О культурной специфике российской семьи.
Первой стадии почти нет, или она встречается очень редко. Обычно встречается двухпоколенная семья со взрослыми детьми. Здесь есть, соответственно, свои особенности, потому что молодые люди не имеют возможности посмотреть со стороны на те правила, которые в их родительской семье были предложены; они не успевают выработать к ним своего отношения, они пристрастны, правила им либо нравятся, либо не нравятся.
Один из этих людей в такой семье вступает в брак и приводит супруга (или супругу) в свою семью. Им надо пройти кризис второй стадии нуклеарной семьи, о котором мы уже говорили выше, надо обо всем договориться. Для этого надо иметь возможность спокойно все проговаривать, иметь время и пространство. И при этом еще необходимо войти в большую семью в некотором качестве. В нашей стране модель простая - входят на правах ребенка. Родителей супруга или супруги можно называть мамой и папой, и некоторым это даже нравится, а когда их называют по имени и отчеству, они удивляются. Это есть признак хорошего отношения.
Наступает третья стадия - рождается ребенок. На этой стадии жизненного цикла не понятно, чей это ребенок, потому что бабушка становится его функциональной мамой, а мама, особенно в присутствии бабушки, становится его функциональной сестрой. От такой спутанности ролей начинаются нарушения материнского поведения, нарушения специфического контакта между матерью и ребенком. А поскольку людей в семье много больше, чем в нуклеарной семье, то и коалиций больше.
Следующая стадия жизненного цикла российской семьи - появление второго ребенка. На этой стадии происходит все то, что происходит на соответствующей стадии жизненного цикла нуклеарной семьи, те же проблемы детской ревности, которые могут использоваться для решения всяких коалиционных вопросов. Но отношения между мамой и бабушкой не очень хорошие, а ребенок -явно бабушкин. Естественно возникающая ревность детей друг к другу усиливается и используется взрослыми. Два ребенка становятся «рупорами» двух «воюющих» женщин.
Выделим отдельно школьную стадию. Дети начинают ходить в школу, и это тоже может стать поводом содержательного оформления конфликта поколений. Когда люди живут вместе, очень трудно выяснять отношения на уровне «не нравитесь вы мне, ваши взгляды на жизнь не нравятся и внешность ваша не нравится, ничто мне в вас не нравится». Это очень опасная ситуация, которая может привести к серьезному конфликту.
Кризис идентичности, кризис среднего возраста часто совпадают с изменением статуса людей старшего поколения - они становятся этому моменту слабыми, старыми. В этом случае часто возникает коалиция между подростками и старшим поколением. Дедушки и бабушки начинают покрывать безумства подростка и защищать его перед родителями. И таким образом сохраняют некое подобие своего прошлого положения в семье. Потому что менять семейный статус и менять свои значение и роль очень трудно, причем неважно, на что меняется этот статус - на снижение или на повышение; любые изменения в семье нарушают гомеостаз и поэтому происходят очень болезненно.
В какой-то момент бабушки и дедушки умирают. Дети редко покидают родительский Дом независимо от того, произошла сепарация или нет. Семья возвращается к своему исходному статусу - двухпоколенная семья со взрослыми детьми.
Проблема дифференциации в наших семьях очень актуальна, и в западной литературе есть даже специальный термин для российской семьи. Это - enmeshed family -слитная, спутанная, пророщенная друг в друга семья.
……………
Переход семьи с одной стадии супружеской жизни на другую сопровождается возникновением кризисных ситуаций. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, чья-то болезнь и т.д.), изменения в семье или ее структуре, вызываемые этими событиями, неизменно порождают в семье те или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют принятия соответствующих решений, мобилизации для этого необходимых ресурсов. Ведь полный цикл – это условность, намеренное исключение не только разлук, но и разводов и смертей, начиная с первого дня брака. Исследование реального, часто встречающегося развертывания событий требует учета этих феноменов на каждой стадии. Вероятности разлук, развода и смертей различны, они меняются по этапам цикла.
По мнению психолога В. Сатир, семья по мере роста каждого ее члена должна пройти десять основных кризисных этапов, которые сопровождаются повышенной тревожностью, требуют подготовительного периода и последующего перераспределения душевных и физических сил. Вот эти критические ситуации:
1. Зачатие, беременность и рождение первенца. Брак как отношение в известной мере эгоистическое перерастает в семью как отношение альтруистическое. Изменение ролевой структуры семьи.
2. Начало освоения ребенком человеческой речи, что требует серьезной работы со стороны родителей.
3. Налаживание отношений ребенка с внешней средой, чаще всего в школе. Необходимость адаптации со стороны детей и родителей в связи с проникновением в семью элементов школьного, «уличного» мира.
4. Вступление ребенка в подростковый возраст, трудности возраста, конфликтные ситуации с родителями.
5. Взросление ребенка, оставление дома в поисках самостоятельности, независимости. Ощущение родителями этого периода как потери (синдром «пустого гнезда»).
6. Женитьба молодых людей, вхождение в семью новых членов (невестка, зять, внуки), возникновение проблемных ситуаций во взаимоотношении с ними.
7. Наступление климакса в жизни женщины-жены.
8. Уменьшение сексуальной активности у мужчин как психологическая проблема.
9. Радости и проблемы становления родителей в качестве бабушек и дедушек.
10. Период заката: уход из жизни одного из супругов, а затем и второго.
29. Детско-родительские отношения. Общая характеристика. Типология. Стили отношений.
Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье. Родительство – биологические, психологические и социальные связи между родителями и детьми, включающие рождение, воспитание и социализацию ребенка. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества. Родительские представления о детях, зафиксированные в культурных ценностях, важны для понимания того, как семья формирует социо-культурное окружение, в котором развивается ребёнок. емья создает для ребенка определенные модели социального поведения . Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп.
По мнению А.Н.Харитонова, в глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях:
· как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
· как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
· как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
· как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
Родители влияют на своих детей посредством некоторых психологических механизмов:
· подкреплением, когда поощряется поведение, которое взрослые считают правильным, наказываются нарушения установленных в семье правил;
· идентификацией – ребенок подражает родителям, ориентируясь на их пример и стараясь стать таким же, как они;
· пониманием, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, формируя тем самым его самосознание и коммуникативные качества.
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями. Наибольшую популярность завоевала теория привязанности (Д.Боулби, М.Эйнсворт). Центральным понятием в теории привязанности является "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой неразрывное и взаимообусловленное единство себя и другого. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в первоначальном варианте, понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.
Сецифика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания.