Композиция. обобщенная модель структурной организации психики
психофизиологические образования | ||||||
ОБЩИЕ | ОСОБЕННЫЕ | ЕДИНИЧНЫЕ | ||||
АФФЕКТИВНЫЕ | Эмоции Чувства | радость, горе, печаль, веселость, гнев, страх, стыд | ||||
МОТИВАЦИ-ОННЫЕ | Потребности, Влечения, Склонности, Желания, Интересы, Намерения, Мечты, Ценностные ориентции | увлеченность, любознательность, мечтательность, сексуальность, одержимость, безразличие, безрассудство, осторожность | ||||
ТЕМПЕРАМЕНТНЫЕ | Энергетизм, Динамизм, Реактивность Нейротизм, Тревожность | возбудимость, инертность, заторможен ность, вялость, активность, выносливость, утомляемость, беспокойность, уравновешенность | ||||
РЕГУЛЯТОР-НЫЕ | Воля, Внимание | организованность, сосредоточенность, настойчивость, сдержанность, дисциплинированность.. | ||||
психофизические образования | ||||||
ОБЩИЕ | ОСОБЕННЫЕ | ЕДИНИЧНЫЕ | ||||
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПГИВ-НЫЕ | Ощущения, Восприятие | сензитивность интенсивность, модальность, предметность, целостность, структурность | ||||
МНЕМИЧЕС-КИЕ | Память, Представления | забывчивость, памятливость, фрагментарность, емкость | ||||
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ | Мышление, Воображение | опосредованность. обобщенность, абстрактность, логичность, аналитичность, поня-тийность, проблемность, сущностность, фантастичность, эвристичность, интуитивность, прогностичность. | ||||
психорефлексивные образования | ||||||
ОБЩИЕ | ОСОБЕННЫЕ | ЕДИНИЧНЫЕ | ||||
РЕФЛЕКСИВНЫЕ | Сознание, Самосознание, Дух, Душа, Бог, Совесть, Вера, Надежда, Любовь | совестливость, робость, духовность, душевность, религиозность, самоотверженность, убежденность, терпимость, эгоизм... | ||||
деятельностно-психологические образования | ||||||
ОБЩИЕ | ОСОБЕННЫЕ | ЕДИНИЧНЫЕ | ||||
ПСИХОМОТОРНЫЕ | Телесные движения, Предметные движения | жесты, мимика, пантомимика, интонация, тембр, громкость, координированность, пластичность, ловкость. | ||||
КРЕАТИВНЫЕ | Способности, Мастерство, Талант, Гениальность, Стиль | инициативность, оригинальность. находчивость, парадоксальность, индивидуалность. | ||||
социально-психологические образования | ||||||
ОБЩИЕ | ОСОБЕННЫЕ | ЕДИНИЧНЫЕ | ||||
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ | Речь, Языки, Средства общения | грамотность, стилистика, понятливость, общительность, разговорчивость, косноязычность. молчаливость | ||||
НРАВСТВЕННЫЕ | Общественные отношения, Межличностные отношения | справедливость, доброта, ответственность, самостоятельность, симпатия, сочувствие, дружба, сотрудничество, взаимопомощь... | ||||
Сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные психические образования складываются в основном из психофизических свойств, являющихся первоосновой их возникновения и функционирования. Другие психические свойства включаются в эти психические образования на ролях второго плана.
К особенным сенсорно-перцептивным психическим образованиям относятся ощущения и восприятие, которые являются феноменами конкретно-чувственного познания.
К особенным мнемическим психическим образованиям относятся представления и память, которые являются феноменами конкретно-логического познания.
К особенным интеллектуальным психическим образованиям относится мышление и воображение, которые являются феноменами абстрактно-логического познания.
