Типология экстремальных состояний жертв чрезвычайных ситуаций (по В.С.Мухиной).: адаптивные, дезадаптивные, острые аффективные.

Состояния тревоги и страха. Страхи перед повторением экстремальной ситуации.

По существу при любой осознаваемой человеком катастрофе возникают тревожное напряжение и страх. "Бесстрашных" психически нормальных людей в общепринятом понимании этого состояния не бывает. Все дело в мгновениях времени, необходимого для преодоления чувства растерянности, принятия рационального решения и начала действий. У подготовленного к экстремальной ситуации, компетентного человека это происходит значительно скорее, у полностью неподготовленного сохраняющаяся растерянность определяет длительное бездействие, суетливость и является важнейшим показателем риска развития психогенных психических расстройств. Клинические проявления страха зависят от его глубины и выражаются в объективных проявлениях и субъективных переживаниях.

Патологические психогенные реакции: невротические, астенические, депрессивные, истерические.

Астенические состояния: быстрая утомляемость, пониженная продуктивность, головные боли, головокружения, обмороки, нарушение сна, а также повышенная возбудимость, нарушение концентрации внимания, снижение аппетита и

В динамике астенических расстройств, развившихся после экстремальной внезапно возникшей жизнеопасной ситуации, часто наблюдаются аутохтонные эпизоды психоэмоционального напряжения с преобладанием аффекта тревоги и усилением вегетосоматических нарушений. По существу астенические расстройства являются основой, на которой формируются различные пограничные нервно-психические расстройства. В ряде случаев они приобретают затяжной и хронический характер.

депрессивные расстройства. Появляется своеобразное осознание "своей виновности" перед погибшими, возникает отвращение к жизни, сожаление, что выжил, а не погиб вместе с родственниками. Феноменология депрессивных состояний дополняется астеническими проявлениями, а в ряде наблюдений апатией, безразличием, появлением тоскливого аффекта. Невозможность справиться с проблемами приводит к пассивности, разочарованию, снижению самооценки, чувству несостоятельности. Нередко депрессивные проявления бывают менее выраженными и на передний план выступает соматический дискомфорт.

При ступорозной форме наблюдаются общая обездвиженность, оцепенение, мутизм, иногда кататоноподобная симптоматика. Больные не реагируют на окружающее, часто принимают эмбриональную позу. Отмечаются нарушения памяти в виде фиксационной амнезии.Острые аффективно-шоковые реакции: гиперкинетические и гипокинетические состояния.

Истерические психозы при внезапных экстремальных воздействиях являются аффектогенными, и в их возникновении важную роль играет не только страх, но и такие особенности личности, как психическая незрелость, эгоизм. В клинической картине истерического психоза облигатным синдромом является аффективное сужение сознания с последующей амнезией. Нередко сознание заполняют яркие тематичные зрительные и слуховые галлюцинации, больной "переносится" в психотравмирующую ситуацию, вновь переживая события, в которых он участвовал. При истерическом ступоре мимика больного отражает переживания страха, ужаса, иногда он беззвучно плачет. Обездвиженность, мутизм нередко прерываются, и больной может рассказывать о психотравмирующей ситуации. Истерические психозы обычно более длительны, чем аффективно-шоковые реакции. Возникнув в период экстремального воздействия, они могут продолжаться в течение нескольких месяцев после его завершения и требуют длительного, нередко стационарного лечения.

Возбуждение выражается главным образом в суетливости, в возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей. Мыслительные процессы при этом замедленны. Способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждений и умозаключений, нарушается. У человека возникает чувство пустоты в голове, отмечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, потливости, дрожания рук и др. Состояние ажитации в условиях аварийной ситуации среди летчиков, дежурных щитов управления и операторов других "острых" профессий расценивается как растерянность.

Агрессия обычно не приводит к достижению цели, поэтому она не является конструктивной формой поведения. Агрессия может быть направлена как на само препятствие, так и на совершенно другие заместительные объекты. Это обусловлено, как правило, большой опасностью, риском проявления агрессии к лицу, являющемуся виновником препятствия в удовлетворении стремления. Если таким человеком оказывается, например, начальник, то агрессия может переместиться на коллег, занимающих равное положение, подчиненных или на членов своей семьи.

