учитель-логопед и учитель-олигофренопедагог
Дефектологический факультет
Очная форма обучения
Специальность 050716 (031900) Специальная психология
Квалификация Специальный психолог
Специальность 050714 (031700) Олигофренопедагогика
Квалификация Учитель-олигофренопедагог
Специальность 050715 (031800) Логопедия
Квалификация Учитель-логопед
Дефектологический факультет
Заочная форма обучения
Рецензенты:
Н.И. Лифинцева, доктор психологических наук, профессор.
А.Д. Гонеев, доктор педагогических наук, профессор.
Рабочая программа дисциплины «Специальная психология»
[ Текст ] / сост. Н.В. Ялпаева; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2006. – 42 с.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Специальности: 050714 (031700) Олигофренопедагогика, 050715 (031800) Логопедия, 050716 (031900) Специальная психология. – М., 2005.
Рабочая программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основных образовательных программ 050714 (031700) Олигофренопедагогика, 050715 (031800) Логопедия, 050716 (031900) Специальная психология.
29 июня 2006 г.
Составитель________________ Н.В. Ялпаева
ã Ялпаева Н.В., 2006. | |
ã Курский государственный университет, 2006. |
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Специальная психология» включена в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки учителя-олигофренопедагога, учителя-логопеда, специального психолога.
Программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Своеобразие психики детей с проблемами в развитии рассматривается на основе знаний студентов по анатомии, физиологии, психологии человека, возрастной психологии, педагогической психологии, патопсихологии, невропатологии, основам генетики и других дисциплин, изученных ранее.
Логика развития науки такова, что на смену процесса дифференциации приходит интеграция, т. е. объединение отдельных отраслей научных знаний. Этот процесс начинается и в дефектологии, и в частности, в области специальной психологии, что объясняется обнаружением гораздо большего числа общих, нежели специфических особенностей аномального развития. Этого требует и другое обстоятельство – рост числа детей со сложным (комбинированным) дефектом (слепота, сочетающаяся с умственной отсталостью; умственная отсталость с нарушением слуха; слепоглухонемота и т. д.), поэтому как дефектологу, так и любому педагогу, психологу, необходимо знание не только соответствующих категорий детей с проблемами развития, но и психологии аномального развития в целом.
В современной отечественной специальной психологии виды отклоняющегося развития определяют термином «дизонтогенез» или «дизонтогения», выделяются варианты дизонтогенеза: психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие. К этим вариантам относятся дети с нарушениями интеллекта, с задержкой психического развития, с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, ранним детским аутизмом, психопатией и патологическим формированием личности, а также дети с инвалидизирующими хроническими соматическими заболеваниями.
Предмет «Специальная психология» представляет собой интегрированный курс, куда входят объекты и предметы исследований таких дисциплин, как психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология), психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология), психология лиц с нарушениями интеллекта и др.
Цель дисциплины - вооружение студентов знаниями закономерностей развития, особенностей проявления психики детей с отклонениями в развитии (ограниченными возможностями здоровья; проблемами в развитии; с особыми образовательными потребностями).