Аффективные, мотивационные, регуляторные и темпераментные (психодинамические) психические образования складываются в основном из психофизиологических свойств, которые трансформируются в процессах субъектной активности в особенные аффективные психическим образованиям, к которым относятся эмоции и чувства — феномены субъективного переживания собственных состояний и субъектных отношений в мире вещей и людей; — в особенные мотивационные психические образования, представленные потребностями, влечениями, склонностями, желаниями, которые являются продуктами субъективного отражения психофизиологических состояний телесной организации человека. К мотивационным психическим образованиям относятся еще и интересы, намерения, ценностные ориентации, мечты, которые являются продуктами отражения внешней среды как предмета актуальных и потенциальных потребностей человека.
К особенным регуляторным психическим образованиям следует отнести волю и внимание, которые являются продуктом психического и психологического самоуправления. При этом необходимо заметить, что регуляторную функцию выполняют практически все частные психические образования, так как она является сквозной, функцией психической деятельности.
К особенным темпераментным психическим образованиям следует отнести энергетизм, динамизм, реактивность, нейротизм, и им подобные, которые являются продуктами нейро-психической деятельности мозга.
Психомоторные и креативные психические образования формируются в процессах предметно-практического взаимодействия человека, особенностью которого является деятельностное отношение со средой. Задачи такого отношения решаются посредством телесных движений, перемещающих человека в пространственно-временной перспективе и вместе с тем преобразующих объекты внешнего мира в предметы потребностей человека. В этих психических образованиях происходит трансформация деятельностно-психологических свойств психической организации человека.
К особенным психомоторным психическим образованиям следует отнести все телесные движения человека (произвольные и непроизвольные, а так же идеомоторные акты), которые приобретают различные формы выразительного (экспрессивного) поведения (невербального и вербального). В их ряду следует рассматривать и манипулятивные предметные действия.
К особенным креативным психическим образованиям следует отнести общие и специальные способности, мастерство, талант, гениальность, стиль деятельности, которые являются продуктом деятельностно-психологической активности человека как творца предметной среды, субъекта преобразовательной деятельности.
Коммуникативно-речевые и нравственные психические образования формируются в процессах взаимодействия людей друг с другом по поводу совместных проблем жизнедеятельности. Они относятся к социально-психологическим образованиям в структуре психики. Обязательным условием их возникновения и существования является общение людей, в процессе которого происходит трансформация психического потенциала первичных свойств психики (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных).
К особенным коммуникативно-речевым психическим образованиям следует отнести речь (внутреннюю и внешнюю; устную и письменную), языки (словесные, жестовые и др.), средства общения (непосредственного и опосредствованного), которые являются продуктом социально-психологического взаимодействия людей при жизни их в сообществах.
К особенным нравственным психическим образованиям следует отнести все многообразие человеческих отношений, среди которых выделяются общественные отношения (правовые, экономические, этнические, конфессионально-религиозные, политические); межличностные отношения (моральные, этические, эстетические, половые, возрастные, волевые, лидерские, эмоциональные, дружеские, конфликтные, созтязательные и др.), которые являются продуктами социально-психологического взаимодействия людей.
Рефлексивные психические образования, производные от трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности, включаясь в различные контексты жизнедеятельности, продуцируют особенные психические образования, раскрывающие содержание внутреннего мира человека. К их числу относятся следующие психорефлексивные образования: сознание и самосознание, дух и душа. Бог и совесть; вера, надежда, любовь. Они являются результатами самоотражающей идеальной деятельности психики человека. Итоговыми продуктами этой деятельности являются «Я-образы», «Я-концепция», «Картина мира»
В итоге классификационную модель психических образований можно представить в виде композиции общих, особенных и единичных психических образований с дифференциацией их по пяти классам психических свойств (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных, деятельностно-психологических, социально-психологических).
Основное назначение этой композиции состоит в содержательной конкретизации системы теоретических понятий, в которых описывается психическая организация человека. По логике этой композиции возникает эмпирическая определенность психических явлений, рассматриваемых научно-теоретической гносеологией. Конкретизированные абстракции становятся доступными для эмпирических исследований по логике науки.
Особенно важно, что данная модель позволяет содержательно интерпретировать научные конструкты психической организации человека.