Тема 1. Специальная психология как отрасль психологической науки.
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:
Дефектология. Специальная (коррекционная) пелагогика. Тифлопсихология. Сурдопсихология. Патология и норма.
Методические рекомендации по теме:
При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть особую роль специальной психологии в научном исследовании психического развития, а также роль специальной психологии в практике психологической помощи лицам с ограниченными возможностями.
При рассмотрении вопроса об истории специальной психологи необходимо осветить историческую динамику теоретических воззрений и практической помощи лицам с ограниченными возможностями.
В вопросе о специфике отдельных направлений специальной психологии следует показать вклад отечественных ученых в развитие каждого направления этой науки.
Литература по теме
1. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Тема 2. Понятие психического дизонтогенеза
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:
Недоразвитие. Задержка развития. Поврежденное развитие. Искаженное развитие. Первичный дефект. Вторичный дефект. Психический дизонтогенез.
Методические рекомендации по теме:
Рассмотрение вопроса о видах психического дизонтогенеза следует начинать с дифференцировки понятий недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие.
В вопросе о дефекте и его уровнях необходимо опираться на конкретные примеры, иллюстрирующие различные аспекты данного явления.
Особое внимание должно быть уделено вопросу о механизмах развития психического дизонтогенеза.
Литература по теме
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Тема 3. Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:
Компенсация. Умственная отсталость. Деменция. Задержка психического развития. Ранний детский аутизм.
Методические рекомендации по теме
При рассмотрении данной темы необходимо обратить особое внимание на вопрос о видах компенсации и их связи с установкми личности, а также условиями воспитания. Надо подчеркнуть, что уровень дефекта может снижать возможности развития личности, но не противоречит этому развитию.
Литература по теме
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Тема 4. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей
При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:
Профилактика. Коррекция. Реабилитация. Стимуляция компенсаторных механизмов поведения.
Методические рекомендации по теме:
При рассмотрении вопроса о роли профилактики и коррекции в развитии психики необходимо опираться на теорию высших психических функций Л.С.Выготского.
При изучении вопроса о стимуляции компенсаторных механизмов поведения следует рассмотреть исторический путь изменения методов подобной стимуляции.
Особое внимание должно быть уделено методам ранней помощи детям с врожденными недостатками и их семьям.
Литература по теме
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.
2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.
3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.
4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.