Основные психологические понятия по теме
Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести
Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития.
Асихронии –неравномерное, диспропорциональное психическое развитие.
Дизонтогенез –нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих.
Нарушения первичные, ядерные –малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией.
Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.
Ретардация –незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития.
Сложный дефект –сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих.
План:
1. Современные критерии психологического здоровья личности.
2. Понятие идеальной и аномальной нормы развития (теория о первичном и вторичном дефектах Л.С.Выготского)
3. Сущность феномена нарушенного развития.
4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие.
5. Основные классификации нарушений в психическом развитии.(не менее 3)
6. Причины отклонений в развитии.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём состоит практическое значение различных норм развития.
2. В чём состоит основное методическое и методологическое значение понимания дефекта как потенциального источника компенсации и развития.
3. Развитие понятия « недоразвитие» и «задержанное развитие».
4. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.
5. Роль Л.С. Выготского в становление отечественной специальной психологии
6. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?
7. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?
8. В достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?
9. Чем определяются возможности создания новых классификаций?
Литература
1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. : Академия, 2004
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.
3. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..
4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308.
5. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.., 108-124, 125-151
6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 18-34.
7. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-29, 48-82, 82- 123
Дополнительная литература
Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2 . С.21-25.
Дополнительные материалы к семинарскому занятию
Таблица 1. Сравнительная характеристика дефектов
Первичный дефект | Вторичный дефект |
1.Первичный дефект напрямую связан с биологическим характером болезни (например: слепой ребенок – первичный дефект – нарушение зрения) 2. Первичный дефект может носить характер недоразвития, повреждения, сочетанный дефект 3. Первичный дефект не поддается коррекции. 4.Первичный дефект связан с биологическими нарушениями. 5. На ранних этапах обучения м воспитания основное препятствие создают первичные дефекты. | 1.Вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития (пример: вторичный дефект – нарушение речи) 2. Вторичный дефект – то, на что направлена коррекция, психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется в процессе усвоения социального опыта. 3. Вторичный дефект поддается коррекции и может быть компенсирован. 4. Для вторичного дефекта характерны социальные нарушения 5. Вторичные дефекты создают сложности по мере обучения и воспитания. Вторичные дефекты характерны для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее. Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения (например: для нормального функционирования логического мышления необходимо множество компонентов – сенсорика, речь, пространственные представления. Повреждение этих функций ведет к дефекту логического мышления) В зависимости от места первичного дефекта, вторичное недоразвитие может двигаться снизу вверх и сверху в низ. Определенную роль в возникновении вторичных нарушений оказывает социальная депривация. Независимо от своей специфики дефект создает препятствие общению ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение ребенком знаний, навыков, умений. Если ребенок не становится объектом психолого-педагогических воздействий, то это ведет к микро социально-педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии, ведет к формированию определенного дефекта личности ребенка. |