О взаимосвязи теории и практики

Разные теоретические подходы психологии рассматривают психическую реальность под разными углами зрения (предмет) и пользуются для фиксации психического различным аппаратом (понятия и методы). Эти различия в понимании человека определяют и различия в понимании сущности возникновения психологических проблем, для решения которых требуется профессиональная помощь.

Психоанализ в практике помощи называется также психодинамическим подходом, поскольку в центре него находятся вопросы, связанные с наиболее динамическими аспектами психической реальности – мотивами, побуждениями, влечениями, конфликтами. Именно внутренние конфликты, которые неизбежны между различными частями личности (Оно, Эго и Супер-Эго) считаются основной причиной нарушений (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни и др.). В соответствии с пониманием причины возникновения проблем ставятся цели помощи (осознание конфликтов) и разрабатываются адекватные поставленной цели методы ее достижения (направленные на анализ бессознательных импульсов, на обнаружение существующих конфликтов).

Поведенческий подход, построенный на теоретическом фундаменте бихевиоризма, совсем иначе смотрит на человека (в целом) и на причины его психологических проблем (в частности). В этом подходе фактически отсутствуют понятия «личность», «сознание», «мотивация» и др., но используются понятия, описывающие поведение. Основным объектом помощи является реальное поведение человека в реальном мире. Причиной проблем, с точки зрения бихевиористов, выступают ошибки научения, т.е. использование человеком таких поведенческих программ, которые оказываются неэффективными. Поэтому психологу необходимо помочь клиенту избавиться от приобретенных им ошибочных поведенческих реакций и научить реагировать более продуктивно. Иначе говоря, содержанием помощи в рамках данного подхода выступает переучивание, которое осуществляется посредством выработки новых условных рефлексов (обусловливание: классическое – И.П. Павлов и оперантное – Б. Скиннер).

Гуманистическая психология построена на фундаментальной идее об изначально позитивной природе человека, о наличии у организма врожденной тенденции к раскрытию своих потенциалов, к саморазвитию и самосовершенствованию (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Иначе говоря, согласно данной теоретической модели, человек изначально обладает всем необходимым, чтобы самостоятельно эффективно решать возникающие перед ним проблемы. Таким образом, причина проблем кроется не в природе человека (как полагает психоанализ), а в потере контакта человека с самим собой. Подобное нарушение связи субъекта с собственной сущностью является результатом неправильного воспитания, прежде всего усвоения ребенком навязанной ему ложной системы ценностей. Задача психолога – помочь человеку лучше понять и принять себя самого. Это возможно только при искренней заинтересованности специалиста, его изначально доброжелательном и безоценочном восприятии своего клиента, вере в торжество его «доброй» природы.

Представителей когнитивного подхода к оказанию психологической помощи объединяет исходная позиция в понимании человека как существа разумного (А. Бек, Дж. Келли, Дж. Фестингер, А. Эллис и др.). Именно характеристики мышления человека определяют и качество его жизни (всем известна, допустим, разница между оптимистом и пессимистом в толковании одного и того же события). Искаженное восприятие действительности, неверное объяснение человеком происходящих с ним в жизни событий выступают причиной его страданий и негативных переживаний. Соответственно, задача психолога состоит в обучении клиента новым, более продуктивным, более рациональным способам мышления.

Таким образом, теоретическое знание представляет собой обобщение множества конкретных ситуаций. В теории раскрываются определенные закономерные связи, которые далеко не всегда очевидны в эмпирике отдельного случая. Поэтому знание психологом-практиком теории обеспечивает обобщенное видение им проблемы клиента, возможность не только объяснения происходящего, но и прогноза на будущее. Именно научное, достоверное знание (т.е. знание, уже многократно проверенное многими специалистами на множестве конкретных ситуаций) выступает надежным фундаментом для обоснования стратегии и тактики оказания психологической помощи.

Наши рекомендации