Современные тенденции развитиянаучной психологии
Характерной чертой развития научной психологии во второй половине XX века стало постепенное стирание границ между разными научными школами и направлениями. В новых психологических теориях и эмпирических исследованиях все чаще интегрируются знания из разных психологических концепций: бихевиоризма, гештальтпсихологии, психоанализа, генетической психологии, гyмaнистической психологии, когнитивной психологии.
Примечательным фактом развития психологии во второй половине XX века стала также ее интернационализация. Бихевиоризм начала века имел прочные национальные корни и был преимущественно американской психологией. Гештальтпсихология имела распространение в Германии, психоанализ - в Австрии, генетическая психология - в Швейцарии, культурно-историческая психология - в России. Позже эти научные школы были экспортированы из этих стран в другие.
Ко второй половине XX века, по мнению Дэвида Майерса, сложилось три мира психологии. Соединенные Штаты Америки описываются им как первый мир психологии - супердержава академической психологии. Другие индустриальные державы формируют второй мир. Великобритания, Германия, Франция, например, так же как и Северная Америка, имеют устоявшиеся традиции в научной психологии. Но в силу того, что университетская система там не так обширна, академические психологи составляют всего лишь 1/25 часть от количества психологов в Соединенных Штатах. Количество населения в Советском Союзе было примерно таким же, как и в США, но психологи здесь составляли 1/10 часть от числа психологов в США.
Развивающиеся страны, такие как Бангладеш, Куба и Нигерия, формируют, по мнению Д. Майерса, третий мир психологии (Майерс, 1997, с.39).
В то же время в последние десятилетия интернационализация психологии в мире набирает темпы. И порой психологи из разных стран, но занимающиеся одной научной проблемой, лучше знают друг друга, чем психологи, живущие в одной стране. Психологические знания теряют национальную принадлежность и черпаются из всех трех миров, о которых пишет Майерс. Постепенное превращение английского языка в язык международного научного общения снимает последние барьеры на этом пути.
Другой заметной тенденцией развития психологии во второй половине XX века стала значительная дифференциация психологических знаний. Многие ученые так углубились в собственные научные проблемы, что совершенно потеряли интерес к другим сферам психологического исследования, к психологии в целом. В результате психология стала терять свое единство и целостность.
Во второй половине XX века происходило значительное усиление прикладной и практической психологии, развитие их в отдельные отрасли психологии.
ОТРАСЛИ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как мы помним, психология стала самостоятельной наукой только в конце XIX века и в течение XX столетия накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают. Психология стала очень разветвленной наукой, и специалисты в одной отрасли психологии уже не могут быть достаточно компетентными в другой области психологических знаний и научных исследований.
Научная психология в свою очередь разделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:
- общая психология,
- психология личности,
- дифференциальная психология,- психофизиология,
- нейропсихология,
- социальная психология,
- психология развития,
- психология аномального развития (или специальная психология),
- сравнительная и зоопсихология.
Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, а также процессов регуляции деятельности, психические состояния человека.
Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально-обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека
Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.
Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.
Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.
Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.
Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).
В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.
Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.
Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:
- педагогическая психология,
- медицинская психология,
- юридическая психология,
- экономическая психология,
- психология религии,
- психология спорта,
- психология труда, включающая инженерную, военную, транспортную, авиационную и космическую психологию, психологию торговли.
Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся психология обучения и воспитания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической
психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психические проявления болезней; роль психики в возникновении и протекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.
Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к судебной и исправительной сфере деятельности. Подразделяется на судебную, криминологическую и пенитенциарную (или исправительную) психологию.
Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.
Политическая психология изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.
Психология религии изучает психологические проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.
Психология труда - это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.
Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология, военная психология.
Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой полезно психологам при работе с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.
Структура отраслей психологии побиблиотечно-библиографической классификации
Ю91 История психологии.
Ю91(0) Всемирная история психологии.
Ю91(2) История психологии в СССР.
Ю91 (4/8) История психологии в зарубежных странах.
Ю92 Развитие психики. Генетическая психология.
Ю922 Зоопсихология и сравнительная психология.
Ю923 Психологический аспект проблем антропогенеза и возникновения сознания человека.
Ю93 Общая психология.
Ю932 Психика и сознание.
Ю933 Высшая нервная деятельность как физиологическая основа психики.
Ю935 Психические процессы и состояния.
Ю936 Психология деятельности, поведения.
Ю937 Психология личности.
Ю94 Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая (прикладная) психология.
Ю940 Педагогическая психология взрослых.
Ю941 Психология труда. Инженерная (техническая),авиационная и космическая психология.
Ю942 Военная психология.
Ю943 Психология спорта.
Ю944 Психология чтения и психология библиотечнойработы.
Ю945 Психология творчества. Психология научной, научно-технической и художественной деятельности.
Ю947 Юридическая (судебная) психология.
Ю948 Медицинская психология.
Ю949 Другие виды отраслевой (прикладной) психологии.
Ю95 Социальная (общественная) психология.
Ю951 Историческая психология. Психология классов.
Ю952 Личность как социально-психологическое явление.
Ю953 Психологические проблемы социального общения (коммуникативности), влияния и взаимовлияния людей.
Ю954 Психология малых групп (коллективов). Коллектив и личность.
Ю955 Массовидные явления психики.
Ю956 Психология семьи, быта, психология воспитания детей в семье.
Ю957 Психология религиозности и атеистического воспитания.
Ю958 Психология наций (этническая психология).
Ю959 Социально-психологические проблемы отдельных отраслей психологии.
Ю96 Особые состояния и явления психики.
Ю98 Детская психология.
Ю983 Общие проблемы детской психологии.
Ю984 Отрасли детской психологии.