Тема 5. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции
Вопросы для подготовки:
Влияние психического заболевания на психическое развитие.
Симптомы выпадения.
Социальное окружение и тяжесть деформации личности в болезни.
Изменение личности по органическому типу.
Изменение личности по эпилептоидному типу.
Изменение личности при шизофрении.
Литература:
1. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.
Тема 6. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка
Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями слуха.
Ощущения и восприятие
Особенности внимания
Развитие памяти
Особенности воображения
Развитие мышления
Развитие речи
Развитие личности при нарушениях сенсорных анализаторов.
Психодиагностическое обследование детей с нарушениями
Вопросы для самоподготовки
Перечислите степени выраженности нарушений зрения.
Каковы ведущие причины поражения слухового анализатора?
Литература:
1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.
3. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.
Тема 7. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка
Особенности развития познавательной сферы у людей с ограниченными возможностями зрения:
Ощущения и восприятие
Особенности внимания
Развитие памяти
Особенности воображения
Развитие мышления
Развитие речи
Развитие личности при нарушениях сенсорных анализаторов.
Психодиагностическое обследование детей с нарушениями слуха и зрения – общее и особенное.
Проблема профориентации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями слуха и зрения.
Вопросы для самоподготовки
Перечислите степени выраженности нарушений зрения.
В чем Вы видите отличия развития мышления при нарушении зрения и при нарушении слуха?
Чем отличается развитие речи при нарушении зрения?
Литература:
1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.
3. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
7. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.,1985.
8. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.
Тема 8. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм
Вопросы для подготовки:
Классификация состояний аутизма.
РДА Каннера, РДА Аспергера.
Особенности познавательной сферы при РДА.
Особенности деятельности и личности при РДА.
Диагностика и коррекция при РДА
Литература:
1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
2. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000.
3. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.
Тема 9. Диагностика нарушений в развитии
Вопросы для подготовки:
Основные принципы диагностики нарушений в развитии
Основные направления диагностики.
Метод клинической беседы и изучения истории развития ребенка.
Методы и методики изучения познавательной сферы, возрастные нормы.
Методы и методики изучения деятельности, возрастные нормы.
Методы и методики изучения эмоционально-волевой сферы, возрастные нормы.
Литература:
1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
2. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей/Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1997.
4. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.
5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.
Темы рефератов
1. Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость
2. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР
3. Дезонтогения по типу поврежденного развития: деменции
4. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология глухого ребенка
5. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка
6. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм
7. Диагностика нарушений в развитии
8. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основной
1. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л., 1980.
2. Власова Т.А. О детях с отклонением в развитии. М., 1973.
3. Выгодский Л.С. Собрание сочинений Т5. Основы дефектологии. М., 1983.
4. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984
5. Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2000. – 351 с.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нрушением зрения. - М.,1990.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995.
8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
9. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. – М., 1985.
10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М.,1985.
11. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М, 1989.
12. Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. М., 1995.
13. Нейтиман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 1970.
14. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.
15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1979.
16. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. - М., 1988.
Дополнительный
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей/Под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1997.
3. Банщиков В.М. Медицинская психология. М., 1967.
4. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб пособие для студ. ВПУЗ.- М.:Издательский центр «Академия», 2002 . – 224 с.
6. Босния Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. М., 1988.
7. Венгер А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.
8. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. - М., 1990.
9. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.
10. Воспитание и обучение слепого школьника. М., 1964.
11. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология 1995. № 1.
12. Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств: Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.
13. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М., 1984.
14. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
15. Дьячков А.И. Дифектологический словарь. М., 1970.
16. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
17. Зенцова М.И. Учителю о ветвях с нарушением зрения. М., 1973.
18. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребенок плохо видит. М., 1969.
19. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.
20. Коган В.К. Аутизм у детей. Л., 1981.
21. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста//Дефектология, 1995. № 1. С. 42 – 46.
22. Кривовец И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними//Дефектология 1995. № 6.
23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990.
24. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать. М., 1990.
25. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989.
26. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 1969.
27. Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей//Дефектология. 1997. № 1. С. 15.
28. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях. М., 1978.
29. Москаленко А.А. Раннее медико-генетическое выявление и диагностирование наследственных заболеваний обмена, вызывающих поражение в сфере интеллекта у детей// Дефектология. 1997. № 2.
30. Московкина А.Г., Дурдыева Т.М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости//Дефектология. 1995. № 6. С. 82 – 90.
31. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш пед. учеб. заведений/Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
32. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1968.
33. Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Шушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников.//Дефектология. 1998. № 2. – С.10 – 17.
34. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.
35. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.
36. Плахова Н.А. Школа – предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками// Дефектология. 1995. № 5. С 39 – 44.
37. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. М., 1996
38. Психология глухих детей/Под ред. И.Т. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - М., 1971.
39. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001
40. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М., 1978.
41. Ротекова Т.А. Сочетание нарушений познавательно и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. 1994. № 2.
42. Селиверстов В.И. Психологическая модель феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте//Дефектология. 1994. № 5.
43. Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., 1990.
44. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.
45. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. - М., 1998.
46. Специальная школа. Выпуск 3-6. М., 1967.
47. Тисней М.К. Дети с недостатком развития. М., 1988.
48. Фармакотерапевтические основы реабилитации психических больных. М., 1989.
49. Фишман М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР//Дефектология. 1998. № 1. С. 24 – 29.
50. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 136 с.
51. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида// Дефектология. 2001, № 3.
52. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание группы постинтернальной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью// Дефектология. 1995, № 2. С. 32 – 37.
53. Энциклопедия детского невролога. Белоруссия, 1993.
54. Якушев И.С. Подготовка школьников с нарушениями интеллекта для работы на предприятии//Дефектология. 1997. № 3.
55. Ястребова А.В. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменой речи у учащихся общеобразовательной школы//Дефектология. 1994. № 3.
ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»