Состояние паники. Паника как вид психосоциальных эпидемий.

Измененные состояния сознания, провоцируемые экстремальными ситуациями. Эскапизм. Виктимность. Психологическое капсулирование на экстремальной ситуации. Регресс личности. Регрессия выражается в возврате к формам реагирования, поведения, присущего человеку на более раннем этапе жизни. При этом возможно возникновение инфантильных реакций, присущих детскому возрасту. К регрессивной форме реагирования некоторые авторы относят примитивизацию в поведении, усиление жестикуляции, применение физической силы.

28. Семья: основные функции, жизненный цикл (нормы и нарушения).

Семья – неотъемлемая ячейка общества. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Семья – это «система, управляемая правилами».

«Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конструировании семьи. Семья – явление историческое. Её формы и функции обусловлены характером существующих производственных и общественных отношений в целом, уровнем культурного развития общества.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной стало исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. С появлением рода возникает групповой брак. Дети принадлежали всему роду и воспитывались коммуной. К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Парный брак возник из потребности сделать отношения между партнерами более стабильными. Возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, т.е. парная семья. изменился характер брака: его целью становится наряду с регулированием половых отношений создание семьи, содержание и воспитание детей. Существуют матриархат и патриархат. Все это ещё раз подтверждает утверждение, что семья является многослойным социальным образованием.

Семья как малая социальная группа имеет ряд специфических:

1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее).

2. Особенность семьи в ее составе – небольшом размере: от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи – ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.

5. Семья – исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта наблюдений в конкретной семье.

6. Всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов.

Семья является одновременно малой социальной группой и общественным институтом. По определению социологов, «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями, а роль – это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Семейная роль – устойчивый образец поведения, одобряемый в семейной группе и ожидаемый от других членов, от личности в соответствии с занимаемой ею позицией в семье – отца, матери, дочери, сына и т.д.

Роли в семье всегда парные.

1) супружеские роли – роли мужа, жены. 2) родительские роли – роли отца, матери.

3) родственно-родительские роли – роли сыновей, дочерей, сына, дочери.

4) семейно-родственные роли – роли братьев, сестер, брата, сестры.

Роль – сложное образование. Кроме самого поведения, в понятие «роль» включаются также ожидаемое поведение, чувства, цели, к которым должен стремиться человек, выполняющий определенную социальную роль, санкции и нормы. Нормы – это определенные правила, выработанные группой и принятые ею, которым должно подчиняться поведение её членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы определяют, что конкретно должно выполняться носителем роли: мать должна помогать детям в овладении различными умениями и навыками, контролировать их поведение, в случае необходимости – наказывать. Санкции – реакции на выполнение или невыполнение роли. Например, осуждение окружающими матери, которая не выполняет своей роли, является именно санкцией.

Интерпретация семьи как общности людей, основанной на совместной социально значимой деятельности родителей и детей, предполагает изучение свойств семьи и признаков семейных изменений в связи с особенностями общесемейной деятельности. Внутренняя структура семьи тесно взаимосвязана с социально-психологическим окружением.

Семья – это структура, в которой реализуются различные отношения, характеризующие психологическую модель семьи: отношение власти (доминирование-подчинение), ответственность и эмоциональная близость.

Главенство (власть) в современной семье мало связано с социальным, материально-бытовым превосходством одного из супругов. Основанием для этого является социально-психологическое доминирование: выполнение самых значимых функций, авторитетность и решающий голос при обсуждении и принятии решений по базовым вопросам семейной жизнедеятельности, большое влияние в семье, личностные особенности.

Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее настоящее, будущее, прошлое, деятельность и поведение членов семьи перед собой и семьей, перед общиной (ближайшим социальным окружением) и той частью мира людей, которому принадлежит семья. Это всегда ответственность за социальную группу как целое.

Иерархия доминирования включает трех членов семьи, поэтому важно не только определить, кто доминирует над всеми, но и саму иерархию «власти-подчинения».

Наши рекомендации