Семинар № 16. Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, волевые процессы (2 ч.)
План:
1. Физиологические основы эмоций и чувств.
2. Классификация эмоций.
3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:
а) настроение;
б) аффекты;
в) стресс и фрустрация
4. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.
5. Произвольность и волевые состояния.
6. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.
Литература:
· Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.
· Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).
· Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).
· Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. №1.
· Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно - познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.
· Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).
· В. И. Чирков. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения. - Ж. ВП., 1996, №3.
Методические указания:
Ø Рассмотрите проблему: роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (приведите примеры);
Ø Составьте классификацию эмоций (в виде таблицы). При подготовке ко второму вопросу особое внимание уделите рассмотрению следующих теорий: теория Джемса – Ланге, теория эмоций Кеннона – Барда, теория Л. Фестингера.
Ø Дайте общую характеристику эмоциональных состояний человека: настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализируйте связь эмоций с потребностями личности.
Ø Проанализируйте связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?
Семинар № 17. Изучение эмоциональных состояний человека. Способы повышения саморегуляции (2 ч.)
Методические рекомендации:
Ø Выполнитеь теоретическое задание
1. Проанализировать методы изучения психических состояний.
2. Способы регуляции психических состояний
Ø Выполните практическое задание
· Провести следующие методики:
- оценка функционального состояния САН;
- определение доминирующего психического состояния.
· На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
· Проанализировать результаты и сделать выводы.
Литература:
· Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 56-57.
· Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. - № 4, 2001. С. 31 – 38.
· Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004, - 480 с.
Семинар № 18. Человек как субъект деятельности и общения (2 ч.)
План:
1. Человек как субъект деятельности и общения.
2. Общая структура деятельности.
3. Общение: функции, виды, роль восприятия в процессе общения.
Литература:
· Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 93 – 100. (конспектирование)
· Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117.
· Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 илиА. В. Петровский. Введение в психологию. М., - Академия. 1995. Гл. 11. С. 280-309.
· А. А. Бодалёв. Восприятие человека человеком. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 117-123. (конспектирование)
Дополнительная литература:
· Ж. Годфруа. Что такое психология: в 2 т. М., «Мир», 1996. Т. 1. С. 371-377.
Методические рекомендации:
Ø Законспектируйте выделенные статьи.
Ø Отработайте проблемы: сущность категорий «деятельность», «общение»;
Ø Дайте характеристику видов деятельности: игровая, учебная, трудовая.
Ø По статье А.А.Леонтьева раскройте характеристику компонентов структуры деятельности: действие, мотив, цель, действие, операция, внутренняя деятельность.
Ø Кратко раскройте стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную; в конспекте статьи А.А.Бодалева раскройте понятие «механизм обратной связи». Приведите примеры.
Ø Необходимо знать значение следующих терминов: деятельность, действие, операция, мотив, цель, внутренняя деятельность, общение, обратная связь, установка.