Факторы, искажающие результаты эксперимента. Понятие артефакта
Позже, в других работах Дональд Кэмпбелл дополнил список факторов, способных исказить результаты экспериментов:
- сомнение по поводу направления причинной связи;
- диффузия или имитация воздействия;
- компенсаторное уравнивание воздействия;
- компенсаторное соперничество испытуемых;
- деморализация испытуемых, вызванная обидой в связи с обделённостью желаемым воздействием;
- особенности фона в данной группе, взаимодействие факторов отбора и фона
Артефакты (от лат. Artefactum — искусственно сделанное) — это экспериментальный результат, который возникает из-за отклонений в проведении исследования или дефектов используемых методик. Источником артефактов в психологическом эксперименте может быть как само окружение, так и деятельность исследователя. Причиной артефактов может стать также неадекватность используемой экспериментальной процедуры, когда исследователь не может предсказать факторы, изменяющие поведение исследуемых.
Экспериментальное воздействие. Примеры экспериментального воздействия
?
Социально- психологические аспекты эксперимента
При проведении социально-психологического эксперимента социальные психологи обращают внимание на следующие важные проблемы:
1) непостоянство социальных явлений, что делает невозможным открытие каких-либо законов;
2) существование свободы воли, что позволяет человеку определять собственную судьбу вместо того, чтобы «подчиняться научным законам»;
3) зависимость законов от конкретной культурной среды, что делает невозможным проявление универсальных законов;
4) относительность законов, их временный характер;
5) влияние ценностей ученого на выбор социальных явлений, интерпретацию и изложение фактов;
6) трудности экспериментирования в социальных науках и трудности контроля за изучаемыми переменными;
7) проблема существования открытого общества, в котором новая информация постоянно оказывает непредсказуемое влияние на людей;
8) способность людей узнавать о гипотезах социальных наук и произвольно изменять свое поведение с целью отбросить эти гипотезы.
Эффект плацебо.
Плаце́бо (от лат. placebo, буквально — «понравлюсь»[1]) — вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу.
Кроме того, термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения «лекарства» (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.
Эффект Хоторна
Хо́торнский эффе́кт (англ. Hawthorne effect, по названию завода Hawthorne Works (англ.)русск., где проводилось исследование; «эффект Готорна» в русском переводе книги Энтони Гидденса «Социология») — это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту.
Данный эффект обнаружен группой учёных во главе с Элтоном Мэйо во время проведения так называемых «хоторнских экспериментов» (1924—1932).
Хоторнский эффект имеет двоякую трактовку:
1. позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;
2. в экспериментальной психологии — изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения.
Эффе́кт аудито́рии (эффе́кт За́йонца, эффе́кт фасилита́ции) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.