Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений
Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведение его в своей деятельности.
Социализация начинается с воздействия на индивида, поскольку родители ребенка уже социализированы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (крик ребенка при желании кушать), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и далее воспроизводить имеющийся у него социальный опыт. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек, может воздействовать и на себя как социальный объект.
Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.
Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:
1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние возраст, интеллектуальный уровень, пол и др. факторы.
2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.
3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.
4. Важным аспектом формирования личности является культура.
Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:
1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами. Позволяющее усваивать разнообразные нормы отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Пример – полоролевая типизация или процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;
2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (например, манер, движения, поступки и т.п.);
3) внушение– воздействие на поведение и психику человека предполагает некритическое восприятие им особенностей информации.
4) фасилитация(облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате, которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее.
5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Некоторые авторы выделяют такие механизмы социализации как:
1) имитация– осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
2) стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
3) чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.
Факторами социализации являются целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Ими могут стать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дружеских компаниях, знакомые и малознакомые люди, книги, кино и видеофильмы, теле- и радиопередачи и т.п.
Стадии процесса социализации:
- дотрудовая стадия охватывает период жизни человека до начала трудовой деятельности. Ее разделяют на два периода:
А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу (период раннего детства);
Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К нему относят период обучения в школе, относительно периода обучения в вузе или техникуме имеются разные точки зрения.
- трудовая социализация охватывает период зрелости человека;
- послетрудовая социализацияпредставляет собой сложный вопрос – это проблема возникающая на государственном уровне, определяющем границы трудоспособности и выхода на пенсию.
Институты социализации – конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства – семья и дошкольные детские учреждения.
Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я».
Авторитарность (лат влияние, власть)– социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, его традиций и культурных норм.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Она обеспечивает систематическое образование, являющееся важнейшим элементом социализации, помимо этого на школу возложена обязанность по подготовке к жизни в обществе в более широком смысле.
На трудовой стадии важнейшим институтом является трудовой коллектив.
Вопрос об институте на послетрудовой стадии социализации остается открытым.
Следовательно, основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.д.
В этих институтах протекает процесс социализации человека.