Экспериментальное исследование психологических особенностей учащихся (методики)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (МЕТОДИКИ)

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К УРОКУ

Что привлекает на уроке?

Ответы Изучаемые предметы
         
Момент проверки домашнего задания          
Слушать ответы товарищей          
Отвечать на вопросы учителя          
Слушать объяснение учителя          
Совместно с учителем обсуждать новый материал          
Лично формулировать выводы, определения          
Формулировать способы выполнения задач          
Самостоятельно изучать заданное по учебнику          
Выполнять контрольную работу          
Выполнять лабораторно-практическую работу          
Решать творческие задачи          

Инструкция. Укажите степень вашей заинтересованности. Если индивидуальные бланки исследования дают возможность опреде­лить изучаемое явление относительно каждого ученика, то сведение их в водную матрицу дает возможность определить познавательное отношение к уроку со стороны всех учащихся класса. При этом средние арифметическиепоказатели будут свидетельствовать о предпочтительном отношении класса к определенному виду деятельности на уроке. Например, по графе "Момент проверки домашних задании среднеарифметический индекс для всего класса составляет 0,16 балла, а "Совместное обсуждение вопросов учителя" - 0,7 балла из единицы возможного. Это дает основание говорить о том, что тра­диционные формы опроса домашних заданий для учащихся непривлекательны, потому непродуктивны.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ

Ответы Изучаемые предметы
         
1. Интерес к предмету          
2. Желание быть полезным людям          
3. Желание получить аттестат          
4. Требования со стороны родителей          
5. Стремление получить прочные знания          
6. Сознание важности и необходимости этого предмета          
7. Стремление быть в передовиках          
8. Уроки доставляют удовольствие          
9. Чувство стыда за свое "не знаю"          
10. Стремление доказать свои способности          
11. Чтобы не огорчать родителей          
12 Приятно узнавать новое          
13. Ответственность перед учителем          
14. Желание получить хорошие отметки          
15. Нравится ходить в школу          
16. Боязнь наказания          
17. Быть не хуже других          
18. Не хочу оставаться на второй год          

Предлагаемая методика позволяет изучить мотивы учения по любому предмету. Вопросы утверждения подобраны и расположены так, что ответы ученика группируются по 4-м видам отношений к учению, что и составляет мотивационную основу учебного труда школьника, следовательно, они обна­руживают 4 вида мотивов учения: I - положительное отношение как мотив II - ответственное отношение как мотив III - престижное отношение как мотив IV - отрицательное отношение как мотив.



Виды мотивов № вопроса Итоги % Занимаемое место
I      
II        
III      
IV        

Инструкция

1. Если согласен с таким утверждением, то рядом с таким номером поставь знак"+", если нет - знак "-". Если точно не можешь ответить "0".

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕНИИ

Что мешает учиться лучше?

Ответы Изучаемые предметы
         
Недоступность учебного материала          
Неумение самостоятельно работать с книгой          
Отсутствие приемов учебной работы          
Неверие в свои силы          
Увлечение другими делами          
Плохие взаимоотношения с родителями          
Плохие взаимоотношения с учителем          
Плохие домашние условия          
Другие причины          


ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ

Качественная оценка Впиши название предметов, которые соответ­ствуют указанному качеству
Хорошие  
Полезные  
Умные  
Дельные  
Интересные  
Необходимые  
Легкие  
Активные  
Желательные  
Занимательные  

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Методика незаконченных предложений представляет собой набор на­чал фраз, которые предлагается закончить самому испытуемому. По напи­санным им завершениям фраз можно в определенной степени судить о раз­личных отношениях испытуемого или, по крайней мере, о том, какими он пытается их представить.

1. Думаю, что мой отец редко...

2. Если все против меня, то...

3. Я всегда хотел...

4. Если бы я занимал руководящий пост...

5. Будущее кажется мне...

6. Мои отметки в школе...

7. Знаю, что глупо, но боюсь...

8. Думаю, что настоящий друг...

9. Когда я был ребенком...

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является...

11. Когда мне говорят, что надо учиться...

12. По сравнению с большинством семей моя семья...

