В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.
1) Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.
Термин «кризисы возрастные» был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Причина психологического кризиса, кроется в растущем несоответствии между развивающейся психикой ребёнка и неизменной социальной ситуацией развития, и именно на перестройку этой ситуации направлен нормальный кризис. Таким образом, каждый этап жизни открывается кризисом за которым следует период стабильного развития, когда происходит освоение новообразований. Они сохраняются в скрытой форме и частично входят в состав новообразований стабильного периода, причем всякий неяркий в проявлениях критический период приводит к осложнениям в последующем развитии. В развитии каждого критического периода наблюдаются три фазы - предкритическая, критическая и посткритическая. Л.С. Выготский считал кризисы надежным основанием для построения периодизации личности ребенка, так как, изменяются основные особенности ребенка, причем характер изменений катастрофический, революционный. По его мнению, можно выделить следующие особенности кризиса:
- трудноопределимый момент возникновения;
- болезненные, мучительные переживания на внутреннем плане, при этом внешние условия могут определять частный характер протекания кризиса, но запуск механизма кризиса зависит от внутренней логики процесса развития;
- негативность характера развития, преобладание процессов отмирания, свертывания и в то же время зарождение новых качественных черт личности.
Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом. Основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития — переломные моменты развития.
2)Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович.
На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. Кризис - следствие неправильного воспитания. Критический возраст в теории деятельности А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой.
Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии.
Зарубежные авторы
Для большинства теоретиков характерен психосоциальный подход к рассмотрению критической ситуации развития. При этом одна из противоборствующих сил расположена в человеке, а другая - в социуме, то есть возникает система "индивид-социум". При обязательном наличии переходных периодов, теории, изучающие личность в непрерывном конфликте, не характерно решение вопросов периодизации и моделирования развития взрослой личности. По мнению Фрейда, основная направленность формирования и развития личности характеризуется противоречивым, но постепенным переходом. При этом предполагалось, что борьба тенденций удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную природу личности, которая существенно усиливается амбивалентной природой человеческих чувств. Согласно Фрейду, все человеческие чувства противоречивы по природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций. Фрейд также подчеркивал, что из-за высокого уровня конфликтности социальных отношений к врожденной амбивалентности может прибавиться еще и приобретенная.
Подходы, (К. Мюррей, Э. Эриксон, Г. Салливан), наличие как конфликтных, так и бесконфликтных периодов.
Свою концепцию развития личности Э. Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии, поддерживает идею о последовательном формировании психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Э. Эриксон выделяет 8 стадий развития личности. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации". Каждый психосоциальный кризис, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Задача в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
К. Мюррей подчеркивает, что в бесконфликтный период развития поступки личности отражают те потребности, которые не идут вразрез с жизнью в обществе и не противостоят по-детски жесткому суперэго. Таким образом, в теории К. Мюррея в переходные периоды, которые автор называет периодами депривации, нарастает напряжение некоторой потребности. В стабильные периоды развития наблюдается насыщение потребности и ослабление ее напряжения.
Как психосоциальную рассматривает критическую ситуацию развития Г.Салливан. Он считает, что человек стремится, с одной стороны, к удовлетворению потребностей, а с другой - к защищенности. Внутренний конфликт при этом может быть разрешен в процессе самодинамизма, который возникает на подсознательном уровне из отраженных оценок, и основная задача которого - поддержание чувства безопасности.
При изучении взрослой личности ряд теоретиков выделяют категории самопознания, самореализации, саморазвития, причем допускается как наличие кризисов развития, так и возможность бескризисного перехода от одного периода развития к другому. В этих подходах развитие человека рассматривается не как результат столкновения двух противоположных сил, а как действие одной, направляющей развитие, силы. По мнению К. Роджерса, например, такой силой является стремление человека к актуализации своего "Я", в результате чего формируется "конгруэнтная себе" личность. А. Адлер выделяет такую направляющую силу, как стремление к совершенству и, как следствие, формированию "активно-конструктивного" стиля жизнедеятельности. По мнению У. Олпорта, человек стремится к проприативному функционированию (выражению "Я"). Все вышеперечисленные концепции предполагают активную позицию взрослой личности, ее стремление к самореализации, раскрывают возможные внутренние механизмы развития, но в них не ставится задача возрастной периодизации развития. По нашему мнению, для создания возрастной периодизации необходима категория кризиса, разделяющего предыдущие и последующие этапы развития. В силу ярких особенностей, лежащих в его основе, противоречий, формирующихся новообразований, наличие кризиса может быть эмпирически проверено.
11. Нарушения психического развития.??????
12. Понятие психического дизонтогенеза. Типы дизонтогенетического развития.
Психический дизонтогенез — патология психического развития с изменением
последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
Психологические параметры онтогенеза: 1) Функциональная локализация поражений
(2 вида дефектов: частный и общий). 2) Временной параметр: учёт
хронологического аспекта (когда произошло воздействие?).
Сенситивный период для каждой функции различен и на развитие этой функции будет
оказываться воздействие в первую очередь: они либо регрессируют, либо
распадаются. 3) Взаимоотношение м/у первичными и вторичными дефектами. Первичный- повреждение
биологической линии развития. Вторичный- возникает опосредованно в результате
биологического повреждения в ходне нарушения соц. развития.
. 4) Нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального развития.
К биологическим факторам дизонтогенеза относятся:
1) генетические (наследственные болезни обмена, хромосомные аберации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. п.);
2) внутриутробные нарушения (токсикозы беременности, конфликты в системе крови, в частности резус-конфликт, внутриутробные инфекции, интоксикации и др.);
3) патология родов;
4) ранние заболевания с преимущественным поражением ЦНС (дефекты обмена, прогрессирующие гидроцефалии, дегенеративные заболевания, опухали мозга, энцефалиты, шизофрения и т. п.).
К социальным факторам дизонтогенеза относятся:
1) различные виды эмоциональной и социальной депривации;
2) разного рода социальные психологические стрессы.
Типы психического дизонтогенеза:
1) Регресс- возврат функций на более ранний возрастной уровень временного
функционального характера (временный регресс) или стойкого, связанного с
повреждением функций (стойкий регресс).
К внешней потере навыков ходьбы может привести даже соматическое заболевание в
первые годы жизни. Стойкий регресс: возврат к автономной речи как следствие
потери потребности в коммуникации при РДА.
Регрессу могут быть подвержены функции, которые находятся в сенситивном периоде
+ закреплённые функции при глубоком патологическом воздействии (шоковая
психическая травма, шизофренический процесс). Чем тяжелее поражение НС, тем
более стоек регресс и более вероятен распад.
2) Распад- дезорганизация или выпадение функции.
3) Ретардация- запаздывание или приостановка психического развития: а) общая
(тотальная), б) частичная (парциальная)- запаздывание развития отдельных
психических функций, отдельных свойств личности.
4) Асинхрония- выраженное опережение развития одних психических функций и
свойств личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других
функций и свойств. Это становится основой дисгармоничной структуры личности и
психики.
Виды:
Недоразвитие
Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. Олигофрения (от греч. olygos - малый, phren - ум) - особая форма психического недоразвития. Она выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности у детей-олигофренов различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то легкая степень недоразвития - дебильность - позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда. По окончании вспомогательной школы подавляющее большинство умственно отсталых детей в дальнейшем относительно благополучно адаптируются в социальной среде. В то время как субъекты с такой же или меньшей степенью интеллектуального снижения, не прошедшие специального обучения и воспитания имеют плохую социальную адаптацию.