При работе с острой реакцией утраты предлагается также трехступенчатая модель помощи.

Подход, сфокусированный на личности, предложен Карлом Роджерсом, который в работе с клиентом основывается на следующем: безусловное позитивное отношение; искренность; сочувствие.

СТАДИЯ 1. ИЗУЧЕНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ)

Задача консультанта на первой стадии: участвовать в разговоре и поставить диагноз (не медицинский). Здесь же нужно начать работать над тем, как помочь клиенту и защитить себя. На этой стадии должны возникнуть взаимодействие и контакт друг с другом.

Однако еще до начала работы нужно договориться о «границах» консультации, куда включаются вопросы конфиденциальности, расписания, особых условий и другие.

СТАДИЯ 2. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ

Задача клиента: понять с помощью консультанта, какую роль играет это событие в его жизни, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, со стороны.

Задача консультанта: помочь клиенту, применяя персонификацию: «я», а не «мы», «мое», а не «наше» (т.е. клиент должен быть сфокусирован на своих собственных чувствах и на истории, которую он признает своей: «я почувствовал», «я подумал», «я сделал»). Дать возможность клиенту проработать горе в его темпе.

СТАДИЯ 3. ДЕЙСТВИЯ

Это направляющая стадия, нацеленная на позитивные изменения. В некоторых случаях достаточно пройти две предыдущие стадии, однако иногда требуется и завершающая часть, в которой важны ритуалы.

Задача клиента: принятие потери и адаптация к новой (без умершего) жизни.

Задача консультанта: поддержать клиента каким-нибудь способом в соответствии с его жизненным планом; осуществить его и оценить произведенные действия.

Для работы с утратой успешно используются техники гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования, когнитивно-поведенческой терапии, практически все методы

  1. Сущность эмпатического слушания как одной из базовых психотехник психологического консультирования.

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент. психолог-консультант психологически отождествляет себя с клиентом, но одновременно, оставаясь в своей роли, продолжает думать, анализировать, размышлять над тем, что ему говорит клиент.

Эта активная разновидность слушания - одна из самых мощных сил, обеспечиващих изменение. три особенности эмпатического процесса: сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпатирующего, сохранение психологической дистанции между ним и эмпатируемым или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями эмпатируемого и эмпатирующего, во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания, а не просто эмоционально положительного отношения эмпатирующего к эмпатируемому; в-третьих, динамичный, а не статичный характер феномена эмпатии.

Подразумевается способность "вжиться" в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире. Такое "вхождение" должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства клиент имеет возможность лучше услышать и понять себя.

В идеальном случае терапевт так глубоко проникает во внутренний мир другого, что может прояснить не только те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть ниже уровня осознания

Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой аффективный и когнитивный навык — аффективный, поскольку позволяет консультанту идентифицировать чувства клиента, а когнитивный — поскольку обязывает консультанта устанавливать события, вызывающие соответствующие чувства. Эмпатическое понимание можно показать клиенту самыми разными способами — молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, точной метафорой и т.п. Уникальная способность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента — умении вникнуть в его невербальное поведение и чувства, сказанное об этих чувствах и на основании интуиции понять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчивает и т.д.

в работах К.Роджерса уже в 50-е г.г.: "Ощущать личный мир клиента как если бы он был вашим собственным, но без утраты этого качества "как если бы" - вот что такое эмпатия... К.Роджерс пишет: "Она означает вхождение в личный перцептивный мир другого и основательное его обживание. Она подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в этом другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга, - к страху или гневу, или нежности, или смущению, или чему бы то ни было еще, что переживает он или она. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим... Эмпатия означает частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получаете от него. "если это "как если бы" качество утрачивается, то мы имеем дело с состоянием "идентификации." как только эмпатия превращается в идентификацию консультант уже больше не способен полно понимать клиента, поскольку для того, чтобы делать это необходимо, чтобы он сохранял свою объективность"

Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении возможно следование с дистанцией в один шаг. необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика, на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации.

  1. Доверительное общение, возможные приемы установления доверия, с клиентами разного возраста.

Люди, ищущие помощи у консультанта или психотерапевта, находятся в состоянии тревоги и страха. Вначале они не знают, что ждать от консультирования и консультанта, тем не менее приходят на консультацию со своими проблемами и надеждой на понимание. Если с самого начала клиент отнесется к консультанту с доверием, то в процессе консультирования он станет смелее делиться своими чувствами, мыслями, страхами, которые не так легко обсуждать с чужим человеком. Если клиент не проникнется доверием, работа консультанта будет неэффективна и бессмысленна. Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Успешность обусловлена личностными качествами консультанта и отношением к консультированию:

-необходим искренний интерес к людям и подлинное желание помогать им. Важно любить не только человечество, но и отдельного человека.