13. Интереснее всего мне ...

14. Я и моя мама ...

15. Сделал бы все, чтобы забыть...

16. Если бы мой отец только захотел...

17. Думаю, что я достаточно способен...

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы...

19. Если кто-нибудь будет под моим руководством...

20. Надеюсь на...

21. В школе мои учителя...

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...

23. Не люблю людей, которые...

24. В детстве я...

25. Считаю, что большинство юношей и девушек...

26. Моя жизнь кажется мне...

27. Моя семья обращается со мной как с...

28. Ребята с которыми я учусь...

29. Я думаю, что моя мама...

30. Моей самой большой ошибкой было...

31. Я хотел бы, чтобы мой отец...

32. Моя наибольшая слабость заключается в том...

33. Моим скрытым желанием в жизни...

34. Мои одноклассники...

35. Наступит тот день, когда...

36. Когда ко мне приближается преподаватель...

37. Хотелось бы мне перестать бояться ...

38. Больше всего люблю тех людей, которые...

39. Если бы я снова стал ребенком...

40. Считаю, что большинство взрослых...

41. Когда я вспоминаю школу...

42. Большинство известных мне семей...

43. Люблю иметь дело с людьми, которые...

44. Считаю, что большинство матерей...

45. Когда я был ребенком, то чувствовал себя виноватым, если...

46. Мне очень не нравится, когда мои товарищи...

47. Думаю, что мой отец...

48. Больше всего я хотел бы в жизни ...

49. Когда я о чем-нибудь прошу других...

50. Когда я буду взрослым...

51. Учителя, которых я признаю и уважаю ...

52. Мои опасения не раз заставляли меня ...

53. Когда меня нет рядом, мои друзья...

54. Моим самым живым воспоминанием детства является...

55. Мне очень не нравится, когда взрослые...

56. В школе я...

57. Когда я был ребенком, моя семья...

58. Считаю, что мои друзья...

59. Я люблю свою маму, но...

60. Самое худшее, что мне случалось совершить, это...

Приведенный выше набор незаконченных предложений (не обязатель­но использовать его в неизменном виде) составлен так, что он охватывает следующие сферы жизни школьника:

Сфера жизни школьника Номер предложения
Семья 1, 12, 14, 16,27,29,31,42,44,47,57,59.
Друзья и сверстники 8,22,28,34,46,53,58.
Школа 6, 11,21,41,56.
Желания и интересы 3,4,13, 15, 18,20,33,35,37,50.
Нравственные взгляды 2, 10,23,25,40,45,55,60.
Я сам 5, 7, 9, 17, 19, 24, 26, 30, 32, 36, 38, 39, 43, 48, 49, 50, 52, 54.

Качественная обработка результатов ведется с учетом приведенной таблицы.

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите, его несуществующим названием»

Лист бумаги лучше всего взять белый. Пользоваться карандашом сред­ней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Показатели и интерпретации

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем бо­лее выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружаю­щих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутвержде­нию.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверен­ность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинте­ресованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тен­денции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, дей­ственности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца).

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств -уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в ин­формации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по дру­гим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуе­мый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуциру­ет на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакций (ра­дость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ особенно зачерченный, трактуется как лег­кость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами -вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задира­ется, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осужде­ние, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку пе­реживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты харак­тера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы гово­рит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эруди­цию) в себе и окружающих.

