Организация психологического наблюдения

По способу организации выделяют несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение применяется в пс развития, соц пс. Для исследователя важно создание некоторой обобщенной картины изучаемого явления, поведения индивида или группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.

Выделяют сплошное и выборочное наблюдение. При сплошном наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, при выборочном обращает внимание только на определенные поведенческие акты, фиксирует их частоту, продолжительность.

При несистематическом наблюдении могут быть описаны случайные явления, поэтому предпочтительнее организация систематического наблюдения в изменяющихся условиях. При сплошном наблюдении желательно использовать аппаратуру или привлечь нескольких наблюдателей. При выборочном наблюдении не исключается влияние на его результат установки наблюдателя. Для преодоления такого влияния возможно привлечение нескольких наблюдателей, а также поочередная проверка гипотез.

В зависимости от цели исследования можно выделить поисковые исследования и исследования, направленные на проверку гипотез. Поисковое исследование проводится в начале разработки какой-либо научной области, имеет целью получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений.

Примером поискового исследования может служить работа Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. Общая цель исследования - получить описание всех проявлений новообразований психического развития ребенка в подростковом возрасте. Если цель исследования конкретна и строго определена, наблюдение строится иначе. В данном случае оно называется исследующим, или выборочным. При этом производится отбор содержания наблюдения, расчленение наблюдаемого на единицы.

По использованию средств наблюдения различают непосредственное и опосредованное наблюдение. К средствам наблюдения относятся аудио-, фото– и видеоаппаратура, карты наблюдения. Однако технические средства не всегда доступны. Некоторые исследователи считают их использование недопустимым.

По способу хронологической организации различают лонгитюдное, периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение ряда лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты наблюдений обычно фиксируются в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека. Периодическое наблюдение проводится в течение определенных промежутков времени. Это наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. Единичные, или однократные, наблюдения представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть уникальными, типичными проявлениями изучаемого феномена.

После выбора объекта и ситуации наблюдения перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Единицы наблюдения могут значительно различаться по величине и сложности.

Категории – понятия, обозначающие определенные классы явлений. Наблюдение, опирающееся на систему категорий, называется систематизированным. В качестве примера можно привести структуру категорий для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи. Все поведение человека в указанной ситуации Бейлз разделяет на 12 категорий, распределенных на три социально-эмоциональные области: позитивную, негативную и нейтральную. Подведение единицы наблюдения под определенную категорию – начальный этап интерпретации—может проводиться в процессе наблюдения.

Существуют два способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: 1) оценка наблюдателем интенсивности наблюдаемого свойства, действия – психологическое шкалирование;2) измерение длительности наблюдаемого события – хронометраж. Шкалирование осуществляется методом балльных оценок. Обычно используются трех-, десятибалльные шкалы. Для хронометража в процессе прямого наблюдения необходимо: а) уметь быстро вычленять из наблюдаемого поведения искомую единицу; б) заранее установить, что считать началом, а что – концом поведенческого акта; в) иметь хронометр.

Способы записи наблюдений. Общие требования: 1. Запись должна быть фактологична, т. е. всякий факт должен быть зафиксирован в том виде, в каком он реально существовал.2. Запись должна включать описание ситуации , в которой происходит наблюдаемое событие.3. Запись должна быть полной, чтобы в соответствии с целью отражать изучаемую реальность. На основе изучения большого числа записей М.Я. Басовым было предложено различать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательная, обобщающе-описательная и фотографическая записи.

Наши рекомендации