- все внимание следует уделять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами

-надо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться.

-не следует проявлять излишнее любопытство. Важна информация которая необходима для понимания.

-необходимо соблюдать профессиональную тайну;

-следует помочь клиенту почувствовать себя непринужденно во время консультативных встреч.

-к проблемам клиента необходимо относиться без осуждения.

Важность "принятия" для роста и изменения личности клиента С. Rogers определил гипотезой "если — то": "Если я искренне и тепло отношусь к человеку, стараюсь найти к нему индивидуальный подход и оценить его усилия, то он: реализует те аспекты самобытности, которые прежде подавлял; станет более интегрированным и способным жить полноценнее; станет более похож на того, кем ему хочется быть; станет более уверенным в себе и склонным к самоопределению; станет более уникальной и самоактуализирующейся личностью; лучше поймет других и станет терпимее, эффективнее будет сопротивляться жизненным невзгодам".

С. Rogers (1961) сформулировал также вопросы, которые объясняют условия возникновения взаимного доверия и одновременно представляют критерий необходимой самоуверенности консультанта:

Могу ли я быть таким, чтобы другие люди воспринимали меня как надежного человека? Могу ли я отчетливо выражать свои мысли, чтобы в общении меня понимали недвусмысленно? Могу ли я иметь в отношении другого человека установки, базирующиеся на теплоте, уважении, заинтересованности?

Могу ли я быть достаточно сильной личностью, чтобы отличаться от других? Могу ли я чувствовать себя достаточно самоуверенным, чтобы позволить другому человеку быть иным, отличным от меня?

Могу ли я позволить себе полностью погрузиться в мир чувств и личностных смыслов другого человека и испытать сходные переживания? Могу ли я принять другого человека таким, каков он есть? Удастся ли мне передать ему это? Могу ли я быть достаточно чутким в отношениях с другими, чтобы мое поведение не было воспринято как угроза? Могу ли я освободить другого человека от опасности внешних оценок? Могу ли я принять другого человека как находящегося в процессе становления или буду стеснен его и своим опытом?

Для установления обоюдного доверия, консультанту особенно необходимы качества: искренность, способность к эмпатии и безусловное уважение к людям.

Основные приемы установления доверия:

1. Присоединение. установление активного и доброжелательного контакта. включает ряд компонентов.

Приветствие. После получения разрешения лучше обращаться «ты», а не «вы».

Невербальное общение. Хорошая межличностная коммуникация требует соответствующего контакта глазами. Где-то между немигающим взглядом и полным отводом глаз лежит наилучшая степень контакта глазами. Взволнованный, раздраженный, смущенный или подавленный пациент может избегать контакта глазами, но лицо консультанта должно быть к нему повернуто, так как это важный способ демонстрацииинтереса.

Тон голоса. Для пациента важны не только слова, но и то, как они произносятся. Спокойный мягкий голос демонстрирует уважение и заботу, поощряя к беседе.

2. Эмпатия — это понимание того, в каком состоянии пришел пациент, адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает клиент, отражать их, понимать эмоциональное состояние другого человека и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют и не поучают. Это приносит пациенту облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

3. Активное слушание. Активное слушание включает принятие консультантом ответственности за то, что он слышит путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемой информации. Оно позволяет уловить ход мысли консультируемого, показать заинтересованность в получении излагаемой информации. Приемы активного слушания

Отражение чувств — помогает пациенту полнее осознать свое эмоциональное состояние. Это снижает эмоциональное напряжение и человек может более объективно оценить ситуацию. Для отражения чувств можно использовать следующие фразы: «мне кажется, вы чувствуете...». Это показывает, что консультант внимательно слушает.

Перефразирование — это формулировка той же мысли, но своими словами. можно начать так: «другими словами, вы считаете, что…».

– показывает клиенту, что психолог слушал его внимательно;

– позволяет психологу установить, правильно ли он понял проблему клиента;

– часто помогает самому кленту более ясно осознать то, что его беспокоит;

– помогает клиенту осознать, что он был услышан.

Отражение полезно, когда пациент говорит о сильных переживаниях. Сильные переживания часто не разделяются другими людьми, они ощущают себя при этом некомфортно или не знают, что сказать. Реакция на чувства пациента очень важна, так как позволяет почувствовать понимание и поддержку.

Резюмирование, обобщение — умение свести воедино главные мысли пациента, помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство, осмыслить, к чемупришли собеседники. Оно должно включать в себя важные моменты высказывания, особенно выделенные пациентом. Ключевыми словами могут быть: «если подытожить сказанное Вами, то...». Резюмирование особенно уместно при расхождении мнений, в случае претензий и разногласий.