Задачи:
- формирование знаний о фундаментальных концепциях закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- знакомство с правовыми основами образования, реабилитации, адаптации и интеграции лиц со специальными образовательными потребностями;
- формирование знаний о структуре нарушения и социально-личностных условиях его проявления, об определении коррекционных и компенсаторных возможностей конкретного человека;
- выявление роли проявления биологических и социальных факторов, особенностей аномального развития, а также компенсаторных возможностях человека, его способности адаптироваться к необычным условиям жизни, преодолевать сенсорную, интеллектуальную и социальную депривацию.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- иметь представление об особенностях психической деятельности при различных нарушениях, основных закономерностях (общих для нормы и отклонениях от нормы) и специфических (характерных только для данной категории детей с проблемами в развитии) закономерностях формирования и проявления психических процессов, состояний и свойств детей с ограниченными возможностями;
- знать категориальный аппарат современной специальной психологии (дефект, депривация, аномальное развитие, компенсация, коррекция, реабилитация и др.), особенности развития детей с различными вариантами дизонтогении, пути и условия их коррекции, реабилитации и интеграции, особенности профилактики дизонтогении, нрмативно-правовую базу коррекционно-педагогического процесса в образовательном учреждении;
- уметь наблюдать и анализировать затруднения в обучении и воспитании детей, имеющих различные проблемы в развитии, определять природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявлять причины и условия их проявления, ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков, этиологию психофизического развития и социально-педагогические условия жизнедеятельности ребёнка, оформлять документы для направления детей в ПМПК;
- иметь навыки определения потенциальных возможностей ребёнка с проблемами в развитии, проведения профилактики и необходимой коррекции вторичных отклонений, т. е. всего комплекса реабилитационной работы, имеющей своей конечной целью интеграцию ребёнка с проблемами в развитии в общество;
- овладеть следующими ключевыми компетентностями:
- в области диагностической деятельности (дифференциальная диагностика для определения типа нарушений, проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития и соответствия возрастным нормам);
- в области консультативной деятельности (консультирование детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения);
- в области психопрофилактической деятельности (проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье; профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью, оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения);
- в области коррекционно-развивающей деятельности (коррекция отклонений в развитии детей, реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей, воспитание детей с нарушениями в развитии);
- в области культурно-просветительской деятельности (формирование общей психологической культуры учащихся и родителей; формирование потребности в психологических знаниях);
- в области социально-педагогической деятельности (планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике отклоняющегося поведения в процессе обучения и воспитания; установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; проведение профориентационной работы; оказание помощи в социализации учащихся);
- в области организационно-управленческой деятельности (укрепление и сохранение здоровья школьников, рациональная организация учебного процесса; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; организация внеурочной деятельности; выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты);
- в области научно-методической деятельности (систематическое повышение квалификации; выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений).
Стержневые мировоззренческие идеи курса.
Специальная психология изучает особенности развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенности его становления и социализации как личности, путей, средств и условий, которые обеспечат коррекцию физических и психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество. В специальной психологии накоплен обширный материал, который обладает высоким мировоззренческим потенциалом, оказывает заметное влияние на установки общественного сознания, в частности, на отношение к людям с ограниченными возможностями.
Содержание данного курса базируется на фундаментальных положениях, принятых в отечественной психологии и педагогике, разработанных Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгер, С.Д. Забрамной, Т.А. Власовой, Л.В. Занковым, А.Н. Леонтьевым, К.С. Лебединской, В.И. Лубовским, В.В. Лебединским и др. Важное значение в рассмотрении проблем специальной психологии придается анализу современных достижений в психологии и педагогике.
Содержание и структура дисциплины «Специальная психология» реализует связи с дисциплинами психолого-педагогического и медицинского цикла: с общей психологией, социальной психологией, с курсом обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, психолого-педагогической диагностикой и консультированием, патопсихологией, клиникой интеллектуальных нарушений и др.
Ведущие дискуссионные темы.
Государственная и ведомственная система коррекционной поддержки и социальной защиты лиц с отклонениями в психофизическом развитии
Проблемы интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями.
Проблемы независимого образа жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы медико-социально-педагогического патронажа.
Возможности ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и семьям, воспитывающим такую категорию детей.
Возможности и проблемы получения начального, среднего, высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетные формы, методы, технологии обучения.
При изучении курса «Специальная психология» применяются различные формы учебных занятий: лекции, практические занятия, консультации, самостоятельная работа.
На лекционных занятиях студенты знакомятся с основными теоретическими положениями психологии детей с отклонениями развитии, возможностями их диагностики, коррекции, реабилитации и адаптации.
