Дети со сложными нарушениями развития.

Здесь используются такие способы изучения личности: история развития ребенка, беседа с родителями, сбор сведений об особенностях психического развития ребенка до заболевания, использование сохранных органов чувств.

Психолого-педагогическое обследование состоит из: исследование особенностей двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка, ведущих средств общения и уровня владения навыками самообслуживания. Наблюдения за особенностями поведения и общения с окружающими в домашней обстановке. Также следует следить за реакцией ребенка в новом помещении, наблюдать характер контактов ребенка с близкими и незнакомыми, возможность ребенка в принятии диагностических заданий от взрослого, реакция ребенка на помощь.

№ 34 Использование методов психодиагностики для выявления детей группы риска школьной дезадаптации.

Структурная схема школьно ДА

Биологический вред негативное воспитание,

воздействие в микросоциуме

нарушение псих. разв.

       
  Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru   Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru

Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Трудности неуспеваемость, нар. поведения

Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru - учебный материал

- школьные нормы повед.

- коммуникативные

       
    Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru
 
  Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru

Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Негативное отнош. педагога Негатив отношение сверстников

 
  Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru

Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Эмоциональный дискомфорт

 
  Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru

Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru Школьная ДА

Дальнейшие трудности нарушение псих формирование психосом.

до формиров. асоциальной развития семпт-ки и прояв-я

направ-ти личности невроза

Диагностика школьной дезадаптации (комплексная, структурированная)

- медицинские данные

- педагогическая характеристика

- анализ социальной ситуации развития

Методы:

I. Наблюдение. В соответствии с целью в карте фиксируются все проявления неблагополучия (2-3 раза в неделю 3-4урока и 2 перемены).

Пять уровней эмоционального благополучия:

  1. Очень высокий (уверенность, ур. тревожности оптимальный)
  2. Высокий (позитив эмоц. фона больше)
  3. Нейтральный (отношение с окружающими недостаточно оптимальны, иногда признаки выраженного эмоционального дискомфорта)
  4. Низкий (самооценка понижена, тревожность повышена)
  5. Чрезмерно низкий (напряженный взгляд внутрь, двигательная активность снижена)

Анализ активности деятельности

  1. Непрерывная интенсивность деятельности
  2. Деятельность с признаками интенсивных моментов
  3. Активность при отсутствии интенсивности
  4. Прерывающаяся деятельность, более половины времени наблюдения ребенок не концентрируется на деятельности, либо длительные частый перебой в концентрации.
  5. Отсутствие деятельности, либо пассивное, стереотипная деятельность.


II. Диагностическая беседа.

- с родителями (консультация)

- педагогами (консультация)

- с ребенком

III. Метод анализа продуктов деятельности.

IV. Диагностический комплекс

(Лусканова Н.Г. и Корабейников И.К.)

От 6,5 до 7,5 лет. В комплекс включено 8 методик.

  1. Картинки с нелепыми ситуациями
  2. Заучивание 10 слов по Лурия
  3. Опосредованное запоминание по Леонтьеву
  4. Методика Ивановой А.Я (геометрические фигуры)
  5. Доска Сегена
  6. Установление последовательности событий
  7. Классификация
  8. Методика Пьерона-Рузера

1. Нелепица.

Цель: исследование степени выраженности эмоциональных реакций, активности восприятия, уровня осведомленности об окружающем, особенности развития речи.

Картинка в течении 30 сек – убирается и в протоколе фиксируется высказывания ребенка. Стимулирующая помощь, вопросы: понравилась ли, почему, и т.д.

Учитывается адекватность понимания ситуации, эмоциональной реакции, особенности поведения и необходимость помощи.

2. Заучивание 10 слов по Лурия. Цель: изучение процесса непосредственного запоминания и дополнительная косвенная характеристика качеств внимания.

Отмечается заинтересованность задания, результат непосредственного запоминания, результаты отсроченного воспроизведения через 40-45 мин.

3. Опосредованное запоминание по Леонтьеву.

Цель: выявление способностей к опосредованному запоминанию.

Модифицированный вариант: 5 слов и 16 картинок

Слова: Пожар, дождь, труд, ошибка, горе

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа и тд.

Слова предъявляются, ребенок выбирает картинку, которая может помочь запомнить слова. По картинкам воспроизвести слова

Оценивается понимание инструкции. Способ к нахождению символов, содержательных обоснований. 7 -10 мин.

4. Методика Ивановой А.Я (геометрические фигуры)

Цель: получение объективной информации о потенциальных возможностях ребенка к овладению новыми знаниями и умениями

(2 набора по 24 карточки или один набор и планшет; карт: квадрат, круг и пятиугольник как домик)

Ребенок должен разложить похожие с похожими. (30 сек)

Возможны обучающие уроки.

По завершению первого этапа, ребенку предлагается сформировать признак классификации.

Второй этап карточки перемешать и разложить по-другому. Если ребенок их раскладывает также - инертность мышления.

