Психологическая защита и ее виды
Постановка проблемы психологической защиты принадлежит 3.Фрейду. Исходя из разработанной им структуры личности («Ид», «Эго».«Супер — Эго»), психологическая защита рассматривалась как основная функция Эго. Ее цель-адаптация личности к условиям среды. Удовлетворение требований Ид (влечений) не всегда возможно в реальной жизни. Поэтому Эго пускает в ход специальные механизмы «задержки» влечений. Угроза целостности личности также может исходить из инстанции Супер-Эго (нормы и запреты). Понятно, что Эго приходится быть большим дипломатом, удовлетворяя и укрощая двух господ одновременно.
Согласно А.Фрейд, Эго представляет собой структуру, которая развивается в жизни ребенка. Опасность, грозящая Эго (потеря целостности), идет как со стороны инстинктивных влечений, так и из внешнего мира. Процесс развития Эго заключается в приобретении все более совершенных способов защиты от внешних и внутренних конфликтов. Тем самым, снижается уровень тревожности, чувство дискомфорта, препятствующее адаптации. Более «тонким» механизмам защиты соответствует большая зрелость личности и более эффективная ее адаптация. Механизмы защиты формируются в период детства, их индивидуальный набор зависит от многих факторов внутрисемейной ситуации, отношений ребенка с родителями, от тех конкретных обстоятельств жизни, с которыми ребенок встречается.
Современный психоанализ насчитывает более 20 видов защитных механизмов. Рассмотрим коротко некоторые из них.
Вытеснение— наиболее универсальное средство избежать внутреннего конфликта. Его цель — устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Вытеснение считается наиболее примитивным и малоэффективным средством защиты, так как: 1) вытесненное содержание все-таки прорывается в сознание (обмолвки, описки, неловкие движения, юмор, невротические и психосоматические симптомы). 2) неразрешённый конфликт обнаруживает себя высоким уровнем тревожности и чувством дискомфорта. Вытеснение характеризует незрелость личности.
ществование ситуаций, несущих тревогу или компенсирует их воображаемыми ситуациями (например, человек не хочет верить в потерю близкого и продолжает вести себя так, как будто он продолжает жить).
Реактивное образование— замена Эго неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему.
Регрессия— возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истероидные реакции типа сосания пальцев, детского лепета у взрослых людей, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека. Этот механизм пускается в ход, когда Эго не в состоянии принять реальность такой, какой она есть, или личность не в состоянии справиться с требованиями Супер-Эго. Регрессия, как правило, характеризует незрелую личность.
Рационализация— псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие феномены рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый известен по басне И.А.Крылова «Лиса и виноград», когда происходит дискредитация недосягаемого объекта. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью преувеличение ценности имеющейся в данный момент — по известному принципу: «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
Сублимация— защита посредством десексуализации импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Например, либидо (сексуальная энергия) может сублимироваться в творчестве, агрессивность — в спортивных играх или политической активности.
Проекция — приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера. В межличностных отношениях она выступает в форме феномена «козла отпущения». Предполагается, что к проекции предрасполагают такие черты характера, как недоверчивость, подозрительность, фанатизм.
Защитные механизмы являются ригидными, вынужденными, непроизвольными и неосознаваемыми процессами, действующими нереалистически, без учета целостной ситуации и долговременной перспективы.
Психоанализ
ПСИХОАНАЛИЗ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.
Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.
Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как «принцип удовольствия», характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения.
Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них — принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого.
Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать.
Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения.
Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход — не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства.
Адлерианская психология
(Индивидуальная психология) - теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, рассматривает личность как наделённую творчеством, ответственностью, стремящуюся к поставленным целям в пределах своей области и в силу своего личного опыта индивидуальность
В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни человека ведёт к саморазрушению. Индивид в таком положении скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы, и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.
Адлерианская психология основана на определенных предположениях и постулатах, одним из пунктов считается влияние раннего детства на развитие личности. Адлер в центре внимания ставил последствия восприятия детьми своей семейной группы и их действия за значимое место в ней.