Раздел 2. Исследование психологических особенностей личности в норме и патологии

С позиции системного подхода концептуальным фактором исследования развития детей с отклоняющимся развитием является комплексный многоуровневый психологический диагноз, результатом которого должны стать рекомендации по организации процесса психокоррекции и сопровождения ребенка в образовательном пространстве.

Ниже представлены уровни системного многоуровневого анализа особенностей психического развития личности в дизонтогенезе, отвечающие перечисленным выше принципам.

Многоуровневый системный анализ психического развития личности в дизонтогенезе

 
  Раздел 2. Исследование психологических особенностей личности в норме и патологии - student2.ru

Индивидный уровень

( Раздел 2. Исследование психологических особенностей личности в норме и патологии - student2.ru Раздел 2. Исследование психологических особенностей личности в норме и патологии - student2.ru Раздел 2. Исследование психологических особенностей личности в норме и патологии - student2.ru Психофизиологические

и психомоторные особенности)

(соматический статус; особенности

типа нервной системы, ВНД;

уровень работоспособности;

психомоторное развитие)

Индивидуально-психологический

Уровень

(особенности когнитивной сферы, память,

внимание, мышление, произвольность;

восприятие, связная речь и др.)

Личностный уровень

(эмоционально-личностные особенности)

(психологические свойства личности,

особенности самооценки, самоотношение,

особенности эмоций и чувств,

социально-психологическая адаптация)

Уровень развития индивидуальности, субъектности (социально-психологические

особенности - социальная ситуация развития)

(система взаимоотношений с другими - смысловые отношения, ценности; особенности ведущей деятельности, активность личности ребенка)

Рис. Уровни системного многоуровневого анализа особенностей психического развития личности в дизонтогенезе (автор Соколова Е.В.)

 
  Раздел 2. Исследование психологических особенностей личности в норме и патологии - student2.ru

Подобный системный многоуровневый подход весьма перспективен для исследований дизонтогенеза: он обеспечивает проведение дифференцированной диагностики; позволяет предположить возможные вторичные нарушения развития и спланировать систему превентивных мероприятий, создает возможность для целенаправленной психокоррекции нарушений развития. Психодиагностические исследования такого типа позволят конкретизировать вид отклоняющегося развития, значимы при комплексном обследовании детей с целью отбора в специальные учреждения, используются в форме длительного (клинического, лонгитюдного) изучения на всем протяжении дошкольно-школьного воспитания и обучения ребенка с нарушениями развития. Такой подход к диагностике отклоняющегося развития, на наш взгляд, играет важнейшую роль в построении программы психологического сопровождения развития ребенка, индивидуализации развивающее -коррекционных и педагогических мероприятий, позволяет создать условия для наиболее эффективного использования компенсаторных возможностей развития ребенка.

Задание 3.Анализ понятий нормативного и отклоняющегося развития.

Цели: Расширить представление студентов о различном понимании нормы и патологии развития личности. Познакомиться вариантами классификаций психического дизонтоегенеза. Научиться работать с медицинской документацией, где обозначен диагноз ребенка.

Отчетность:Привести примеры медицинских диагнозов и особенностей развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития по типологии Семаго Н.Я. и М.М.

Задание 4. Изучение и анализ анамнеза развития проблемного ребенка.

Цель: Научить студентов собирать и исследовать информацию о развитии ребенка (анамнез развития), анализировать различные факторы и причины отклоняющегося развития. Научиться работать с медицинской документацией, проводить беседы с родителями, педагогами по сбору информации о развитии ребенка.

Отчетность:Привести пример подробного анамнеза ребенка, проанализировав первичные причины отклоняющегося развития и факторы, осложняющие развитие ребенка (вторичные, третичные нарушения).

Для изучения особенностей социального окружения ребенка, условий и факторов, влияющих на его развитие, предлагается карта-схема изучения социально-психологического и медицинского статуса ребенка, которая позволит получить дополнительную информацию о социальной ситуации развития. Использование данных вопросов эффективно для проведения первичной беседы с родителями. Анкета может заполняться самим родителем, но наибольшую информацию о развитии ребенка психолог может получить только при непосредственной беседе и самостоятельном заполнении карты.

Задание 5. Исследование особенностей психического развития ребенка с нарушениями развития

Цель: приобрести опыт проведения индивидуального психологического обследования ребенка с отклоняющимся развитием и подготовки документации на ПМПк.

Отчетность: провести психологическое обследование ребенка с нарушениями развития и заполнить карту психолого-педагогического обследования ребенка и написать заключение по результатам психологического обследования ребенка.

Наши рекомендации