Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Цель: сформировать представление об особенностях психического развития и его влияние на ребёнка в целом.

Основные психологические понятия по теме

Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития.

Асихронии –неравномерное, диспропорциональное психическое развитие.

Дизонтогенез –нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих.

Нарушения первичные, ядерные –малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией.

Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.

Ретардация –незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития.

Сложный дефект –сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих.

План:

1. Современные критерии психологического здоровья личности.

2. Понятие идеальной и аномальной нормы развития (теория о первичном и вторичном дефектах Л.С.Выготского)

3. Сущность феномена нарушенного развития.

4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие.

5. Основные классификации нарушений в психическом развитии.(не менее 3)

6. Причины отклонений в развитии.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём состоит практическое значение различных норм развития.

2. В чём состоит основное методическое и методологическое значение понимания дефекта как потенциального источника компенсации и развития.

3. Развитие понятия « недоразвитие» и «задержанное развитие».

4. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.

5. Роль Л.С. Выготского в становление отечественной специальной психологии

6. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?

7. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?

8. В достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?

9. Чем определяются возможности создания новых классификаций?

Литература

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. : Академия, 2004

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

3. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..

4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308.

5. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.., 108-124, 125-151

6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 18-34.

7. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-29, 48-82, 82- 123

Дополнительная литература

Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2 . С.21-25.

Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Таблица 1. Сравнительная характеристика дефектов

Первичный дефект Вторичный дефект
1.Первичный дефект напрямую связан с биологическим характером болезни (например: слепой ребенок – первичный дефект – нарушение зрения) 2. Первичный дефект может носить характер недоразвития, повреждения, сочетанный дефект 3. Первичный дефект не поддается коррекции. 4.Первичный дефект связан с биологическими нарушениями. 5. На ранних этапах обучения м воспитания основное препятствие создают первичные дефекты. 1.Вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития (пример: вторичный дефект – нарушение речи) 2. Вторичный дефект – то, на что направлена коррекция, психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется в процессе усвоения социального опыта. 3. Вторичный дефект поддается коррекции и может быть компенсирован. 4. Для вторичного дефекта характерны социальные нарушения 5. Вторичные дефекты создают сложности по мере обучения и воспитания. Вторичные дефекты характерны для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее. Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения (например: для нормального функционирования логического мышления необходимо множество компонентов – сенсорика, речь, пространственные представления. Повреждение этих функций ведет к дефекту логического мышления) В зависимости от места первичного дефекта, вторичное недоразвитие может двигаться снизу вверх и сверху в низ. Определенную роль в возникновении вторичных нарушений оказывает социальная депривация. Независимо от своей специфики дефект создает препятствие общению ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение ребенком знаний, навыков, умений. Если ребенок не становится объектом психолого-педагогических воздействий, то это ведет к микро социально-педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии, ведет к формированию определенного дефекта личности ребенка.


Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3,4

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».

2. Как происходит развитие познавательной, личностной сферы умственно отсталых детей?

3. Назовите цели, задачи олигофренопсихологии и олигофренопсихологии.

4. Каковы причины возникновения умственной отсталости?

5. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью?

6. Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефектами.

Литература:

1. Вечкалова .Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальным недоразвитием. – СПб.: КАРО, 2000.

2. Замских Х.С. Умственно отсталые дети. – М.: Академия, 2008

3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Пд ред. Б. П. Пузанова – М., 1998.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Образование Плюс, 2000.

5. Малер А.Р., Цикото Т.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

7. Психо-коррекционная и звивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.

8. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ науч. Ред. М. Пишчек/ пер. с польс.- СПб.: Речь, 2006

9. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 205-211,247-300.

10. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 34-82.

11. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

12. Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.

13. Шаповал И.А. Методики изучения и диагностики отклоняющего развития. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дополнительная литература

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкльного возраста с умственной недостаточностью. – Дефектология, 2008, №: 6. С. 49-58.

2. Забрамная Н.И., Исаева Т.И. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.49-53.

3. Киртоки А.Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 5. С. 46-53.

4. Муравьева Е.В. Психологический портрет личности умственно отсталого старшеклассника. Специальная психология, 2010, № 1 . С.35-41.

5. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. – Дефектология, №2. С.18-25.

6. Уфимцева Л.П., Благодатская Е.В. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками. – Специальная психология, 2007, № 1(11).С. 16-23.

7. Уфимцева Л.П., Иванина Т.А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников. - Специальная психология, 2009, № 4 (22). С.19-31.

8. Шаповалова О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников. – Специальная психология, 2006, № 4 (10). С. 4-13.