Открытые вопросы. Одним из наиболее важных вербальных навыков при консультировании является умение задавать открытые вопросы. Они обычно начинаются со слов «как», «что» или «почему», «не хотите ли Вы рассказать?» Например: «Как Вы проводите свободное время?». Так как на эти вопросы трудно ответить одним или двумя словами, они поощряют клиента к беседе.

Закрытые вопросы обычно требуют односложного ответа из узкого диапазона вариантов: да или нет. Такие вопросы уместны только на врачебном приеме. Закрытые вопросы способствуют также формированию авторитарной атмосферы. Вопросы типа «почему?» могут оказаться косвенным обвинением, и не всегда желательны в общении с клиентом.

Внимательное выслушивание. Открытые вопросы эффективны только в том случае, если психолог действительно выслушивает ответы на них.Психолог может показать, что он внимательно слушает, используя «хорошие» невербальные навыки общения. Это убеждает клиента что то, о чем он говорит, важно для врача, поощряет его делиться самой важной информацией. выслушивание включает «прочтение» невербальных сигналов, помогающих врачу понять скрытое за словами клиента.

Подстройка. создание подсознательного доверия - консультант настраивается на «волну» клиента и общается с ним на доступном и понятном обоим языке тела, биоритмов, темпе мыслительного процесса, преодолевая неизбежные в ситуации допроса коммуникативные барьеры.

Подстройка к позе.— отразить позу партнера. нужно сделать какую-то часть поведения клиента похожей на аналогичную часть поведения консультанта. Отражение может быть прямым (в точности, как в зеркале) и перекрестным (сделать так же). это первый навык активного, форсированного создания подсознательного доверия.

Подстройка к дыханию — копирование дыхания партнера. варианты: бывает прямой и непрямой. Первая — дышать так же, как дышит партнер, в том же темпе. Вторая — согласование с ритмом дыхания партнера какой-то другой части своего поведения; например, можете качать рукой в такт дыханию партнера или говорить в такт, т.е. на его выдохе. Прямая более эффективна.

Подстройка к движениям. Движение — относительно быстрый процесс, в этой связи от консультанта требуется наблюдательность и определенная маскировка, естественность, чтобы партнер не смог осознать ваши действия. Это могут быть: макродвижения (походка, жесты, движения головы, ног) и микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).

  1. Основные принципы подбора стимульного материала и методы работы психолога с детьми и подростками, пережившими экстремальные условия.

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОCP – острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем провести переговоры.

Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

• безотлагательность;

• приближенность к месту событий;

• ожидание, что нормальное состояние восстановится;

• единство и простота психологического воздействия.

В целом служба экстренной психологической помощи выполняет следующие базовые функции:

– практическую: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;

– координационную: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными психологическими службами.

Цель и задачи экстренной психологической помощи включают профилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психических нарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапию возникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическая помощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностные слои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами

«Информационная терапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляции следующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:

1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощь и делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;

2) находящиеся в изоляции должны сохранять полное спокойствие, т. к. это одно из главных средств к их спасению;

3) необходимо оказывать себе самопомощь;

4) в случае завалов пострадавшие не должны принимать каких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному для них смещению обломков;

5) следует максимально экономить свои силы;

6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизить себя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;

7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;

8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен» 5 – 6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины;

9) высвобождение из «плена» может занять больше времени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощь идет к вам».

Целью «информационной терапии» является также уменьшение чувства страха у пострадавших, т. к. известно, что в кризисных ситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительного фактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимо продолжить психотерапию (и прежде всего – амнезирующую терапию) в стационарных условиях.

Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапия в условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми и погибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий:

• поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;

• экзистенциальные техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.

Правила для сотрудников спасательных служб:

1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.

Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет „Скорая помощь“. Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: „Скорая помощь“ уже в пути».

2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов.

Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.

3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.

Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.

4. Говорите и слушайте.

Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.

Правила первой помощи для психологов:

1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместители и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.

При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (Everstine, Eversline, 1993):

1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены – например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.

2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки – люди часто учатся переживать их в момент стресса.

3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.

4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф: может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки «выученной беспомощности».

5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.

6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.

7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека и его «познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис.

8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, – например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.

9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.

10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком: в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией.

Помощь ребенку.