Практические занятия призваны углубить знания студентов и по вопросам психологии детей с разными вариантами отклонений в развитии, особенностями специального (коррекционного) образования. Помимо этого на практических занятиях студенты овладевают навыками изучения особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями, что в дальнейшем поможет в их самостоятельной работе.
Некоторые практические занятия целесообразно проводить на базе специальных учреждений для детей с ограниченными возможностями, где студенты дефектологического факультета смогут провести наблюдения за деятельностью детей и особенностями их познавательных процессов, проявлений эмоционально-волевой сферы, состояний и свойств личности.
Практические занятия помогают студентам интегрировать теоретические положения и практические вопросы курса, формируют навыки экспериментально-психологической деятельности, умения проводить анализ и интерпретацию полученных экспериментальных данных.
По итогам проведения экспериментальной работы студенты пишут психолого-педагогические характеристики, которые рассматриваются и анализируются на итоговых занятиях.
Самостоятельная работа студентов предполагает более глубокое изучение разделов и тем, работу с монографической литературой и периодической психолого-педагогической печатью, написание рефератов, подготовку докладов и их защиту, психологическое обследование детей с отклонениями в развитии и составление психологических характеристик.
Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебников и учебных пособий, темы рефератов, указана обязательная и дополнительная литература. Часть самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя в аудитории. Формы организации самостоятельной работы: самостоятельное освоение отдельных тем, разделов учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическим планом, подготовка к аудиторным занятиям, самостоятельная учебная и исследовательская работа.
Дисциплина «Специальная психология» изучается предварительно перед проведением учебной педагогической практики студентов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В процессе педагогической практики студенты углубляют и уточняют знания об особенностях организации коррекционной среды в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
«зачтено» выставляется, если студент в полной мере или достаточно овладел теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области специальной психологии; в течение учебного семестра им посещались все лекционные и практические занятия; по текущим занятиям были получены положительные оценки; выполнены все запланированные самостоятельные задания; сданы и положительно оценены все формы промежуточного контроля;
«не зачтено» выставляется, если студент недостаточно владеет или не владеет теоретическими знаниями и практическими умениями в области теории и практики специальной психологии, и им не выполнялись основные требования в течение учебного семестра.
Содержание курса
Дефект и компенсация
Понятие о дефекте и его структуре. Первичный дефект и вторичные нарушения. Л.С.Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсации.
Теории компенсации. Компенсация и её физиологические основы. Компенсаторные явления в свете рефлекторной теории И.П.Павлова. Основные принципы рефлекторной теории (детерминизм, единство анализа и синтеза, структурность) – естественнонаучная основа специальной психологии. Принципы компенсаторного приспособления по П.К.Анохину: сигнализация дефекта, прогрессивная мобилизация, непрерывное обратное аффектирование, санкционирующая афферентация, относительная устойчивость компенсаторных приспособлений.
Особенности функциональных состояний ВНД при сенсорных и интеллектуальных нарушениях.
Бисоциальная природа компенсаторного приспособления. Характеристика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.
Детей с отклонениями
Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях. Специфические закономерности аномального развития. Проблемы возрастной периодизации аномального развития. Особенности сензитивных периодов в развитии детей с проблемами в развитии. Возникновение вторичной симптоматики при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Нарушение общения со средой как закономерное проявление нарушенного развития. Замедление приема, переработки и хранения информации. Закономерное нарушение словесного опосредования и замедления в процессе формирования понятий при разных видах сенсорных и интеллектуальных нарушений.
Психологии
Факторы психического развития человека. Психическое развитие и деятельность. Основные условия развития ребенка (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия). Современные представления о нормальном и отклоняющимся развитии. Статистическая норма. Функциональная норма. Идеальная норма.
Содержание практических занятий
Занятие 1. Ребенок с проблемами в развитии как объект исследования
Специальной психологии
Цель:выявить и углубить знания студентов о дефекте, аномальном психическом развитии, «ядерном» и вторичном признаках отклоняющегося развития; группах детей с проблемами в развитии.