Н.И. Озерецкий (1935)

1. Олигофрении, развивающиеся вследствие уродства мозга (микроцефалии, макроцефалии и др.).

2. Дифференцированные формы олигофрений (токсоплазмозная, рубиолярная, резус несовместимая).

3. Олигофрения нейроинфекционной природы (менингиты, энцефалиты)

4. Олигофрении на почве эндокринных расстройств.

5. Недифференцированные формы олигофрений.

М. С. Певзнер (1966)

1. Неосложненная форма без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов.

2. Олигофрения, осложненная гидроцефалией.

3. Олигофрения, сочетающаяся с локальными нарушениями слуха, речи, пространственного синтеза, двигательных систем.

4. Олигофрения с недоразвитием переднелобных отделов головного мозга.

5. Олигофрения, сочетающаяся с поражением подкорковых структур головного мозга.

Г.Е. Сухарева

1.Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

а) болезнь Дауна;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другими энзимопатическими формами;

г) клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

2. Олигофрения эмбрио- и фетопатической природы, обусловленная:

а) коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубиолярная эмбриопатия);

б) другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

в) токсоплазмозом и листериозом;

г) врожденным сифилисом;

д) гормональными нарушениями матери и токсичными факторами;

е) гемолитической болезнью новорожденных.

3. Олигофрения, возникшая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) родовой травмой и асфиксией;

б) черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде(раннем детстве);

в) перенесенными в раннем детстве энцефалитом, менингоэнцефалитом и менингитом

Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 18, 17, 21

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.

2. Как построена клиническая классификация задержки психического развития.

3. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с ЗПР?

4. Дайте характеристику развития познавательной сферы дошкольников с ЗПР.

5. Охарактеризуйте познавательную сферу школьника с ЗПР.

6. Охарактеризуйте особенности личностного развития и развития эмоционально-волевой сферы школьника с ЗПР.

7. Опишите основные черты динамики деятельности при задержке психического развития.

8. Дайте характеристику гиперактивного ребенка.

9. Какие виды гиперактивности существуют?

10. Назовите причины гиперактивности.

Литература:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Просвещение, 1997.

2. Венар Чарлз и др. психопатология детей и подростков. СПб.: Евро-Знак, 2005. С. 83-102, 138-160, 178-203, 221-243.

3. Гонеев А.Д. и др Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 2002. С. 170-206.

4. Основы специальной психологии. / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: «Академия»№, 2003. С. 345-353, 262-269.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)/ Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б, Горскин и др.Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.173-190.

6. Лалаева Р. И. И др. Нарушения речи и их кореекция у детей с ЗПР. – М.: «Академия», 2004

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 211-227, 316-332, 300-316..

8. .Сорокин В. М. Специальная психология / под науч. Ред. Л. М. Шипициной. – СПб: «Речь», 2004. С. 87-135.

9. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 82-138.

10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 2004.

Дополнительная литература

1. Гусакова М.П. Общаться с гиперактивным ребёнком. Психолог в детском саду № 2 – 2006. С. 99.

2. Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Становление познавательной деятельности дете с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях. – Дефектология, 2008, № 5. С.4-10

3. Инденбаум Е.Л. Психологическое развитие подростка с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах. – Дефектология, 2011, № 2. С.18-28

4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. Дефектологияя № 6 – 2003. С. 13.

5. Киселёва В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение. Дефектология № 3. – 2007. С. 3.

6. Коган Б.М., Павлова А.С. Значение коррекционно-развивающей работы и формирование психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития.- Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.52-61.

7. Левченко И.Ю. Речевой анализ показателей психической деятельности дошкольников с ЗПР. Специальная психология № 1 – 2006. С. 19.

8. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дефектология. № 3 – 2003. С. 39.

9. Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в условиях обучения. Дефектология. № 4 – 2006. С. 69.

10. Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения. – Дефектология, 2008, № 3. С.31-38.

11. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. М.: Тандем, 1998.

12. Ткачёва Ульенкова У. В. Кондратьева Н.П. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР. Дефектология. № 1 – 2004. С. 29.

13. Фотенова Т. А. Состояние и динамика психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР. Дефектология. № 1. – 2003. С. 23.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите предмет и задачи сурдопсихологии и сурдопедагогики

2. Какие существуют варианты нарушения слуха?

3. Как изменяется психическое развитие детей в зависимости от времени нарушения слуха?

4. Какова особенности развития познавательной сферы глухих детей?

5. Что такое жестовая речь глухих людей?

6. Как происходит развитие словесной речи?

7. Каковы особенности развития эмоций у глухих школьников?

8. Каковы особенности личностного развития и межличностных отношений у глухих детей, подростков и юношей?