На голове также бывает расположены дополнительные детали: напри­мер, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признака­ми - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или за­щитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративное. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, под­черкивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рас­сматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фи­гуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и зна­чимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутст­вии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соедине­ние точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены во­все - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решения­ми. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих де­талей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналь­ность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры: могут быть функцио­нальными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, де­тали панциря, перья, бантики вроде завитушек - кудрей;цветково - функцио­нальные детали - энергия охвата разных областей' человеческой деятельно­сти, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразбор­чивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соуча­ствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе мес­та под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несущест­вующее подобие в султане из павлиньих переев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукций - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным - возможностям, к собственной нерешительности. Положи­тельная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние, и т.п.). Обратить внимание на хвосты, со­стоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пыш­ные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию высту­пов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если они выполнена в острых уг­лах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против выше­стоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учи­телей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насме­шек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуаци­ях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру; а внут­ри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе дея­тельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вку­сов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - толь­ко ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, кры­лья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных ли­ний и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изо­бражение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию допол­нительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элемен­тов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -•экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое забо­левание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутино­образная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обрат­ный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий то­нус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какай деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему при­вязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение час­тей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотип­ность линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборван-ность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, ней­тральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или бо­лее, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юб­ки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, со­ответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Меха­низм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их ха­рактеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена, количеством, расположением и ха­рактером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигу­ре и др., Это отношение к полу, вплоть до «фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и вы­ражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутренне­го мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающих­ся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала прини­мают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая де­таль, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выража­ется в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

МЕТОДИКА СОЦИОМЕТРИИ

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Перед началом опроса осуществляется инструктаж тестируемого класса. В ходе которого следует объяснить группе цель иссле­дования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Результаты тестирования не должны разглашаться в классе, они могуг быть представлены только психологу школы и/или классному ру­ководителю.

Инструкция. «При формировании Вашей группы, естественно, не могли быть учтены Ваши пожелания, поскольку Вы были недостаточно зна­комы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно опреде­лились, и для Вас и для Вашего руководства выгодно учитывать ваши поже­лания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с классом. Отсутствие доверия, подозрения в том, что результаты опроса мо­гут быть использованы во вред испытуемому, приводит к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

После этого переходят к опросу, которому подвергаются все члены класса. Ученики записывают фамилии одноклассников, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указывают свою фамилию. В процессе опроса необходимо следить за тем, чтобы ученики не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности отве­тов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов класса, не следует препят­ствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно напи­сать на доске.

Каждый ученик имеет право выбрать только трех человек.

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоцио­нальных связей, другие - деловых.

Бланк социометрического опроса

Ф.И.О.____________________________класс__________________________

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фами­лии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно

учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем бы из своей группы ты пошел в разведку?

а)

б)

в)

Обработка полученных данных. На основании результатов по каждому вопросу отдельносоставля­ется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку - номе­ра, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выбо­ров (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Алексееву, 2) Осипова и 3) Васильеву, то ставятся соответствующие выбора на пересечении седьмой строки со столбцами 1,9 и 3.

Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Алексеева выбрала №10 Орлова, а Орлов выбрал №1 Алексееву, то эти два выбора (с координатами (1,10) и (10,1)) обводятся в кружок (взаим­ный выбор). В таблице они показаны индексами. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек - кружками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма. Социоматрица - это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Кто выбирает Кого выбирают
I!
1. А-ва. А. *               2,  
2. Б-ва. К. *              
3. В-ва. В.   *     1,        
4. Д-ва. С.     *          
5. И-ва.В.       *     3,    
6. Ф-ва. А           *      
7. Л-в.В.   3,       *      
8. Н-в.К.               *    
9. О-в.С       1,       *    
10. О-в.О. 1,             *  
11.П-В.С.               *
Количество выбо­ров
Количество взаим­ных выборов

Для вычисления «индекса групповой сплоченности»- Сгр , количество полученных взаимных выборов (6), сравнивается с теоретически возможным

числом выборов

экспериментальное исследование психологических особенностей учащихся (методики) - student2.ru

экспериментальное исследование психологических особенностей учащихся (методики) - student2.ru

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0,6 — 0,7

2. На основе социоматрицы возможно построение трех социограмм, кото­рые делают возможным наглядное представление социометрии в виде схе-

экспериментальное исследование психологических особенностей учащихся (методики) - student2.ru

мы—«мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это «зона звезд» в которую попадают лидеры, набрав­шие максимальное количество выборов.

II) Второй круг — зона предпочитаемых, в которую, входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV) Четвертый круг — зона изолированных — те, которые не получили ни одного выбора.