План
1. Учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом. Первичный дефект и вторичные отклонения.
2. Характеристика возрастных этапов психического развития ребёнка в норме и с проблемами в развитии.
3. Классификации детей с отклонениями в развитии.
4. Эндогенные и экзогенные причины аномального развития.
Вопросы для обсуждения
1. Определите понятие «среднестатистическая норма развития» и ее значение для работы педагога и педагога-психолога.
2. Определите, что такое «функциональная норма» и ее значение для работы в специальном образовательном пространстве.
3. Перечислите, каковы условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка.
4. Что такое «фактор развития», и каковы факторы отклоняющегося развития вы знаете?
5. Перечислите общие закономерности отклоняющегося развития.
6. Дайте сравнительную характеристику «первичным» и «вторичным» дефектам развития.
7. В чем состоит принцип возрастной обусловленности типа нарушенного развития?
Практическое задание
Составление тематического тезауруса (основные понятия): дефект; первичный дефект и вторичные отклонения; структура дефекта; дизонтогения; типы нарушений психического развития: психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоноическое психическое развитие; категории детей с проблемами в развитии: дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с тяжёлыми нарушениями речи; дети с комплексными (комбинированными) дефектами; эндогенные и экзогенные причины аномального развития.
Литература
1. Выготский Л.С. Собр. соч. – Т.5 – М., 1983.
2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.- М., 2004.- Гл. Ш, V.
3. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1998.- Гл. I.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2005.- Гл. I.
5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.
План
1. Общие закономерности психического дизонтогенеза:
- клинические закономерности дизонтогенеза;
- психологические закономерности дизонтогенеза.
2. Отдельные варианты дизонтогенеза:
- психическое недоразвитие;
- задержанное психическое развитие;
- поврежденное психическое развитие;
- дефицитарное психическое развитие;
- искаженное психическое развитие;
- дисгармоническое психическое развитие.
Вопросы для обсуждения
1. Перечислите основные параметры дизонтогенеза и дайте их содержательное описание.
2. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.
3. Проанализируйте структуру дефекта на примере нарушений анализаторов.
4. Охарактеризуйте особенности аномального развития в зависимости от времени повреждения на примере одного из дефектов.
5. Объясните влияние нарушений межфункционального взаимодействия на характер вторичных отклонений при нарушениях развития.
6. Обоснуйте необходимость использования относительной оценки дефекта в психолого-педагогической практике.
7. Докажите необходимость качественного анализа частичного дефекта.
8. Объясните различия в последствиях нарушений психофизического здоровья, наступивших в раннем и зрелом возрасте.
9. Проанализируйте цикличность психического развития на примере одной - двух функций.
10. Объясните причины снижения способности к приему, переработке, хранению и использованию информации у детей с отклонениями в развитии.
11. Назовите общие закономерности развития детей с ограниченными возможностями независимо от характера дефекта.
Практическое задание
Составление тематического тезауруса (основные понятия):
дизонтогенез, параметры дизонтогенеза, психическое недоразвитие, задержанное психическое развитие, поврежденное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.
Литература
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004.
4. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2005.
5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.
Интеллекта
Цель:выявить, углубить и закрепить знания студентов об особенностях развития умственно отсталых детей; научить отграничивать умственную отсталость от задержки психического развития и других сходных состояний.
План
1. Определение умственной отсталости. Критерии умственной отсталости.
2. Причины умственной отсталости.
3. Степени интеллектуального недоразвития (общепринятая классификация: дебильность, имбецильность, идиотия; классификация МКБ-9, МКБ-10: незначительная (легкая), умеренная, тяжелая (выраженная), глубокая).
4. Отграничение умственной отсталости от других сходных состояний.
5. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида.
6. Особенности проявления мыслительной, мнестической деятельности умственно отсталых учащихся (на основе просмотренного урока).
7. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы предмет и задачи психологии умственно отсталого ребенка?
