Раздел 3. Научно-практическая деятельность психолога специализированного центра
В современных исследования все чаще начинается задаваться вопрос о возможности и необходимости различать коррекционную и развивающую работу. Как считает Н.И.Гуткина (1996), если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистическогo. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н.И. Гуткина, 1996). Таким образом, основное отличие психокоррекция от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или поведения и направлена на их переделку, в то время как задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества. В контексте проблем возрастной и специальной психологии эта задача является одной из важнейших
В современной литературе обсуждаются смежные с термином «психокоррекция» понятия –реабилитация, абилитация. Вполне отдавая себе, отчет в условности этих понятий и понимая, что это взаимосвязанные формы психолого-педагогического воздействия в целях сохранения и восстановления психического здоровья, постараемся разграничить их.
Совсем недавно с развитием системы раннего вмешательства появился новый термин «абилитация» (Е.В.Кожевникова, Р.Ж.Мухамедрахимов, Л.А.Чистович, 1998; Л.И Боровиков; А.И.Бороздин, (2000) и др). В социальной энциклопедии абилитация определяется как «восстановление физических и умственных способностей детей, официально признанными неизменяемыми и необучаемыми» (Социальная энциклопедия, 2000.-С.13). Происхождения этого термина от латинского «abilitatio», «habilis» - удобный, приспособительный. По определению Л.О.Бадаляна (1987) абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Абилитационная ситуация включает в себя случаи, когда ребенок уже рождается с тем или иным отклонением в физическом или психическом развитии. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Об абилитации говорят и в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Поэтому абилитационные мероприятия представляют собой систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений (В.М.Сорокин, 2003).
Важным является отличие абилитации от реабилитации и психокоррекции. Реабилитация определяется как «система социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация - процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (М.М.Кабанов, 1998. ). Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Таким образом, цель реабилитации – не допустить превращение личности ребенка с отклоняющимся развитием в инвалидную личность.
Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста. При проведении абилитационных мероприятий особую важность приобретает учет резервных возможностей мозга. Здесь существует необходимость как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Мозг ребенка обладает особенно высокими потенциальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образований. Это связано с меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие-нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающих различные функции и различные анализаторы. В этом важнейшая основа способности к обучению. И в этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора (Л.О. Бадалян, 1987).
В современной ситуации перед психологами возникают задачи не только своевременного выявления и диагностики особенностей отклоняющегося развития, но и определения содержания и методов коррекционного воздействия, индивидуализация коррекционных программ, то есть сопровождения проблемного ребенка в рамках выбранного образовательного маршрута. Сама идея сопровождения (от англ.guideness) возникла как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. Подходы психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали реализовываться в системе образования с середины 1990-х гг. в связи с развитием психологической службы. Под сопровождением развития ребенка понимается создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в развитии, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Задание 6. Психологическое сопровождение и коррекционно-развивающая работа психолога
Цель: приобретение опыта разработки и проведения коррекционно-развивающих мероприятий, консультаций.
Отчетность: привести примеры практических занятий с детьми или другими участниками образовательного процесса, имеющие коррекционно-развивающую, психотерапевтическую направленность (проект программы, видеоматериалы, конспект занятий и выводы). Ознакомление и усвоение методов и приемов развивающей и психокоррекционной работы с детьми с использованием техник игровой, танцевальной терапии, психогимнастики, арт-терапии, экспрессивной психомоторики. Овладение методикой и технологией ведения групповой работы с детьми. Составить методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей данного учреждения.
Задание № 7. Исследование структуры взаимотношений и психологическая помощь ближайшему окружению ребенка.
Цель: Практическое исследование проблем детско-взрослых отношений, возникших при проведении консультирования. Освоение методики проведения исследования и консультирования родителей, педагогов, умение осознавать ситуацию взаимодействия с клиентом, контролировать свое поведение. Ознакомление и усвоение методов и приемов работы по снятию психологического напряжения, стресса. Овладение методикой и технологией ведения групповой работы в рамках тренинга детско-родительских отношений. Знакомство со стратегией и тактикой определения техники общения в группе. Подготовка и проведение социально-психологического тренинга по технике педагогического или делового общения, консультативной психотерапевтической и психокоррекционной работы под руководством психолога учреждения.
Отчетность: Предоставить первичные материалы по исследованию стилей взаимоотношений детско-взрослого сообщества, определение стилей патологизирующего воспитания, эмоционально-личностных проблем родителей и педагогов, рекомендации по их решению с помощью консультативной психотерапевтической и психокоррекционной работы. Конспекты проведенной консультации, тренинга и пр.