Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Функции семьи – отражение системы взаимодействия личности и семьи, семьи и общества, тех сфер жизнедеятельности, которые связаны с удовлетворением определенных потребностей ее членов. специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

К специфическим функциям семьи относят:

репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, функцию духовного (культурного) общения,

функцию первичного социального контроля, сексуально-эротическую.

Репродуктивная функция семьи – это воспроизводство в детях численности родителей.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших.– формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой) накопленного обществом социального опыта, эстетического развития, позитивного отношения к труду и т.д.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья; обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

С хозяйственно-бытовой функцией тесно связана проблема управления семьей – вопрос главенства в семье. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом.

Эмоционально-психологическая функция семьи – удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Повышению роли этой функции способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха. Семья – единый коллектив, однако, интересы у членов семьи могут быть различными. И игнорирование интересов порой может привести к конфликтным вспышкам.

Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Отношения родителей – это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей.

Жизненный цикл семьи – история жизни семьи, протяженность во времени, собственная динамика, жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий. Семья есть малая социальная группа «естественного» происхождения с целым рядом индивидуальных функций, имеющих свою историю, протяженность во времени, обладающая семейной динамикой, т.е. закономерной сменой различных этапов и состояний.

Семейная динамика, однако, представляет собой смену одних семейных событий другими. Стадии супружеской жизни – последовательное отражение смены супружества молодого, среднего возраста, зрелого возраста и супружества пожилого возраста. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла.

Первая стадия жизненного цикла американской семьи - это стадия монады: одинокий, финансово самостоятельный молодой человек, живущий отдельно. Он живет сам по себе, вырабатывает некий опыт самостоятельной жизни, реализует правила, усвоенные им в родительской семье, как-то может к ним отнестись, слегка от них отстраниться, проверить их на практике. Это - очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущей семьи. Далее молодой человек начинает встречаться с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с молодым человеком и вступает в брак).

Вторая стадия называется стадией диады. Это - первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Есть правила, которые можно выработать легко, а есть правила, которые выработать трудно: во-первых, потому что они плохо осознаются, и, во-вторых, потому что они непосредственно привязаны к самооценке.

Так или иначе, наступает третья стадия жизненного цикла - триада. Опять время кризиса. Во-первых, это структурный кризис семьи. Часто у людей возникает ощущение, что они стали дальше; часто мужчина говорит, что он чувствует себя одиноким, заброшенным, неприсмотренным, потому что женщина занимается либо своей беременностью, либо своим ребенком. Здесь - пик супружеских измен. Во-вторых, надо опять передоговариваться, потому что должны измениться функции и обязанности людей. При этом закон гомеостаза все равно работает.

Появляется второй ребенок. Начинаются новые проблемы. В этот момент начинается ревность и соперничество детей. В то же время вся семейная ситуация может быть другой: родители находятся в другом возрасте, у них другое состояние здоровья, другие материнские и отцовские чувства. Новый ребенок - это новый характер, новая личность, новые требования.

На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир.

Считается, что выход ребенка в школу - кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующих семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила.

Шестая стадия драматична в любой культуре, потому что здесь требования гомеостаза расходятся с требованиями индивидуального психического развития очень резко. Ребенок в подростковом возрасте должен решить свой кризис идентичности. Если семья не дает возможности реанимации, тогда риск ребенка возрастает. Часто прохождение шестой стадии жизненного цикла семьи затрудняется совпадением по времени кризиса подросткового возраста ребенка с кризисом среднего возраста родителей. Родители к этому моменту достигли такого возраста, когда они должны подводить какие-то промежуточные итоги. И если этого нет, то они должны объяснить себе, почему. Иногда очень удобно объяснить это нарушением в поведении ребенка. Если эта, шестая, стадия пройдена удачно, то происходит сепарация детей от родителей на уровне изменений второго порядка: у них меняются взаимоотношения. Они могут оставаться в близких отношениях, родственных отношениях, любить друг друга всю жизнь, но это отношения двух взрослых людей без эмоциональной зависимости. Если этого не происходит, тогда сепарация - частичная, неполная.

Допустим, дети женились, живут отдельно, встречаются с родителями, родительская жизнь не развалилась, когда родители остались вдвоем. Наступает следующий этап - симметричный второму этапу: пожилые родители вдвоем. Часто это называется в литературе синдромом опустевшего гнезда.

Время идет, один из супругов умирает, и жизненный цикл семьи завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне - конец семьи.

Наши рекомендации