2. Какова роль Л.С.Выготского в становлении и развитии психологии умственно отсталого ребенка?
3. Охарактеризуйте различные степени умственной отсталости.
4. Охарактеризуйте особенности познавательного развития при умственной отсталости.
5. Опишите основные закономерности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и подростков.
6. Опишите особенности деятельности умственно отсталых людей в аспекте социальной и трудовой адаптации.
Практическое задание
1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): умственная отсталость, олигофрения, деменция, варианты ЗПР (конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрального происхождения), сенсорный дефект.
2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный год и составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с нарушениями интеллекта.
3. Просмотреть видеофильмы и проанализировать особенности проявления познавательных процессов у детей с нарушениями интеллекта на уроках. Выделить основные причины появления детей с нарушениями интеллекта.
Оборудование:видеофильмы «Степени олигофрении (специальное коррекционное учреждение, г.Льгов)»; «Урок математики в специальной (коррекционной) школе № 26».
Литература
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1987.
2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
4. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997. – С.147 – 162.
План
1. Причины, степень и виды нарушений слуха.
2. Первичные дефекты и вторичные нарушения при поражении слуха у детей.
3. Особенности развития неслышащих (глухих) детей.
4. Особенности развития ранооглохших детей.
5. Особенности развития позднооглохших детей.
6. Особенности развития слабослышащих детей.
7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха.
8. Профилактика нарушений слуха.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите причины нарушений слуха.
2. Какие существуют варианты нарушений слуха? На основании каких критериев они выделены?
3. Какие биологические и социальные факторы определяют психические развитие детей, имеющих нарушение слуха?
4. Охарактеризуйте закономерности психического развития детей, имеющих нарушения слуха, как общие, характерные для слышащих, так и специфические.
5. Как развиваются разные виды ощущений и восприятия у детей с нарушенным слухом?
6. Какие факторы влияют на формирование двигательных навыков у детей с нарушенным слухом?
7. Изменяется ли развитие речи ребенка в зависимости от времени и степени нарушения слуха?
Практическое задание
1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): неслышащие (глухие), слабослышащие (тугоухие), дактиль, артикуляция, поздноогхшие, ранооглохшие, аплазия, атрезия, отит, неврит слухового нерва.
2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с нарушениями слуха.
3. Просмотреть видеофильм и проанализировать особенности развития речи у неслышащих ранооглохших, позднооглохших; проанализировать особенности речевого развития у слабослышащих.
Оборудование: видеофильм «Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с нарушениями слуха».
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.
3. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 2001.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.- Гл.III-IV.
План
1. Причины, степень и виды нарушений зрения.
2. Особенности развития незрячих (слепых) детей.
3. Особенности развития слабовидящих детей.
4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями зрения.
5. Профилактика нарушений зрения.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите причины нарушений зрения.
2. Какова современная теория компенсации слепоты? Проанализируйте возрастные аспекты формирования компенсации.
3. Каковы взаимоотношения компенсации и коррекции?
4. Какое влияние оказывают нарушения зрения на формирование личности?
5. Какова роль деятельности в психическом развитии слепых и слабовидящих и в компенсации отклонений, связанных с нарушениями зрения?
6. Какие особенности внимания отмечаются при слепоте и слабовидении?
7. Какова роль речи в компенсации слепоты и слабовидения?
8. Каково влияние нарушений зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?
Практическое задание
1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): офтальмология, миопия, катаракта, амблиопия, нистагм, косоглазие, астигматизм, точечный шрифт Брайля, тифлографика, незрячие (слепые), слабовидящие.
2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с нарушениями зрения.
3. Просмотреть видеофильм и проанализировать особенности оборудования занятия по индивидуальной коррекции.
Оборудование: видеофильм, «Курчатовский реабилитационный центр. Ребенок с нарушением зрения».
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 2005.
3. Дефектология: Словарь – справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.
