Тема 6. Дезонтогения по типу дефицитарного развития: психология слепого ребенка
Клинические критерии слабовидения и слепоты. Врожденная и раннеприобретенная слепота. Особенности развития слепого ребенка. Особенности ощущения и восприятия. Развитие мышления и формирование понятий в условиях отсутствия зрения. Представление мира слепым ребенком. Развитие компенсаторных механизмов восприятия слепого ребенка за счет слуха и осязания. Личностная реакция ребенка на дефект - в том числе в подростковом периоде. Особенности личности и деятельности слепого ребенка. Обучение слепых детей. Организация обучения в спец. Коррекционных школах 3 и 4 (слепые, слабовидящие). Основные подходы к обучению «по плоскостному», по Брайлю. Привитие навыков ориентирования, самообслуживание слепых детей. Трудовая адаптация слепого человека, ВОС.
Причины потери зрения: травма, прогрессирующие заболевания глаз (катаракта, глаукома) и другие причины. Личностная реакция человека на потерю зрения. Депрессивный синдром, опасность самоубийства (диагностические критерии и тактика психолога). Фрустрация базовых жизненных потребностей, реакция отказа от перспектив. Невротическое развитие личности. Основы психической реабилитации, формирование нового жизненного сценария, мотивов и целей деятельности. Поэтапность и закрепление полученных результатов. Повышение уверенности в себе и своих возможностях. Трудовая и социальная реабилитация.
Тема 7. Дезонтогения по типу искаженного развития: ранний детский аутизм
Определение понятия аутизм. Виды аутизма, ранний детский аутизм (РДА). Классификация детского аутизма по МКБ-10.Причины и психологические характеристики РДА. РДА Каннера и Аспергера. Особенности позновательной сферы у детей с РДА. Особенности эмоционально-волевой сферы, личности и деятельности детей с РДА. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме. Социальная адаптация детей с ранним аутизмом.
Тема 8. Диагностика нарушений в развитии
Принципы проведения диагностических мероприятий. Основные методы изучения особенностей развития. Комплексная диагностика развития основа диагностического процесса: клиническая, педагогическая, психологическая диагностика. Методы психологической диагностики аномального развития. Общепсихологические, нейропсихологические и патопсихологические подходы к диагностике. Методики изучения отдельных психических процессов, личности и деятельности. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий. Цели, задачи ПМПК. Организация проведения комиссий.
Тема 9. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Дефектология - цели, предмет, задачи. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - организация, виды, основные подходы к обучению, коррекции, воспитанию. Роль психолога в образовательном процессе, создание условий для социализации, жизнеобеспечения, коммуникации и рекреации детей с ограниченными возможностями. Трудоустройство и трудовая адаптация инвалидов. Роль общественных организаций в жизнеобеспечении инвалидов.
Темы семинарских занятий по учебному курсу
«Специальная психология».
Тема 1. История становления специальной психологии, основные понятия курса
Вопросы к семинарскому занятию
Специальная психология как самостоятельная научная дисциплина.
Определение спец. психологии
Объект и предмет исследования специальной психологии
Структура и место специальной психологии среди других наук.
Основные категории специальной психологии
Понятие дефекта
Компенсация – декомпенсация
Социальная реабилитация и абилитация
Социальная адаптация.
Теория Л.С. Выготского как методологическая база специальной психологии
Качественное своеобразие развития аномальных детей
Теория о сложной структуре аномального развития
Теория компенсации
Принципы и методы специальной психологии.
Темы для дискуссий
Способность к аудиальному и кинестетическому восприятию у слепых и визуальному у глухих выше чем у людей без дефектов – миф или реальность?
Вопросы для самоподготовки
1.В чем Вы видите совпадение и дифференциацию объекта и предмета специальной психологии, коррекционной педагогики и дефектологии?
2.Как Вы понимаете тезис Л.С. Выготского - «ребенок не есть маленький взрослый»?
3.В чем заключается суть теории о сложной структуре аномального развития ребенка с дефектом?
4.Приведите примеры первичного и вторичного дефектов.
5.Какие признаки (уровни) дефекта легче поддаются коррекции?
6.Как Вы понимаете тезис Л.С. Выготского, что любой первичный дефект по своей природе социален?
7.Каковы возможности компенсации психических функций при различных дефектах? Как Вы понимаете, что такое внутри- и межсистемная компенсация?
Литература:
1. Астапов В.М. Ведение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1983. - Т. 5.
3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 1996.
4. Дефектология. Словарь – справочник/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
5. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология. – Киев, 1984.
6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
7. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: МПСИ.1998. – 104 с.
8. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб., 2001.