Основные этапы становления психологии

КАК НАУКИ

2.1. Мировая психология в недрах философии

В настоящее время психология является одной из самых актуальных в ряду наук о человеке. Современная психологическая наука накопила теоретические и практические знания о закономерностях развития психики в различных условиях жизнедеятельности, об особенностях психики ребенка, взрослого, старика, о проблемах становления или распада личности. Только к середине XIX века разрозненные сведения о психической организации человека приобрели системность, методологию — психология стала самостоятельной наукой со своим собственным предметом и методами исследований.

Рассмотрим в самом общем виде исторический путь психологии – от первоначальных представлений о душе до современного научного знания.

1. Донаучный этап развития психологии.

За несколько тысячелетий до нашей эры на Востоке складываются великие цивилизации: египетская, индийская, китайская и др., в недрах которых зародились первоначальные идеи о природе души человека, которые пробивались через мистико-религиозную догматику, подавляющую свободное исследование. Тем не менее, рождались взгляды, ведущие к причинному пониманию отдельных явлений психической жизни человека. Во всех странах Востока решающее значение отводилось кровообращению, а основой жизненности считались два начала: жидкость крови и ее воздух.

В китайских медицинских источниках главным органом тела считается сердце, а за основу жизненных отправлений принимается воздухообразное начало – «ци». Смешиваясь в организме с другими составными частями, «ци» наряду с физиологическими выполняет и психические функции. Оно сообщает человеку дар речи и движет мыслями. Если мысли локализовывались в сердце, то чувства — в печени.

По мнению медиков Древней Индии, главный орган психической деятельности также помещался в сердце. Лишь впоследствии наряду с "сердцецентрической" появляется "мозгоцентрическая" система.

Большое место в психологических учениях индусов занимал вопрос об иллюзиях восприятия, галлюцинациях, сновидениях, а также возможностях особого, сверхчувственного восприятия, изучаемого йогой.

Все учения древнего Востока сводились к пониманию природных явлений, в том числе психических, как возникающих на основе смещения и перемещения основных частиц, элементов мира". Таким образом, это была первоначальная "элементаристская" форма причинного объяснения психической деятельности человека.

2. Античная психология.

Огромный вклад в развитие психологии как науки внесли представители античной психологии (VII – II в. до н.э.): Аристотель, Гераклит, Демокрит, Гиппократ, Сократ, Платон.

Аристотеля по праву называют отцом психологии как науки, им был написан первый учебник по общей психологии "О душе". Древние греки называли душу словом "псюхе", оно и дало имя науке. Аристотель открыл множество психологических феноменов (например, различия между теоретическим и практическим интеллектом, ассоциативный характер запоминания информации и т.д.) Главная формула Аристотеля — душа от тела неотделима. Душа организма — это его функция, работа. Функции души становились уровнями ее развития. Аристотель выделил 3 функции души:

1) вегетативная (она имеется у растений);

2) чувственно-двигательная (имеется у животных и человека);

3) разумная (присущая только человеку).

Души организмов разных типов, согласно Аристотелю, выполняют разные функции. У растений душа выполняет только вегетативные (метаболические) функции; чувственно-двигательные функции души присущи и человеку, и животным, но не растениям; функции разумной души, которой обладает лишь человек, позволяют строить сложные умозаключения.

Функции души, согласно Аристотелю, располагались в виде «лестницы форм», где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня.

Аристотель обосновал принцип детерминизма (причинности), характеризуя психическую жизнь как зависящую не только от прошлого, но и от потребностей будущего. Таким образом, Аристотель сформулировал важнейшие объяснительные принципы современной психологии - детерминизма, системности, развития.

В античной медицине Гиппократ разработал учение о четырех типах темперамента (холерическом, сангвиническом, флегматическом, меланхолическом), сформулировал положение о том, что органом ощущений и мышления является мозг.

3. Психология Средневековья и эпохи Возрождения.

Успехи, достигнутые античными философами и медиками, послужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на философском этапе развития психологии сводились в основном к расширению круга рассматриваемых явлений. В III-V в н.э. в работах Плотина, Аврелия Августина и раннехристианстких философов и теологов в качестве предмета исследования выделяется внутренний мир человека, возможности самопознания, представления о личности, формируется психологический метод изучения души, отличный от методов философии – метод самонаблюдения. С V по ХIV в-в в работах Боэция, Фомы Аквинского, Дунса Скотта складывается представление о личности, которое носило этико-теологический характер.

Завершением развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона. Новизна подхода Ф.Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому исследованию ее способностей.

4. Психология Нового времени.

Новую эпоху в развитии мировой психологической мысли открыли концепции, вдохновленные великими открытиями в области механики и геометрии Ньютоном и Галилеем. В ХVII веке восторжествовал механический детерминизм, согласно которому, природа - грандиозный механизм, все части которого, включая человеческое тело, действуют по непреложным физическим законам. В этот период дальнейшее развитие психологической науки обеспечили такие замечательные мыслители, как Р.Декарт, Т.Гоббс, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц, Дж.Локк.

