Предметная область психологии
Психологию можно определить как научное исследование поведения и психических
процессов. Этому определению соответствует огромное разнообразие тем. Чтобы дать о них
некоторое представление, кратко остановимся на пяти наиболее характерных проблемах, изучаемых психологами. (Более подробно все эти проблемы будут рассмотрены в различных частях книги.)
Мозговые травмы и узнавание лиц. Неудивительно, что у людей с повреждениями мозга,
как правило, нарушается поведение. Удивительно, однако, то, что иногда, когда поврежден
ограниченный участок мозга, человек может потерять какую-то одну конкретную способность, а во всем остальном выглядеть нормально. Впечатляющим примером такого случая являются люди,
которые в результате правостороннего повреждения определенного участка мозга не узнают
знакомых лиц, но практически нормально справляются со всеми остальными делами. Такая потеря способности узнавать лица называется «прозопагнозией», и иногда она просто ошеломляет. Известен случай, описанный неврологом Оливером Саксом, когда пациент на самом деле принял свою жену за шляпу! (Sacks, 1985). В другом случае с прозопагнозией человек пожаловался официанту в ресторане,что некто все время на него смотрит, на что ему сказали, что он сам смотрит в зеркало: этот человек не смог узнать свое собственное лицо! Такие случаи многое говорят нам о том, как работает нормальный мозг. Они показывают, что некоторые психические функции — такие как узнавание лиц — локализованы в определенном участке мозга. Это как если бы у нас в мозге был специальный механизм, который чаще всего делает что-то одно, или если бы наш мозг, или разум, состоял из группы специалистов, каждый из которых делает «свое дело» Атрибуция личностных качеств. [Атрибуция — приписывание (чему-либо или кому-либо)
некоторого свойства. — Примеч. пер.] Представьте, что вы оказались свидетелем следующей сцены в переполненном универмаге. Сборщик благотворительности подходит к покупательнице и на глазах у всех умоляет ее сделать взнос; та решает для благотворительных целей подписать чек на 50 долларов. Сочли бы вы ее щедрой? Или, наоборот, подумали бы, что эта женщина сделала пожертвование под давлением? Нет никаких логических оснований предпочесть одно объяснение другому. В бесчисленных экспериментах по изучению гипотетических ситуаций вроде вышеописанной показано,
что скорее всего эту женщину сочтут щедрой. Так что когда нам надо решить, отражает ли чей-то поступок нечто особенное (например, пожертвование 50 долларов) в данной личности или же он связан с особенностями ситуации, в которой этот человек находится, мы склонны (бессознательно) приписывать данное поведение личности. Мы склонны считать, что поступки других людей вызваны их внутренними качествами, а не ситуациями, в которых они оказываются. И эта склонность зачастую приводит нас к ошибке. Иногда давление ситуации может быть настолько сильным, что почти
каждого заставляет действовать одинаково, но несмотря на это мы интерпретируем данное действие как проявление индивидуальных особенностей личности. Ошибки, возникающие из-за этой склонности, настолько распространены, что заставляют практически всех людей вести себя предсказуемым образом (см. рис. 1.1)
Личностные качества (напр., щедрость, сочувствие)
Давление ситуации(напр., давление, оказываемое просителем, и наблюдение со стороны окружающих)
Пожертвование 50$ на благотворительность
Рис. 1.1. Наделение личностными качествами. Когда мы думаем, вызвано ли существенноепожертвование на благотворительность особенностями личности дающего или же самойситуацией, то склоняемся к решению, что некоторое качество личности оказалось решающим.