Литература

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Петер Антон Янн Воспитание и обучение глухого ребенка. М.: Академия, 2003.

3. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 138-194.

4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 247- 279.

5. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная литература

1. Заболтина В.В. Изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха. – Дефектология, 2008, № 3. С.27-53.

2. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховых функций (диагностика и коррекция).- М.: Аркти, 2003.

3. Яхина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. – М.: Владос, 2003.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое тифлопсихология?

2. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?

3. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих.

4. Каковы особенности познавательной сферы слепых и слабовидящих?

5. Как влияет слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?

Литература

1. Лапп Е.А. развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. М.: ТЦ Сфера, 2000.

2. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-300

4. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. 194-367.

Дополнительная литература

1. Кантор В.З. Реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. – Дефектология, №5. С.38-44.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение синдрому РДА и опишите характерные признаки его проявления.

2. Перечислите возможные причины РДА.

3. Дайте сравнительный анализ основных форм аутизма.

4. Охарактеризуйте основные группы детей с РДА.

5. Дайте характеристику психолого-педагогической помощи детям с РДА и их родителям.

Литература

1. Гиберт К., Питер Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие / пер. с англ. – М.: Владос, 2005.

2. Валитова И. С. Психологическое сопровождение детей с детским аутизмом: анализ практического опыта. Психолог в теском саду № 2 – 2007. С. 105.

3. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003

4. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003...

5. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.300-316.

Дополнительная литература

1. Аршатская О.С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии и психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма. – Дефектология, 2011, № 2 С.62-71.

2. Баенская Е.Р. Нарушения аффективного развития ребенка при формировании синдрома раннего детского аутизма. – Дефектология, 2008, № 4. С.11-19.

3. Внденина М.Ю., Костин И.А. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным человеком. – Дефектология, 2003, № 6. С.21-27.

4. Гусева И.Е. Анализ истории развития аутичного ребенка. – Дефектология, 2011 № 1. С. 65-73.

5. Кагарлицкая Г.С. Дети с расстройствами аустического спектра: с чего начать? - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, 3 1. С.52-57.

6. Костин И.А. Поведенческий подход к коррекции детского аутизма: основные понятия. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.54-60.

7. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом. – Дефектология, 2003, № 2. С.88-93.

8. Лаврентьева Н.Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников. – дефектология, 2008, № 4. С.52-63.

9. Либлинг М.М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С.23-29.

10. Павлий Т.Н. Актуальные вопросы создания службы комплексного сопровождения аутичного ребенка. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 4, С.49-55.

11. Пробылова В.С, Особенности самосознания пятилетних детей аутизмом. Дефектология. № 4 – 2007. С. 38.

12. Романова А.А. Особенности речи детей с аутистическими расстройствами. – дефектология, 2011, № 2. С. 44-52

13. Ткачева И.В., Плуме В.Э. Использование компьютера в процедуре психологического изучения аутичных детей. – Практическая психология и логопедия (Дайджест), № 4(27 2007. С. 55-60.

14. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма. Дефектология. № 4. – 2004. С. 69.

Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 10, 11,12.

СЕМИНАР № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.

Цель: знакомство с особенностями проведения обучающих занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

План:

1. Дети с ЗПР (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

2. Дети с ОДА (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

3. Дети с ранним детским аутизмом (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

4. Интеграция детей с нарушениями в развитии в России и за рубежом.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое значение имеет термин «интеграция» в специальной литературе?

2. Каковы позитивные стороны интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные дошкольные и школьные учреждения?

3. Какие формы интеграции распространены в настоящее время?

4. Охарактеризуйте основные типы дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Литература:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. С. 111-151

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.352-371.

4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной помощи детям с проблемами в развитии._ М.: Академия, 2002.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6. Ботова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. – Специальная психология, 2007, № 1(11). С.4-9.

7. Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях начальной образовательной школы. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.22-28.

8. Кричевец Е.А., Костин И.А. Совместная деятельность в интеграционной среде. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 3. С.9-14.

9. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в образовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С. 6-11.

10. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. – Дефектология, 33. С.83-84

11. Об организации работы с обучающими, имеющими сложный дефект. – дефектология, № 4. С.92-93.

12. Симонова Т.Н. Специальная образовательная среда как фактор социализации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.21-32ф.

13. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности. – Дефектология, № 6. С.3-4.

14. Солнцева Л.И., Махортова Г.Х. Психологические проблемы интеграции детей с нарушениями зрения в массовую школу. – Специальная психология, 2007, № 2(12). С.6-21.