4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – С.-Пб., 1998.
5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.-Гл.III-IV.
План
1. Понятие синдрома раннего детского аутизма.
2. Клинико-психологическая характеристика РДА.
3. Вопросы дифференциальной диагностики РДА.
4. Проблемы коррекции РДА.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое синдром раннего детского аутизма (РДА)? Каковы основные характеристики этого синдрома?
2. Почему возникает РДА? Дайте характеристику основных современных представлений по этому вопросу (наследственность, органическое поражение головного мозга, психогенные факторы).
3. Охарактеризуйте основные клинические проявления синдрома РДА. Каковы современные представления об основном дефекте при РДА? Какие нарушения можно отнести к вторичным, третичным?
4. Каковы возможности социализации лиц с аутизмом? От каких факторов и условий зависит процесс социализации?
5. Как развивалась система помощи аутичным детям, подросткам и взрослым в России и за рубежом? Дайте общую характеристику основных зарубежных и отечественных подходов к коррекции РДА.
6. Что должен делать учитель массовой школы (педагог или воспитатель ДОУ), если у воспитанника предполагается синдром РДА?
Практическое задание
1. Составление тематического тезауруса (основные понятия): ранний детский аутизм (РДА), этиология и патогенез раннего детского аутизма, клинико-психологическая характеристика РДА.
2.Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Аутизм и нарушения развития», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с РДА.
3. Просмотреть видеофильм, проанализировать особенности контакта ребенка с окружающими.
Оборудование:видеофильм «Ребенок с РДА (Курчатовский реабилитационный центр).
Литература
1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.
2. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005. – Гл. V.
3. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. –
СПб., 1998.
План
1. Психопатия как форма дисгармонии личности.
2. Патологическое формирование личности.
Вопросы для обсуждения
1. Определите, что такое характер и как он может быть связан с дисгармонией развития.
2. Объясните, в чем отличие психопатии от акцентуации характера.
3. Опишите принципы построения типологии личности Э. Кречмера.
4. Перечислите возможные формы психопатий по этиологии возникновения.
5. Назовите основные клинические подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков).
6. Опишите классификацию акцентуаций характера и психопатий применительно к детскому возрасту К. Леонгарда.
7. В чем отличие классификации А.Е. Личко от классификации К. Леонгарда?
8. Охарактеризуйте основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.
9. Охарактеризуйте основные подходы к коррекции дисгармонического развития в детском возрасте.
Практическое задание
Составление тематического тезауруса (основные понятия): конституциональные психопатии (шизоидная, эпилептоидная, циклоидная, психастеническая, истерическая, неустойчивая).
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 2005.
Двигательного аппарата
Цель: проанализировать особенности психического развития и возможности коррекции и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательной системы.
План
1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.
2. Общая характеристика детского церебрального паралича (ДЦП).
3. Структура двигательного дефекта при ДЦП.
4. Нарушения психического развития при ДЦП.
5. Коррекция и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Вопросы для обсуждения
1. Охарактеризуйте основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
2. Дайте общую характеристику детского церебрального паралича.
3. Раскройте этиопатогенетические факторы возникновения ДЦП.
4. Каковы особенности психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП?
5. Раскройте основные принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
6. Охарактеризуйте типы специализированных учреждений в системе лечебно-педагогической помощи детям с церебральным параличом.
7. Охарактеризуйте возможности социальной адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (по материалам книги Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» и фильма Джеймса Ф. Коллиера «Джонни»).
Практическое задание
Просмотреть научно-методические журналы «Дефектология», «Специальная психология», «Коррекционная педагогика», «Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии», «Психическое здоровье» за последний календарный годи составить список статей, рассматривающих проблемы лиц с РДА.
Литература
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Дефектология: Словарь – справочник / Сост. С.С.Степанов. – М., 1996.
3. Основы специальной психологии / Под ред Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2005.
4. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2005.
План
1. Модель «прямой» пси