Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
/. Учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней называется...
а) этиология;
б) дизонтогенез;
в) патогенез.
2. Недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или
психической функции это...
а) симптом;
б) псевдокомпенсация;
в) дефект
3. К генетическим факторам, вызывающим нарушение интеллектуального развития
относят...
а) асфиксию;
б) интоксикацию;
в) энцефалит;
г) полигенный характер набора хромосом;
д) фенилкитонурию.
4. Характерными признаками олигофрении являются:
а) органическое нарушение;
б) рекурентное развитие познавательной, сферы;
в) отсутствие прогредиентности.
5. Элементарными единицами наследственности являются
а) гены;
б) хромосомы;
в) аллели ДНК.
6. Наследственное заболевание нарушения обмена веществ, входящих в состав соединительной ткани, называется:
а) мунополисахаридоз;
б) фенилкитонурия;
в) токсоплазмоз;
г) гемолитическая болезнь новорожденных.
7. Укажите к каким заболеваниям может привести менингит
а) к глухоте;
б) гидроцефалии;
в) задержке физического развития;
г) ко всем выше перечисленным заболеваниям.
8. Стигмъ - это
а) признаки внешнего недоразвития;
б) неправильное развитие органов и тканей;
в) признаки внутриутробного недоразвития.
9. Гишртрихоз – это…
а) рыбья чешуя
б) избыточное оволосение;
в) родимые пятна.
10. Эпикант - это ...
а) маленькие глаза;
б) опущение век;
в) третье веко.
11. Соматический статус умственной отсталости определяет состояние ...
а) психического развития;
б) физического развития;
в) эмоционально-волевой сферы.
12. Почему диагноз деменция ставится после 2-х - 3-х лет?
а) деменция - это приобретенное слабоумие в результате травм или заболеваний ЦНС;
б) в 2-3 года ярко проявляются различные нарушения в интеллектуальном развитии;
в) в 2-3 года - это период становления речи и психических процессов;
г) 2-3- года - это период сформировавшейся речи;
д) в 2-3- года - появление связной речи.
13. К видам деменции относят:
а) органическую деменцию;
в) шизофреническую деменцию;
г) эпилептическую деменцию;
д) все выше перечисленные.
Вопросы к экзамену
1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема.
2. Предмет и задачи курса специальной психологии
3. Становление и развитие специальной психологии как науки.
4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка.
5. Понятие «первичного» и «вторичного» дефекта развития. Теория Л.С.Выготского.
6. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.
7. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
8. Диагностика детей с отклонениями в развитии.
9. Методы изучения детей с отклонениями в развитии.(наблюдение; беседа; эксперименте; изучение документации ребенка; метод изучения рисунков).
10. Психодиагностические методы изучения ребенка.
11. Психология детей со слабо выраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР).
12. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.
13. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
14. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.
15. Психология умственно отсталого ребенка
16. Причины умственной отсталости. Классификация умственной отсталости.
17. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей.
18. Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.
19. Особенности деятельности умственно отсталых детей.
20. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
21. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.
22.Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
23. Особенности развития познавательной сферы глухих и слабослышащих детей.
24. Особенности личностного развития глухих и слабослышащих детей.
25. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
26. Особенности развития познавательной сферы слепых детей.
27. Особенности личностного развития слепых и слабовидящих детей.
28. Психолого-педагогическая характеристика аутичных детей.
29. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА
30. Личностное развитие детей с РДА
31. Возможности психокоррекционной работы с детьми с РДА
32. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП
33. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
34. Психолого-педагогическая характеристика гиперактивных детей
35. Содержание и работа ПМПК
36. Методы профилактики и коррекции отклонений в развитии.
37. Практические проблемы прикладной специальной психологии.
38. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями
6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
Перечень заданий для самостоятельной работы
Темы, выносимые на самостоятельное изучение | Виды самостоятельной работы | Формы контроля |
Понятие нормы и аномальности | 1. Объясните причины дискуссионности терминологии. 2. Обоснуйте ограничения в применении норм по отношению к человеку. 3. Проанализируйте критерии аномальности. 4.Обоснуйте различия понятий «отклоняющее развитие», «дизонтогенез», «аномальность». | Собеседование |
Специальная психология как наука | 1. Объясните, чем вызвана необходимость новых направлений исследований в специальной психологии | Реферирование |
Этиология отклоняющегося развития | 1. Назовите органические повреждения головного мозга вследствие различных биологических причин 2. Обоснуйте взаимосвязь между «природно-психическим» и «социально-психическим». 3. Объясните причины различного влияния биологических и социально-психологических патогенных факторов в разные возрастные периоды | Собеседование |
Расстройства развития | 1. Проанализируйте структуру дефекта на примере нарушений анализаторов 2. Объясните влияние нарушений межфункционального взаимодействия на характер вторичных отклонений при нарушенном развитии. 3. Объясните причины снижения способности к приему, переработке, хранению и использованию информации у детей с отклонениями в развитии. 4. Назовите общие закономерности развития аномальных детей независимо от структуры дефекта. | Выступление с сообщениями |
Компенсации и коррекция отклонений в развитии | 1. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А.Адлера, выскажите свои «за» и «против». 2. Объясните специфику процессов компенсации у взрослых и детей. 3. Охарактеризуйте составляющие системы компенсации 4. Объясните какими факторами обусловлена этапность процессов компенсации у детей. 5. Выделите основные различия внутри- и межсистемной компенсации | Круглый стол |
Особенности коррекционной работы с УО детьми | Составление коррекционных программ | Защиты коррекционных программ |
Особенности коррекционной работы с детьми ЗПР | Составление коррекционных программ | Защиты коррекционных программ |
Проблемы диагностики детей с недостатками в развитии | Подбор диагностических методик | Проверка результатов диагностики |
Особенности коррекционной работы с аутичнми детьми | Составление коррекционных программ | Защиты коррекционных программ |
Психологическая помощь: прикладной аспект | 1. Выделите и аргументируйте основные отличия психодиагностики в сфере образования от психодиагностики в научном исследовании 2. Раскройте специфику консультирования семей по проблеме отклоняющегося развития ребенка, учитывая разное отношение родителей к дефекту. 3. Определите различия профессиональной деятельности психолога в структурах ПМПК и ПМПк | Собеседование. |