Именно Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Не имея достоверных научных знаний об устройстве нервной системы, Декарт выдвинул гипотезу, согласно которой нервная система состоит из "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы. Внешний импульс приводит эти частицы в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам.

Таким образом, была открыта, пусть умозрительно, рефлекторная природа поведения, объяснив его без обращения к душе как движущий телом силе. Что же такое тогда душа? Душа по Декарту - то, что непосредственно осознается человеком - его собственные мысли, состояния. Предметом психологии становится не душа, а сознание. Отсюда знаменитый декартов афоризм — «мыслю – следовательно, существую».

Декарт противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа — только мыслить. Признав, что тело и сознание - две независимые друг от друга сущности, Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке? Решение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувств, эмоций и т.д., душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» изменять свой ход.

Иное мнение о единстве телесного и психического имел философ и математик Лейбниц, известный своими открытиями дифференциального и интегрального исчислений. На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять одна на другое. Душа и тело совершают операции самостоятельно и автоматически, однако, между ними существует гармония, и в этом сказалась божественная мудрость.

Итак, для великих ученых ХVII века научное познание психики было связано с обращением к законам и принципам телесного, физического, реального мира, однако, представления об устройстве и функциях организма были крайне скудными и во многом фантастическими. В то же время, оставаясь в рамках философии, психология и в этот период развивалась как теоретическая, а не экспериментальная наука.

2.2. Естественно-научный этап развития психологии

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике — не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания.

Важное методологическое значение для психологии имели следующие научные достижения в области физиологии:

1) Открытие рефлекторной дуги учеными И.Прохазкой, Ф. Мажанди, Ч. Беллом доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности, а от телесного субстрата (нервных путей), ведущих в спинной мозг.

2) Открытие закона "специфической энергии органов чувств" И. Мюллером, согласно которому был сделан вывод о том, что никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает, т.е. какими бы стимулами на нервные окончания ни действовать, они дают один и тот же специфический для каждого из них эффект.

3) Френология Ф.Галля также ставила вопрос о зависимости психи- ческих явлений от анатомии центральной нервной системы. Согласно френологии, различные способности человека размещены в определенных участках головного мозга, что, якобы влияет на форму черепа. При всей ее фантастичности френология побудила к экспериментальному изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозгу.

4) Физиолог Э.Вебер экспериментально доказал, что существует вполне определенное отношение между первоначальным ощущением и последующими, при котором субъект начинает замечать едва заметные различия между ними. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса I/30 и т.д.. Таким образом был совершен переход от психофизиологии к психофизике. Психофизика доказала, что при исследованиях душевной жизни человека могут быть строго эмпирически открыты законы, которым она подвластна.

5) Опыты Г.Гельмгольца по изучению времени реакции при раздражении участков нерва касались не только важной физиологической проблемы — они имели непосредственное отношение к психологии.

В результате были сделаны важные методологические выводы: о неотделимости психики от нервной системы, а также о том, что процессы в нервной системе, как и все другие физиологические процессы, протекают с определенной, доступной экспериментальному изучению скоростью, значит и психические процессы совершаются во времени и пространстве — был нанесен еще один удар по концепции единой бестелесной души.

Итак, к середине XIX века был открыт целый мир психологических явлений, существующих независимо от сознания субъекта, доступных внешнему опыту и такому же объективному изучению как другие природные факты. Было установлено с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

Психологическая наука ХХI в. обладает мощным исследовательским потенциалом, разветвленной сетью академических и экспериментальных учреждений во всем мире, ежегодно проходят международные конгрессы, на которых обсуждаются актуальные проблемы становления личности и психики человека во взаимосвязи его с социумом, природой, космосом.

На современном этапе можно выделить несколько основных направлений развития психологии:

1) Происходит дальнейшее развитие существующих теорий. Так, на основе теории деятельности А.Н.Леонтьева сформировалась психосемантика, которая исследует генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Эта линия ориентирована на изучение политического сознания, межкультурных различий и т.д.

2) Появляются новые теории, например, в 1950-1960 гг сформировалась гуманистическая психология, предметом изучения которой является целостная личность человека.

3) Формируются различные версии объяснительных принципов психологии, например, в 1960-1980-е гг на основе имеющего глубокие исторические корни принципа целостности сформулирован принцип системности.

4) Складываются новые объяснительные принципы. В числе их – принцип субъектности, который наиболее полно очерчивает предмет и методы психологии.

5) Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасти психологии. Так, существенно расширена сфера исследований в когнитивной психологии (психолингвистика, психология личности, психология творчества и т.д.).

6) Развиваются связи психологии с другими дисциплинами. За счет этого происходит зарождение новых отраслей психологии, например, в контакте психологии с языкознанием сформировалась психолингвистика, с неврологией, нейрофизиологией и психофизиологией – нейрофизиология, с военно- авиационной наукой – военно-авиационная психология и т.д.

Наши рекомендации