15. Стреблева Е.А. Организационные модели дошкольного образования детей с нарушениями интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.26-33.

16. Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития.- Специальная психология, 2009, № 2 (20). С.7-11.

17. Шамарина Е.В. К вопросу об индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.5-21.

Вопросы для самопроверки

1. Определите понятие «детский церебральный паралич».

2. Укажите основные причины ДЦП.

3. В чем проявляются нарушения ВПФ при ДЦП?

4. Дайте характеристику ЗПР у детей с ДЦП

5. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?

6. Дайте характеристику речевых нарушений при ДЦП.

7. Каковы особенности личности у детей с ДЦП?

Литература

1. Аннете Финк Кондуктивная педагогика А.Пете. – М.: Академия, 2003.

2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Академия, 2001.

3. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 367-391.

4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 316-332

5. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная литература

1. Устинова Е.В. Возрастная динамика особенностей тревожности и страхов у детей и подростков с церебральным параличом. – Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.16-22.

Вопросы для самопроверки

1. Каких взрослых и детей относят к категории слепоглухих?

2. Дайте характеристику слепоглухих .

3. Какими причинами можно определить личностное отставание в развитии слепоглухих?

4. Какова основная цель психологической помощи семьям слепоглухого ребенка?

5. Расскажите о детях со множественными нарушениями.

Литература

1. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С.391-407.

2. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.332-345

Дополнительная литература

1. Александрова Н.А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями.- Дефектология, 2008, № 6. С.29-37.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КСР

КСР № 1.

Практическое задание.Прочитав соответствующую литературу (см. литературу к лекции и семинару): Представить (нарисовать) «идеальную» модель адаптации, реабилитации и коррекции ребёнка с отклонениями в развитии (на выбор студента).

КСР №2.

Прочитав дополнительную литературу, воспользовавшись, Интернет ресурсами, составить описание синдрома по следующему плану:

1. Понятие синдрома, статистика.

2. Возможные причины синдрома

3. Проявление, характерные особенности, формы, сферы нарушения при данном синдроме.

4. Возможность обучения и развития, коррекция, лечение, социальная помощь.

5. Подготовьте синдром для работы на занятии

Список синдромов для изучения предлагается ниже.

Список синдромов для самостоятельного изучения

1. Синдром Ретта

2. Алкогольный синдром плода.

3. Альбинизм.

4. Синдром Вильямса («лицо эльфа»)

5. Гаргоилизм.

6. Синдром Клайфельтера.

7. Синдром Корнелии де Ланге.

8. Болезнь Литтля (ДЦП).

9. Синдром Ульриха -Нунан.

10. Болезнь Паркинсона.

11. Синдром Рубинштейна-Тейби.

12. Синдром Шерешевского-Тернера.

13. Болезнь Фёллинга (фенилкетонурия).

14. Болезнь Фридрейха.

15. Синдром Ушера.

16. Эпилептиформный синдром.

17. Синдром Леша – Нихана

КСР №3.

Изучение взаимоотношений между глухими и людьми с нормальным слухом на основе просмотра фильма «Страна глухих».

Форма отчетности: написание эссе.

КСР №4.

Проведение круглого стола по проблеме адаптации и реабилитации детей с нарушениями в развитии в современном обществе.

План:

1. Обозначить основные тенденции в адаптации и реабилитации детей с нарушениями в развитии.

2. Выделить положительные и отрицательные направления в работе социальных учреждений в адаптации и реабилитации детей с нарушениями в развитии.

3. Предложить свой комплекс мер по адаптации и реабилитации детей с нарушениями в развитии.

КСР № 5-6.

Дополнительно: См. Приложение 15, 17 18-20, 23.

КСР № 7-8

Дополнительно См. Приложение 15, 17 18 -20, 23

ТЕСТ

Дисциплина – «Специальная психология»

Количество заданий – 26

Тест №1

1. Проблема мозговой организации речевых функций решалась в работах:

а) Л.С. Выготского;

б) П. Брока;

в) А.Р. Лурия;

г) Ж. Пиаже.

2. При компенсации психических функций возможно:

а) возмещение недоразвитых психических функций путем использования
сохранных функций;

б) возмещение нарушенных психических функций путем перестройки частично
нарушенных функций;

в) вовлечение новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении
данных функций;

г) вовлечение новых структур, в осуществлении данных функций выполняли
другую роль.

3. Первичные дефекты характеризуются тем, что они:

а) возникают в результате органических поражений;

б) имеют характер психического недоразвития и нарушение социального
поведения;

в) возникают в результате недоразвития какой-либо биологической системы;

г) непосредственно не вытекают из органического поражения какой-либо
системы, но обусловлены ими.

