Концепция отношений человека И.Н.Мясищева.
Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» объясняет направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция. Предрасположенность к каким-то объектами, которая позволяет ожидать раскрытие себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том. Что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и тем самым разнообразные весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации.
Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Направленность личности может быть рассмотрена в качестве особой предиспозиции – предрасположенность действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций.
26. Сущностные особенности этнической идентичности. Этническое капсулирование.
Но формирование чувства причастности к некоему «мы» неразрывно связано, или даже является следствием появления концепции «чужие»: «Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о «них». По мнению Б.Ф. Поршнева, именно «они» является наиболее древним, архаичным и в самом прямом смысле изначальным образованием. Только ощущение, что есть «они», рождает желание самоопределиться по отношению к «ним», обособиться от «них» в качестве «мы»… «Именно противопоставление своей общности другой всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и тем самым – скреплению общности».
Значительно позднее возникает вторичная оппозиция «Я» — «Ты». Группы людей, оседавшие на определенной территории, формировали свои этнические особенности (будь то особый говор или уникальная культура быта), тем интенсивнее, чем ближе находились поселения «чужих»: «такое различие служило искусственным средством для обособления и отличения своих от чужих».
Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Этнический стереотип – «характерное явление обыденного сознания, выражающееся в относительно устойчивых представлениях о моральных, умственных, физических и других качествах, присущих представителям различных этнических групп». Это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними.
Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: «черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу». Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этнических групп, т.е. способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в определенных политических условиях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Это основная психологическая характеристика, отличающая этнические группы.
«Этническое самосознание – это осознание народом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места». По мнению В.Ю. Хотинец, этническое самосознание представляет собой «относительно устойчивую систему осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцируюших и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса». Этническая идентификация подразумевает процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями. Данный феномен рассматривается как механизм формирования этнического самосознания.
По мнению В.С. Мухины, «этническая идентичность социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом». Она включена в социально-нормативное пространство личности.
В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:
– когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков)
- аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).
Некоторые авторы, выделяют еще и ее поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях».
На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от «стадии консолидации этноса, от особенностей исторической ситуации, от специфики этнического окружения».
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
1) в 6–7 лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
2) в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства;
3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику культуры.
На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры, обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию.
На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает меньшую предрасположенность к подобным контактам и меньший интерес к собственной этничности.
Наиболее естественным для человека является стремление к сохранению позитивной этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность обязательно предполагает наличие достаточно «благоприятных образов других этнических групп и высокую толерантность по отношению к ним». Чем благоприятнее представление человека о собственной этнической принадлежности, тем терпимее он в отношении других этносов, и тем менее схематизированными и однозначными становятся его представления о «чужих».
Внутры этноса разные стратегии (маргинализация, интеграция, сепарация, ассимиляция) создают новые конструкты этнической идентичности в контексте наступающей цивилизации и традиционных межэтнических отношений в условиях геоисторического пространства. Личность тогда испытытвает влияние разных аккультурационных стратегий. Этническая аккультурация это процесс и результат взаимовлияния национальных культур. Тут появляется проблема аккультурации отдельного человека, как социальной единицы и уникальной личности. Вознникает дилема – остаться традиционным и капсулироватся чтобы сохранить сою идентичность или интегрироваться в общую культуру?
В случае острых проблем появляется этническая сплоченность и этническое капсулирование – система лишается механизмов обеспечивающих адаптивность, т.е. существует только этническая идентификация без межэтнической.
Исследователи, полагающие, что индивид с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и одновременно с двумя этническими общностями, предложили модель двух измерений этнической идентичности. Она включает четыре типа этнической идентичности: А – моноэтническая идентичность со своей этнической группой; Б – биэтническая идентичность; В – моноэтническая идентичность с чужой этнической группой; Г – маргинальная этническая идентичность
27. Стресс, кризисные состояния, посттравматический стрессовый синдром. Типология психических состояний жертв экстремальных ситуаций.