Амнезия детства. Большинство взрослых, даже будучи в солидном возрасте, могут вспомнитьсобытия своих ранних лет, но только до определенного момента. Фактически никто не может точновспомнить многие события, происшедшие до трехлетнего возраста. Возьмем, например, такоезначительное событие, как рождение брата или сестры. Если оно произошло после того, как вамисполнилось 3 года, наверное, вы что-то об этом помните, и чем больше вам тогда было лет, тембольше вы сможете вспомнить. Но если рождение состоялось до 3-летнего возраста, то многимлюдям будет трудно точно вспомнить хотя бы один случай, относящийся к этому событию (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Припоминание событий раннего детства. В эксперименте по амнезии детстваиспытуемым — студентам колледжа — задавали 20 вопросов о событиях, сопровождавшихрождение младшего брата или сестры. Среднее количество вопросов, на которые были даныответы, изображено как функция от возраста испытуемого на момент рождения другого ребенка.Если рождение приходилось менее чем на четвертый год жизни, никто из испытуемых не мог ничегооб этом вспомнить; если рождение приходилось на более поздний период, количество воспоминанийувеличивалось в зависимости от возраста на момент этого события (по:Sheingol & Tenney, 1982).
Это явление было открыто Зигмундом Фрейдом и называется амнезией детства. Оно особенноудивительно тем, что в первые три года жизни мы приобретаем чрезвычайно богатый опыт. Такмного нового на пути, который никогда не повторится; из беспомощных новорожденных мыпревращаемся в ползающих, лопочущих младенцев, а затем — в детей, которые ходят иразговаривают. Но все эти удивительные превращения оставляют незначительный след в нашейпамяти.
Тучность. По грубым оценкам, 35 миллионов американцев страдают от тучности; попростуэто означает, что их вес на 30% и более превосходит вес, нормальный для их роста и телосложения. Кнесчастью, тучность может стать клеймом нашего общества. Тучность еще и опасна: она повышаетриск заболевания диабетом, учащает случаи повышенного кровяного давления и сердечныхзаболеваний. На противоположном полюсе этого явления находятся люди (особенно молодыеженщины), страдающие нервной анорексией — заболеванием, при котором человек суровоограничивает свое питание, доводя себя иногда до добровольного голодания. Анорексия может даже
приводить к смерти. Психологов интересует, какие факторы заставляют людей есть слишком многоили слишком мало. Одним из таких факторов, видимо, является опыт депривации. Если крыс сначалалишают пищи, затем дают отъесться до нормального веса и наконец позволяют есть вволю, то ониедят больше, чем те крысы, у которых периода депривации не было. В этом примерепредшествующая депривация приводит к последующему перееданию. Это может объяснить, почемуво многих случаях анорексии парадоксально соседствуют записи об излишествах в еде: депривация с
целью оставаться худым со временем приводит к перееданию.
<Рис. Психологов интересует, каковы причины переедания. К числу возможных причин,
ставших предметом исследования, относятся генетические факторы и средовые влияния, такие кактенденция к перееданию в присутствии определенных стимулов.>
Воздействие средств массовой информации на выражение агрессии детьми. Вопрос о том,повышается ли уровень агрессии детей вследствие просмотра телепередач, включающих сценынасилия, до сих пор остается спорным. Хотя многие наблюдатели считают, что насилие,показываемое по телевидению, воздействует на поведение детей, другие полагают, что сцены насилиямогут иметь катарсический эффект, то есть они могут фактически приводить к снижению уровняагрессии, позволяя детям выражать агрессию косвенно, тем самым «удаляя ее из их системы». Дляисследования косвенного выражения агрессии проводилось наблюдение за детьми во времяпросмотра телевизионных передач. В одном из экспериментов одна группа детей смотреламультфильмы со сценами насилия, а другая (с той же продолжительностью) — мультфильмы безнасилия. Дети, смотревшие мультфильмы с насилием, становились более агрессивными приконтактах со сверстниками, тогда как у детей, смотревших мультфильмы без насилия, изменений вагрессивности не наблюдалось. Более того, эффекты телевизионной демонстрации насилия могутбыть затяжными: чем больше программ с насилием мальчик смотрит в 9 лет, тем с большейвероятностью он окажется агрессивнее в 19 лет (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Связь между детским восприятием телепрограмм с насилием и агрессивностьюво взрослом возрасте. Классическое исследование показывает, что предпочтение мальчиками 9-летнего возраста телепрограмм с насилием связано с более агрессивным поведением в возрасте 19лет по сравнению с другими сверстниками (по:Eron et al., 1972).
<Рис. Психологические исследования свидетельствуют о том, что просмотр телепередач,содержащих сцены насилия, оказывает негативное влияние на маленьких зрителей.>