Реакция детей на психотравмирующее переживание связана с их возрастом, с уровнем психоэмоционального развития, образования и интеллектуальной деятельности, а также их отношениями с родителями и социальным окружением. В некоторые возрастные периоды неблагоприятные факторы (разлука с семьей, смерть близких, пережитая роль очевидца психотравмирующих событий) могут значительно влиять на реакции и развитие детей. Ребенок переживает психологическую боль, которая выражается в различных формах в зависимости от его возраста (расстройство аппетита, нарушение сна, регрессивное поведение и другие поведенческие отклонения, выраженное чувство вины, трудности сосредоточения и др.) Важно распознать все эти нарушения вовремя, поскольку они служат сигналом, что ребенок нуждается в помощи. В работу с детьми и подростками необходимо включать родителей, потому что их оценка поведения своего ребенка является главным источником информации о его реакции на психотравмирующий фактор. Необходимо организовывать психологическое обучение родителей с целью приобретения ими социальных и коммуникативных навыков, необходимых для улучшения качества отношений со своими детьми и распознавания типов поведения и реакций у детей, нуждающихся в профессиональной психологической помощи.

Психологическая помощь детям имеет свои особенности, связанные с трудностями вербализации психотравмирующих переживаний. Детям трудно говорить о случившемся, поэтому от психолога требуются определенные усилия для создания условий откровенного рассказа ребенка о пережитом. Психолог должен учитывать особенности работы с детьми, среди которых:

1) Осознание степени доверия ребенку. Необходимо знать причины фантазий ребенка, выяснить смысл молчания (или отрицания). Пример: “Мальчик, 9 лет, живет с отцом, мать в разводе, навещает сына, его старшая сестра воспитывается у бабушки. В разговоре с психологом мальчик говорит, что они все живут вместе и очень дружно”. Ребенку не просто решиться на такой обман, он нуждается в психологической помощи и ему необходима уверенность в том, что ему верят.

2) Степень закрытости информации. Психолог не имеет права обещать конфиденциальности (особенно это касается при работе с жертвами сексуального насилия), он обязан предупредить ребенка, в каких случаях и куда ему, возможно, придется обратиться.

3) Регулярность психологического воздействия.

Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, в работе по оказанию психологической помощи используются различные игровые методы. С помощью игры ребенок может выражать то, что не умеет или не может сделать в повседневной жизни. Игра свободна от давления и надзора взрослых. Психолог помогает ребенку преодолеть психотравмирующую ситуацию и поделиться ей с ним. Выделяют следующие формы в работе с детьми.

1. Игра в форме физических упражнений, направленных на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например, разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. В сказках могут отражаться основные моменты психологической травмы. Например: Сказка “Три поросенка”, при работе с детьми, очевидцами стихийного бедствия (Волк разрушает домики поросят, и они вынуждены спасаться).

Используется также драматизация Библии. Например: Усыновление Моисея дочерью фараона (Исход, 2), которая нашла его на реке и вырастила, относясь к нему как к родному сыну. Можно применить для работы с детьми, потерявшими родителей и попавшими в чужие семьи. Считается, что ребенок, проигрывая роли из библейских сюжетов, приобретает богатый жизненный опыт пребывания в различных состояниях.

При подборе и составлении сюжетов для драматизации необходимо учитывать следующее:

- сказки должны иметь позитивное разрешение;

- должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке;

- нежелательно давать ребенку заигрываться в роли агрессора;

- после проигрывания сюжета проводится обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли.

2. Использование специальных средств реабилитации. К ним относятся структурированные (фанерные домики, строительные кубики и т.п.) и неструктурированные материалы (песок, вода, глина, пластилин), игрушки.

Для работы с последствиями различных психологических травм используются всевозможные кукольные наборы для игры. Это кукольная операционная, набор кукол для проигрывания дорожно-транспортного происшествия, семейные куклы для работы с семейными травмами. Психологу можно иметь любой набор игрушек, подходящий для работы с детьми, и использовать свою фантазию, с помощью которой можно проиграть любую ситуацию.

Особое место в оказании психологической помощи детям, перенесшим психотравмирующий стресс, занимает групповая психотерапия, которая проводится в форме игры, с помощью психотехнических упражнений. Упражнения должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть психотравмирующие переживания. В ходе групповой психотерапии реализуются следующие цели:

- минимизация психологического страдания;

- перевод негативной установки в отношении к себе в позитивный творческий план;

- поиск индивидуальных и групповых стратегий преодоления травматических переживаний;

- формирование групповой сплоченности для оказания психологической поддержки друг другу.

Психологическая помощь детям, перенесшим психотравмирующий стресс, должна вестись с учетом их возрастного, физического и психического развития, состояния физического и психического здоровья, тяжести психотравмы и силы переживания травматического опыта.

Человек, находящийся в состоянии психотравмирующего стресса, открыт для любого вида психологической помощи, стремится к ее получению, и чем раньше такая помощь ему оказана, тем выше процент успеха нормализации его психического состояния.

Наши рекомендации