Термин “стресс” восходит к области физики, где он относится к любому напряжению, давлению или силе, прикладываемой к системе. В медицинской науке этот термин был впервые введен Гансом Селье в 1926 г. Селье использовал термин “стресс” для описания всех неспецифических изменений внутри организма и определил понятие как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Другие исследователи (Everly, 1978) утверждали, что стрессовая реакция носит специфический характер, который зависит от силы раздражителя и индивидуальных особенностей организма. Сила раздражителя понимается как воздействие на организм человека значимого (имеющего смысл) для него фактора, а также как сильное, экстремальное воздействие. Таким образом, стресс (в узком смысле) - совокупность неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях. Стресс (в широком смысле)- неспецифические проявления адаптационной активности при действии любых, значимых для организма факторов. Итак, стресс - совокупность состояний, переживаемых человеком в процессе адаптации к условиям окружающей обстановки, неблагоприятным для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям.
В 1936 г. Г.Селье описал общий адаптационный синдром, который, по его мнению, способствовал приобретению состояния привычки к вредоносному воздействию и поддерживал это состояние. Адаптационный синдром - это процесс, закономерно протекающий в трех стадиях, которые носят название стадии развития стресса:
I. Стадия “тревоги” (аларм-реакция, стадия мобилизации) - мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: 1) фаза шока - общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения.
2) фаза “противошока”. При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически он чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят психосоматические заболевания (гастриты, язвы желудка, аллергии и т.п.), а к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой.
II. Стадия резистентности (сопротивления) -stade of resistence - S-E. Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существование организма в условиях повышенных требований к его адаптационным возможностям. “Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы стрессора”. Каждый стрессогенный фактор обладает специфическим (одинаковым для разных раздражителей) и стрессогенным (неодинаковым, но специфичным для каждого фактора) действием. Ответ организма зависит не только от действия раздражителя, в качестве которого может выступать какой-либо предмет, явление или значимая информация, так же играют роль внутренние и внешние условия (см. схему 2).
III. Стадия истощения (stade of exbaustion - S-E) - утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, и организм человека может сам справиться со стрессом, на третьей стадии помощь может быть только извне, либо в форме поддержки, либо в форме устранения стрессора, изнуряющего организм.
Г. Селье (1954, 1974) различает конструктивный и деструктивный стресс. Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой (от греч. эустресс - “эу” - хороший), а также ослабляющей, чрезмерной (от англ. дистресс - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда). По мере усиления стресса улучшается общее самочувствие и проявление здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эта точка - оптимальный уровень стресса (см. схему 6). Если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма.
На стадии истощения адаптационных возможностей организма человек не в состоянии самостоятельно справиться со стрессогенным воздействием. Возникший стресс перегружает психологические, физиологические и адаптационные возможности человека и разрушает защиту, он становится травматическим.
Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.
Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем; 2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными; 3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности. Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.
Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного "измерения" в другое. Кроме того, с момента возникновения критической ситуации начинается психологическая борьба с нею процессов переживания, и общая картина динамики критической ситуации еще более осложняется этими процессами, которые могут, оказавшись выгодными в одном измерении, только ухудшить положение в другом.
Психотравмирующий стресс - особая форма общей стрессовой реакции, обусловленной психотравмирующими для индивида жизненными событиями. Это стресс повышенной интенсивности, сопровождающийся получением человеком психических травм. сихическая травма возможна в случаях, если: - происшедшее событие осознаваемо; - пережитое разрушает привычный образ жизни, выходит за рамки обыденного человеческого опыта и вызывает дистресс у любого человека. Психотравмирующие события изменяют представление о себе, систему ценностей, концепцию окружающего мира, изменяют устоявшиеся представления о способах существования в мире. Эти события могут быть внезапными, шоковыми или оказывать длительное, тяжело переносимое воздействие, а также сочетать в себе как те, так и другие свойства одновременно.
Одним из последствий психотравмирующего стресса является психическая травма. Психическая травма по З. Фрейду - прорыв гипотетического защитного покрова, который предохраняет психику от чрезмерных раздражений.
виды психотравм:
- массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые: а) сверхактуальные для личности; б) не актуальные для личности;
- ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность, связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения;
- пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие): а) вызываемые самим содержанием ситуации; б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности.
Характер психической травмы и уровень стрессогенности психотравмирующей ситуации зависит от силы психотравмирующего воздействия. В случае ослабления индивидуального барьера психической адаптации, снижение ее уровня приводит к психогенным расстройствам. Психотравмирующее воздействие на человека оказывают определенные стресс-факторы - стрессовые события, ставшие причиной психической травмы. человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока информация о стрессовом (психотравмирующем) событии перерабатывается. Отсроченные реакции на психотравмирующий стресс - совокупность психических явлений, обусловленных процессом “переработки” психотравмирующей информации. В случае их интенсивного и длительного проявления говорят о посттравматических стрессовых расстройствах, относящихся к затяжным реактивным состояниям.
