Факторы, искажающие результаты эксперимента. Понятие артефакта

Позже, в других работах Дональд Кэмпбелл дополнил список факторов, способных исказить результаты экспериментов:

- сомнение по по­воду направления причинной связи;

- диффузия или имитация воз­действия;

- компенсаторное уравнивание воздействия;

- компен­саторное соперничество испытуемых;

- деморализация испытуемых, вызванная обидой в связи с обделённостью желаемым воздействием;

- осо­бенности фона в данной группе, взаимодействие факторов отбора и фона

Артефакты (от лат. Artefactum — искусственно сделанное) — это экспериментальный результат, который возникает из-за отклонений в проведении исследования или дефектов используемых методик. Источником артефактов в психологическом эксперименте может быть как само окружение, так и деятельность исследователя. Причиной артефактов может стать также неадекватность используемой экспериментальной процедуры, когда исследователь не может предсказать факторы, изменяющие поведение исследуемых.

Экспериментальное воздействие. Примеры экспериментального воздействия

?

Социально- психологические аспекты эксперимента

При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы:

1) непостоянство социальных явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов;

2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»;

3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов;

4) относительность законов, их временный характер;

5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов;

6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными;

7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей;

8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.

Эффект плацебо.

Плаце́бо (от лат. placebo, буквально — «понравлюсь»[1]) — вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу.

Кроме того, термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения «лекарства» (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.

Эффект Хоторна

Хо́торнский эффе́кт (англ. Hawthorne effect, по названию завода Hawthorne Works (англ.)русск., где проводилось исследование; «эффект Готорна» в русском переводе книги Энтони Гидденса «Социология») — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.

Данный эффект обнаружен группой учёных во главе с Элтоном Мэйо во время проведения так называемых «хоторнских экспериментов» (1924—1932).

Хоторнский эффект имеет двоякую трактовку:

1. позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;

2. в экспериментальной психологии — изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения.

Эффе́кт аудито́рии (эффе́кт За́йонца, эффе́кт фасилита́ции) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Наши рекомендации