5. Доска Сегена

Дети со сложными нарушениями развития. - student2.ru

Планшет с пазами фигур, нужно заполнить пазы.

Фиксируется время выполнения, ошибки особенности моторики, активность ребенка. (30 сек до 5мин)

Учитывается прием выполнения, характеологические особенности наглядно-образного мышления. Что именно вызывает затруднения и эффективность помощи.

6. Методика последовательность событий по Берштейн

Цель: исследование особенностей логического мышления ребенка.

Серия из 5 картино. Предъявляется 4 и предлагается разложить по порядку, затем предъявляется пятая и предлагается ее присоединить к предыдущим и составить рассказ. (6-7мин).

Фиксируется правильность, смостоятельность, эмоциональная реакция на 5 карточку.

7. Классификация. Модифицированный, облегченный вариант.

Цель: исследование структуры мыслительной деятельности.

16 карточек, содержание которых позволило бы проводить простую классификацию.

Первый этап. Объединить карточки в 4 группы по признакам.

Второй этап «Укрупненный» Объединить эти 4 что к чему подходит.

Фиксируется понимание инструкции, характер объединения карточек в группы. Способность к пониманию более сложных связей и отношений и необходимая помощь.

8. Методика Пьерона-Рузера. Цель изучение объема и устойчивости произвольного внимания, скорость и качество формирования простого навыка, навык усвоения нового способа действия. Оценивается развитие мелкой моторики. Стимульный материал.Бланк с пустыми фигурами (звезда, флаг, полукруг, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг) и бланк образец со значками внутри фигур.

Инструкция. «Нужно заполнить бланк по образцу, задание нужно выполнять быстро и правильно».

Интерпретация результатов. Время работы фиксируется, всего отводится на работу 3 минуты, в протоколе фиксируется количество знаков заполненных за каждую минуту. Время начала самостоятельной работы, без опоры на образец тоже фиксируется. Количество ошибок за каждую минуту, заинтересованность, легко, небрежно и т. д. Также количество какой-либо помощи.

Заключительная беседа

  1. Понравилась ли работа?
  2. Что интересного?
  3. Что было сложным?
  4. Легким?
  5. Какую отметку сам себе поставил?

Этапы обработки и анализа эмпирических данных (25 параметров0

I группа параметров. Особенности аффективно-личностной сферы.

1. Контакт

2. Интерес

3. Аффективный компонент продуктивности

4. Активность

II группа. Особенности работоспособности.

6.динамика продуктивности

7. Истощаемость

8. Переключаемость

9. Внимание.

III. Интеллектуально-мнестическая деятельность. Общие характеристики.

10. Ориентировочная деятельность.

11. Понимание обращенной речи

12. Вербализация.

13. Целенаправленность. Нарушение психического развития

IV. Интеллектуально-мнестическая деятельность. Частные достижения.

14. Непосредственно кратковременная память

15. Продуктивность опосредования

17. Простое кодирование «Пьерона-Рузера»

V. Частные достижения с учетом оказанной помощи

18. доступность опосредования

19. Динамика обучения «Обучающий эксперимент»

20. Качества переноса «Обучающий эксперимент»

21. Коструктивный праксис «Доска Сегена»

22. Логическое построение «Последовательность событий»

Обобщение простые

24. Обобщения усложненные

25. Анализ «Нелепица»

Дополнительно:

I. Дестский Розенцвейг. Назначение методики: изучение реакции испытуемого во время фрустрационной ситуации.

Стимульный материал: лист для ответов, 24 карточки на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации – два человека или более, занятые ещё не законченным разговором, персонажи различаются по возрасту и по полу. Общее для всех рисунков - контурное изображение.

Инструкция: испытуемому предлагается поставить себя не место «отвечающего» и записать свой ответ на листе для ответов.

Процедура исследования: исследование проводится индивидуально.

Обработка результатов: каждый из ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, так же используются специальные таблицы и ключи.

II. Проективная методика для диагностики школьной тревожности была разработана в 1980 – 1982гг. А. М. Прихожан на основании методики Amen E. W., Renison.(1954). Методика предназначена для учащихся 6 – 9 лет.

Экспериментальный материал:2 набора по 12 рисунков размером 18/13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, набор Б – для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Проведение методики:Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Билет №33.Диагностический обучающий эксперимент как метод спец. психол. диагностики детей с отклонениями в развитии.

Определение:

Обучающий эксперимент –эксперимент (как правило, протекающий в виде нестандартизированного психодиагностического диалога), в ходе которого у испытуемого формируется определенные психические свойства (понятия, навыки и умения) с заданными характеристиками в результате активного, целенаправленного и методичного воздействия на него со стороны экспериментатора – диагноста (наводящие примеры, подсказки и т.п.). В коррекционно – диагностической практике некоторые приемы обучающего эксперимента могут быть использованы для выявления так называемой «зоны ближайшего развития» и прощупывания возможностей для оперативной коррекции дефекта развития.

Наши рекомендации