Выделяют следующие диагностические критерии посттравматического стресса:
1. Наличие экстремального события, сочетающегося с серьёзной угрозой жизни или физической целостности самому человеку, его близким, друзьям,
2. В возникших психических расстройствах “звучит” - переживается психотравмирующее событие особенно в познавательной, волевой и эмоциональной сферах.
3. При усилении актуальности (повторная травма, воспоминание) психотравмирующей ситуации усиливается психогенная, реактивная симптоматика. При снижении актуальности психотравмы - симптоматика уменьшается.
4. Появление устойчивого астено-гипотимического (подавленное настроение с общей слабостью организма) или тревожно-аффективного (беспокойство, сопровождаемое сильными эмоциональными переживаниями) синдромов.
5. Продолжительность устойчивых нарушений не менее 1 месяца - по некоторым классификациям не менее 6 месяцев.
Отсроченные реакции лиц, перенесших психотравмирующий стресс, объединяют в три группы реакций:
I группа - повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о травмирующем событии, включая образы, мысли или представления.
II группа - стремление избегать переживаний, относящихся к психической травме и общая психическая заторможенность.
III группа - повышенная физиологическая и психическая возбудимость.
Основными проявлениями отсроченных реакций у лиц, перенесших в I группе - повторяющиеся сны и навязчивые воспоминания о психотравмирующих событиях, которые сопровождаются тяжелыми переживаниями; внезапные переживания, возвращающие в психотравмирующую ситуацию; тяжелые переживания, обусловленные событиями, которые ассоциируются с психотравмирующими (например, очередные годовщины).
Особое место среди отсроченных реакций на психотравмирующий стресс занимают повторные переживания. Флэшбэк (flashback) - повторные внезапные переживания имевшихся травматических событий, которые сопровождаются как бы “выключением” из настоящего. Возникновению внезапных повторных переживаний травматических событий способствуют наиболее распространенные осложнения психического порядка.
Во II группе – стремления избегать мыслей, переживаний, действий, ситуаций, которые могут напоминать о психотравмирующих событиях; неспособность воспроизвести в памяти обстоятельства события, послужившего причиной психической травмы; очевидная потеря интереса к значимым ранее для данного человека формам жизнедеятельности; чувство отчужденности от окружающих; снижение способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми; ощущение “укороченного” будущего, неспособности к активной деятельности и семейной жизни.
В третьей группе – трудности засыпания и нарушения сна; повышенная раздражительность и вспышки гнева. Человек становится конфликтным, со всеми ссорится, часто предпочитает решать споры, применяя насилие. При проявлении сверхбдительности человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность.
Среди мероприятий, направленных на обеспечение высокой эффективности сохранения психического здоровья граждан, большое значение принадлежит системе оказания психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс. Психологическая помощь понимается как область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей, оказания психологической поддержки и помощи как отдельному человеку, так и группе. Содержание психологической помощи заключается в цели взаимодействия психолога с клиентом и может быть представлено следующим образом:
1. Психодиагностика (оказание помощи через сообщение объективной информации).
2. Психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента, с целью обеспечения его полноценного развития и функционирования и предполагающее изменение показателей его активности).
3. Психологическое консультирование (вид психологической помощи, заключающийся в обеспечении человека продуктивным существованием в конкретных обстоятельствах его жизни, в поиске решений выхода из проблемной ситуации).
4. Психотерапия (вид психологической помощи при решении проблем или затруднений психологического характера).
5. Другие виды психологической помощи: психотерапевтическое обучение (применяется при обучении родителей работе с детьми), совместная помощь (осуществляется супругами после психотерапевтического обучения), самопомощь.
Психотерапия, проводимая вместе с другими видами психологической помощи, является одним из основных методов лечения психотравм, наряду с медицинской и социальной помощью. Она призвана обеспечить человеку, перенесшему психотравмирующий стресс, способность самостоятельно регулировать свое функциональное состояние, изменение его поведения в сторону большей независимости и усилению у него чувства ответственности за себя, что является конечной целью психотерапии. Она должна проводиться профессионально, чтобы избежать развития многих нежелательных побочных явлений.