4. Вторичные дефекты характеризуются тем, что они:

а) возникают в результате органических поражений;

б) имеют характер психического недоразвития и нарушение социального
поведения;

в) возникают в результате недоразвития какой-либо биологической системы;

г) непосредственно не вытекают из органического поражения какой-либо
системы, но обусловлены ими.

5. К социальным факторам возникновения речевых нарушений относят:

а) родовые травмы;

б) неблагоприятные условия семейного воспитания;

в) психическую депривацию в период наиболее интенсивного развития речи;

г) заболевания ЦНС.

6.. Данные исследования зрительного восприятия у детей с речевой патологией
показали, что:

а) оно отстает от нормы;

б) находится в норме;

в) опережает норму;

7. Уровень качественных показателей произвольного внимания у детей с
нарушениями речи:

а) значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием;

б) различается в зависимости от модальности раздражателя;

в) в условиях игры наиболее высокий;

г) не отличается от уровня детей с нормой речевого развития.

8.. Относительно сохранным у детей является запоминание:

а) образное;

б) логическое;

в) как образное, так и логическое.

9. У детей с речевой патологией наиболее нарушенным оказывается мышление:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое;
г) всех видов.

10. Для многих детей с речевыми нарушениями характерны:

а) ригидность мышления;

б) трудности в установлении причины следственных связей;

в) трудности в овладении анализом и синтезом;

г) недостаточная сформированность механизма внутренней речи в звене перехода
речевых образований в мыслительной.

11. Воображение детей с ОНР характеризуется:

а) недостаточной подвижностью процессов воображения;

б) высоким уровнем оперирования образами;

в) инертностью процессов воображения;

г) низкой продуктивностью.

12.. У детей с нарушениями речи в той или иной степени наблюдается:

а) трудности в организации собственного речевого поведения;

б) снижение потребности в общении;

в) неумение ориентироваться в ситуации общение;

г) несформированность форм коммуникации.

13. Наличие тяжелых речевых расстройств может привести к :

а) стойким нарушениям деятельности общения;

б) затруднениям в процессе межличностного взаимодействия;

в) серьезным проблемам в обучении;

г) изоляции этих детей в коллективе сверстников.

14. Основными показателями родительской мотивации к сотрудничеству с
коррекционным образовательным учреждением являются:

а) степень инициативы в плане сотрудничества с учреждением;

б) адекватность оценки родителями состояния своего ребенка;

в) продуктивность использования психолого-педагогических и медицинских
рекомендаций;

г) понимание важности и необходимости сотрудничества с образовательным
учреждением.

Тест №2

Высокий уровень:

1. Укажите психологические параметры дизонтогенеза:

а) частные и общие дефекты;

б) первичные и вторичные дефекты:

в) глубина поражения ЦНС;

г) регресс;

д) все выше перечисленное.

2. Укажите виды психического дизонтогенеза.

а) недоразвитие;

б) задержанное развитие;

в) нормальное развитие.


3. Регресс это...

а) переход от более высоких форм развития к низшим (движение назад, изменения к
худшему);

б) упрощение строения организмов в процессе эволюции вследствие приспособления их к
измененным условиям существования:

Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии - student2.ru в) упрощение, сведение сложного процесса к более простому.

4. При слуховой агнозии наблюдается:

а) билатеральное снижение гнозиса;

б) амузия и гинеракузия;

в) нарушение ориентации в пространстве.

5. Нарушением индивидуального развития организма называется ...

а) распад функций;

б) дизонтогенез;

в) регресс.

6. Укажите направление работы логопсихологии

а) развитие познавательно - эмоционально-волевой деятельности;

б) коррекция эмоционально-волевой и познавательной деятельности;

в) коррекция речи;

г) профилактика речевых расстройств;

д) все выше перечисленное.

Тест №3

1.Олигофренопедагогика - это ...

2. Специфическими категориями олигофренопедагогики являются ...
а) коррекция;

б) компенсация;

в) адаптация;

г) реабилитация;

д) интеграция;

е) все выше перечисленное.

3.Вспомогательная школа - это ...

4.Укажите какие документы относят к нормативным:

а) программа;

б)конвенция о правах ребенка;

в) декларация ООН;

г) учебный план;

д) инструктивные документы;

е) все выше перечисленные.

5. Укажите задачи коррекционной школы:

а) компенсирующая;

б) исправляющая;

в) образовательная;

г) компенсаторно-развивающая;

д) воспитывающая.

11. Какие нарушения влияют на успешность обучения умственно отсталых детей?

а) нарушения ф

Наши рекомендации