Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений

/. Учение об общих закономерностях развития, течения и исхода болезней называется...

а) этиология;

б) дизонтогенез;

в) патогенез.

2. Недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или
психической функции это...

а) симптом;

б) псевдокомпенсация;

в) дефект

3. К генетическим факторам, вызывающим нарушение интеллектуального развития
относят...

а) асфиксию;

б) интоксикацию;

в) энцефалит;

г) полигенный характер набора хромосом;

д) фенилкитонурию.

4. Характерными признаками олигофрении являются:

а) органическое нарушение;

б) рекурентное развитие познавательной, сферы;

в) отсутствие прогредиентности.

5. Элементарными единицами наследственности являются

а) гены;

б) хромосомы;

в) аллели ДНК.

6. Наследственное заболевание нарушения обмена веществ, входящих в состав соединительной ткани, называется:

а) мунополисахаридоз;

б) фенилкитонурия;

в) токсоплазмоз;

г) гемолитическая болезнь новорожденных.

7. Укажите к каким заболеваниям может привести менингит

а) к глухоте;

б) гидроцефалии;

в) задержке физического развития;

г) ко всем выше перечисленным заболеваниям.

8. Стигмъ - это

а) признаки внешнего недоразвития;

б) неправильное развитие органов и тканей;

в) признаки внутриутробного недоразвития.


9. Гишртрихоз – это…

а) рыбья чешуя

б) избыточное оволосение;

в) родимые пятна.

10. Эпикант - это ...

а) маленькие глаза;

б) опущение век;

в) третье веко.

11. Соматический статус умственной отсталости определяет состояние ...

а) психического развития;

б) физического развития;

в) эмоционально-волевой сферы.

12. Почему диагноз деменция ставится после 2-х - 3-х лет?

а) деменция - это приобретенное слабоумие в результате травм или заболеваний ЦНС;

б) в 2-3 года ярко проявляются различные нарушения в интеллектуальном развитии;

в) в 2-3 года - это период становления речи и психических процессов;

г) 2-3- года - это период сформировавшейся речи;

д) в 2-3- года - появление связной речи.

13. К видам деменции относят:

а) органическую деменцию;

в) шизофреническую деменцию;

г) эпилептическую деменцию;

д) все выше перечисленные.

Вопросы к экзамену

1. Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема.

2. Предмет и задачи курса специальной психологии

3. Становление и развитие специальной психологии как науки.

4. Понятие «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребёнка.

5. Понятие «первичного» и «вторичного» дефекта развития. Теория Л.С.Выготского.

6. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте.

7. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

8. Диагностика детей с отклонениями в развитии.

9. Методы изучения детей с отклонениями в развитии.(наблюдение; беседа; эксперименте; изучение документации ребенка; метод изучения рисунков).

10. Психодиагностические методы изучения ребенка.

11. Психология детей со слабо выраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР).

12. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.

13. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

14. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

15. Психология умственно отсталого ребенка

16. Причины умственной отсталости. Классификация умственной отсталости.

17. Особенности развития познавательной сферы умственно отсталых детей.

18. Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей.

19. Особенности деятельности умственно отсталых детей.

20. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.

21. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

22.Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.

23. Особенности развития познавательной сферы глухих и слабослышащих детей.

24. Особенности личностного развития глухих и слабослышащих детей.

25. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

26. Особенности развития познавательной сферы слепых детей.

27. Особенности личностного развития слепых и слабовидящих детей.

28. Психолого-педагогическая характеристика аутичных детей.

29. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА

30. Личностное развитие детей с РДА

31. Возможности психокоррекционной работы с детьми с РДА

32. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП

33. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

34. Психолого-педагогическая характеристика гиперактивных детей

35. Содержание и работа ПМПК

36. Методы профилактики и коррекции отклонений в развитии.

37. Практические проблемы прикладной специальной психологии.

38. Психологическая характеристика детей со сложными нарушениями

6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

Перечень заданий для самостоятельной работы

Темы, выносимые на самостоятельное изучение Виды самостоятельной работы Формы контроля
Понятие нормы и аномальности 1. Объясните причины дискуссионности терминологии. 2. Обоснуйте ограничения в применении норм по отношению к человеку. 3. Проанализируйте критерии аномальности. 4.Обоснуйте различия понятий «отклоняющее развитие», «дизонтогенез», «аномальность». Собеседование
Специальная психология как наука 1. Объясните, чем вызвана необходимость новых направлений исследований в специальной психологии Реферирование
Этиология отклоняющегося развития 1. Назовите органические повреждения головного мозга вследствие различных биологических причин 2. Обоснуйте взаимосвязь между «природно-психическим» и «социально-психическим». 3. Объясните причины различного влияния биологических и социально-психологических патогенных факторов в разные возрастные периоды Собеседование
Расстройства развития 1. Проанализируйте структуру дефекта на примере нарушений анализаторов 2. Объясните влияние нарушений межфункционального взаимодействия на характер вторичных отклонений при нарушенном развитии. 3. Объясните причины снижения способности к приему, переработке, хранению и использованию информации у детей с отклонениями в развитии. 4. Назовите общие закономерности развития аномальных детей независимо от структуры дефекта. Выступление с сообщениями
Компенсации и коррекция отклонений в развитии 1. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А.Адлера, выскажите свои «за» и «против». 2. Объясните специфику процессов компенсации у взрослых и детей. 3. Охарактеризуйте составляющие системы компенсации 4. Объясните какими факторами обусловлена этапность процессов компенсации у детей. 5. Выделите основные различия внутри- и межсистемной компенсации Круглый стол
Особенности коррекционной работы с УО детьми Составление коррекционных программ Защиты коррекционных программ
Особенности коррекционной работы с детьми ЗПР Составление коррекционных программ Защиты коррекционных программ
Проблемы диагностики детей с недостатками в развитии Подбор диагностических методик Проверка результатов диагностики
Особенности коррекционной работы с аутичнми детьми Составление коррекционных программ Защиты коррекционных программ
Психологическая помощь: прикладной аспект 1. Выделите и аргументируйте основные отличия психодиагностики в сфере образования от психодиагностики в научном исследовании 2. Раскройте специфику консультирования семей по проблеме отклоняющегося развития ребенка, учитывая разное отношение родителей к дефекту. 3. Определите различия профессиональной деятельности психолога в структурах ПМПК и ПМПк Собеседование.

Наши рекомендации