Взаимный выбор обозначают сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбрал, к тому, кого выбрал он). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вы­черчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и др.) заштриховывают.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллекти­ве и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

экспериментальное исследование психологических особенностей учащихся (методики) - student2.ru

Индивидуальные социограммы лидера «А» и изолированного «Б»

экспериментальное исследование психологических особенностей учащихся (методики) - student2.ru

Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Старший школьный возраст

Основным психологическим содержанием данного возрастного периода является процесс самоопределения личности, главным признаком которого вы­ступает потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. познать се­бя и свои возможности. В результате процесса самоопределения юноши форми­руется жизненный план, наиболее явным проявлением которого является выбор будущей профессии. Перед учителем, работающим в старших классах, очень часто встает задача помочь учащимся выбрать профессию, сориентировать их в многообразном мире профессий с учетом их склонностей, способностей, особен­ностей темперамента и характера.

Процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте включен в контекст активного формирования самосознания. Как из­вестно, Л.С.Выготский отводил развитию самосознания в этом возрасте клю­чевую роль. Именно от развития самосознания зависит и успешность про­фессионального самоопределения и возможности самореализации личности в более широком плане.

С учетом этих основных особенностей старшего школьного возраста производился отбор методик, что позволит учителю (или студенту-практиканту) решать исследовательские и прикладные задачи в своей дея­тельности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (МЕТОДИКИ)

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К УРОКУ

Что привлекает на уроке?

Ответы Изучаемые предметы
         
Момент проверки домашнего задания          
Слушать ответы товарищей          
Отвечать на вопросы учителя          
Слушать объяснение учителя          
Совместно с учителем обсуждать новый материал          
Лично формулировать выводы, определения          
Формулировать способы выполнения задач          
Самостоятельно изучать заданное по учебнику          
Выполнять контрольную работу          
Выполнять лабораторно-практическую работу          
Решать творческие задачи          

Инструкция. Укажите степень вашей заинтересованности. Если индивидуальные бланки исследования дают возможность опреде­лить изучаемое явление относительно каждого ученика, то сведение их в водную матрицу дает возможность определить познавательное отношение к уроку со стороны всех учащихся класса. При этом средние арифметическиепоказатели будут свидетельствовать о предпочтительном отношении класса к определенному виду деятельности на уроке. Например, по графе "Момент проверки домашних задании среднеарифметический индекс для всего класса составляет 0,16 балла, а "Совместное обсуждение вопросов учителя" - 0,7 балла из единицы возможного. Это дает основание говорить о том, что тра­диционные формы опроса домашних заданий для учащихся непривлекательны, потому непродуктивны.

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ

Ответы Изучаемые предметы
         
1. Интерес к предмету          
2. Желание быть полезным людям          
3. Желание получить аттестат          
4. Требования со стороны родителей          
5. Стремление получить прочные знания          
6. Сознание важности и необходимости этого предмета          
7. Стремление быть в передовиках          
8. Уроки доставляют удовольствие          
9. Чувство стыда за свое "не знаю"          
10. Стремление доказать свои способности          
11. Чтобы не огорчать родителей          
12 Приятно узнавать новое          
13. Ответственность перед учителем          
14. Желание получить хорошие отметки          
15. Нравится ходить в школу          
16. Боязнь наказания          
17. Быть не хуже других          
18. Не хочу оставаться на второй год          

Предлагаемая методика позволяет изучить мотивы учения по любому предмету. Вопросы утверждения подобраны и расположены так, что ответы ученика группируются по 4-м видам отношений к учению, что и составляет мотивационную основу учебного труда школьника, следовательно, они обна­руживают 4 вида мотивов учения: I - положительное отношение как мотив II - ответственное отношение как мотив III - престижное отношение как мотив IV - отрицательное отношение как мотив.

Виды мотивов № вопроса Итоги % Занимаемое место
I      
II        
III      
IV        

Инструкция

1. Если согласен с таким утверждением, то рядом с таким номером поставь знак"+", если нет - знак "-". Если точно не можешь ответить "0".

ПРИЧИНЫ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЕНИИ

Что мешает учиться лучше?

Наши рекомендации

Ответы Изучаемые предметы