Композиция. обобщенная модель структурной организации психики

  психофизиологические образования
  ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ  
  АФФЕКТИВНЫЕ   Эмоции Чувства   радость, горе, печаль, веселость, гнев, страх, стыд  
  МОТИВАЦИ-ОННЫЕ   Потребности, Влечения, Склонности, Желания, Интересы, Намерения, Мечты, Ценностные ориентции   увлеченность, любознательность, мечтательность, сексуальность, одержимость, безразличие, безрассудство, осторожность  
  ТЕМПЕРАМЕНТНЫЕ   Энергетизм, Динамизм, Реактивность Нейротизм, Тревожность   возбудимость, инертность, заторможен ность, вялость, активность, выносливость, утомляемость, беспокойность, уравновешенность  
  РЕГУЛЯТОР-НЫЕ   Воля, Внимание   организованность, сосредоточенность, настойчивость, сдержанность, дисциплинированность..  
  психофизические образования
  ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ  
  СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПГИВ-НЫЕ   Ощущения, Восприятие   сензитивность интенсивность, модальность, предметность, целостность, структурность  
  МНЕМИЧЕС-КИЕ   Память, Представления   забывчивость, памятливость, фрагментарность, емкость  
  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ   Мышление, Воображение   опосредованность. обобщенность, абстрактность, логичность, аналитичность, поня-тийность, проблемность, сущностность, фантастичность, эвристичность, интуитивность, прогностичность.  
психорефлексивные образования  
ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ    
РЕФЛЕКСИВНЫЕ   Сознание, Самосознание, Дух, Душа, Бог, Совесть, Вера, Надежда, Любовь   совестливость, робость, духовность, душевность, религиозность, самоотверженность, убежденность, терпимость, эгоизм...    
деятельностно-психологические образования  
ОБЩИЕ     ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ    
ПСИХОМОТОРНЫЕ   Телесные движения, Предметные движения   жесты, мимика, пантомимика, интонация, тембр, громкость, координированность, пластичность, ловкость.    
КРЕАТИВНЫЕ   Способности, Мастерство, Талант, Гениальность, Стиль   инициативность, оригинальность. находчивость, парадоксальность, индивидуалность.    
социально-психологические образования  
ОБЩИЕ   ОСОБЕННЫЕ   ЕДИНИЧНЫЕ    
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ   Речь, Языки, Средства общения   грамотность, стилистика, понятливость, общительность, разговорчивость, косноязычность. молчаливость    
НРАВСТВЕННЫЕ   Общественные отношения, Межличностные отношения   справедливость, доброта, ответственность, самостоятельность, симпатия, сочувствие, дружба, сотрудничество, взаимопомощь...    
             


Сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные психические образования складываются в основном из психофизических свойств, являющихся первоосновой их возникновения и функционирования. Другие психические свойства включаются в эти психические образования на ролях второго плана.

К особенным сенсорно-перцептивным психическим образованиям относятся ощущения и восприятие, которые являются феноменами конкретно-чувственного познания.

К особенным мнемическим психическим образованиям относятся представления и память, которые являются феноменами конкретно-логического познания.

К особенным интеллектуальным психическим образованиям относится мышление и воображение, которые являются феноменами абстрактно-логического познания.

Аффективные, мотивационные, регуляторные и темпераментные (психодинамические) психические образования складываются в основном из психофизиологических свойств, которые трансформируются в процессах субъектной активности в особенные аффективные психическим образованиям, к которым относятся эмоции и чувства — феномены субъективного переживания собственных состояний и субъектных отношений в мире вещей и людей; — в особенные мотивационные психические образования, представленные потребностями, влечениями, склонностями, желаниями, которые являются продуктами субъективного отражения психофизиологических состояний телесной организации человека. К мотивационным психическим образованиям относятся еще и интересы, намерения, ценностные ориентации, мечты, которые являются продуктами отражения внешней среды как предмета актуальных и потенциальных потребностей человека.

К особенным регуляторным психическим образованиям следует отнести волю и внимание, которые являются продуктом психического и психологического самоуправления. При этом необходимо заметить, что регуляторную функцию выполняют практически все частные психические образования, так как она является сквозной, функцией психической деятельности.

К особенным темпераментным психическим образованиям следует отнести энергетизм, динамизм, реактивность, нейротизм, и им подобные, которые являются продуктами нейро-психической деятельности мозга.

Психомоторные и креативные психические образования формируются в процессах предметно-практического взаимодействия человека, особенностью которого является деятельностное отношение со средой. Задачи такого отношения решаются посредством телесных движений, перемещающих человека в пространственно-временной перспективе и вместе с тем преобразующих объекты внешнего мира в предметы потребностей человека. В этих психических образованиях происходит трансформация деятельностно-психологических свойств психической организации человека.

К особенным психомоторным психическим образованиям следует отнести все телесные движения человека (произвольные и непроизвольные, а так же идеомоторные акты), которые приобретают различные формы выразительного (экспрессивного) поведения (невербального и вербального). В их ряду следует рассматривать и манипулятивные предметные действия.

К особенным креативным психическим образованиям следует отнести общие и специальные способности, мастерство, талант, гениальность, стиль деятельности, которые являются продуктом деятельностно-психологической активности человека как творца предметной среды, субъекта преобразовательной деятельности.

Коммуникативно-речевые и нравственные психические образования формируются в процессах взаимодействия людей друг с другом по поводу совместных проблем жизнедеятельности. Они относятся к социально-психологическим образованиям в структуре психики. Обязательным условием их возникновения и существования является общение людей, в процессе которого происходит трансформация психического потенциала первичных свойств психики (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных).

К особенным коммуникативно-речевым психическим образованиям следует отнести речь (внутреннюю и внешнюю; устную и письменную), языки (словесные, жестовые и др.), средства общения (непосредственного и опосредствованного), которые являются продуктом социально-психологического взаимодействия людей при жизни их в сообществах.

К особенным нравственным психическим образованиям следует отнести все многообразие человеческих отношений, среди которых выделяются общественные отношения (правовые, экономические, этнические, конфессионально-религиозные, политические); межличностные отношения (моральные, этические, эстетические, половые, возрастные, волевые, лидерские, эмоциональные, дружеские, конфликтные, созтязательные и др.), которые являются продуктами социально-психологического взаимодействия людей.

Рефлексивные психические образования, производные от трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности, включаясь в различные контексты жизнедеятельности, продуцируют особенные психические образования, раскрывающие содержание внутреннего мира человека. К их числу относятся следующие психорефлексивные образования: сознание и самосознание, дух и душа. Бог и совесть; вера, надежда, любовь. Они являются результатами самоотражающей идеальной деятельности психики человека. Итоговыми продуктами этой деятельности являются «Я-образы», «Я-концепция», «Картина мира»

В итоге классификационную модель психических образований можно представить в виде композиции общих, особенных и единичных психических образований с дифференциацией их по пяти классам психических свойств (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных, деятельностно-психологических, социально-психологических).

Основное назначение этой композиции состоит в содержательной конкретизации системы теоретических понятий, в которых описывается психическая организация человека. По логике этой композиции возникает эмпирическая определенность психических явлений, рассматриваемых научно-теоретической гносеологией. Конкретизированные абстракции становятся доступными для эмпирических исследований по логике науки.

Особенно важно, что данная модель позволяет содержательно интерпретировать научные конструкты психической организации человека.

Наши рекомендации