Семинар к теме 5. Психологическое измерение
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость применение психологического измерения в экспериментальном методе.
2. Типы психологических шкал.
3. Виды психологических измерений.
4. Психологическое измерение и психологическое тестирование.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
3. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Вопросы для самоподготовки
1. Выбор экспериментальных методов.
2. Разработка плана экспериментального исследования. Виды планов: формулятивный, описательный, экспериментальный.
3. Виды измерения в психологическом эксперименте.
4 Понятие переменной.
4. Подготовка эксперимента.
Семинар к теме 6. Планирование эксперимента
Вопросы для обсуждения:
1. Основные принципы научного метода.
2. Содержательное и формальное планирование экспериментального исследования.
3. Этапы проведения эксперимента.
4. Понятие безупречного эксперимента.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: МГУ, 1982. – 464 с.
3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
4. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Задания для самоподготовки
1.На первом этапе планирования – содержательном:
а) сформулируйте теоретические и эмпирические гипотезы исследования, б) выберите необходимый метод эксперимента – полевой, лабораторный, в) решите вопрос выборки испытуемых, определите состав выборки (в т.ч. возрастные, гендерные, социальные, профессиональные), способ формирования (рандомизированный, попарный, необходимость контрольной группы и др.)
2. Решая задачи формального планирования:
а) достичь возможность сравнения результатов, б) обсудить полученные данные, в) обеспечить экономичное проведение исследования.
Семинар к теме 7. Выделение и контроль переменных
Вопросы для обсуждения:
1. Основные виды переменных.
2. Независимая переменная.
3. Зависимая переменная.
4. Отношения между независимой и зависимой переменной.
5. Дополнительные переменные.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
Вопросы для самоподготовки
1. Выбор гипотезы исследования.
2. Выбор экспериментальных методов.
3. Разработка плана экспериментального исследования (по выбору: формулятивный, описательный, экспериментальный).
4. Виды переменных в психологическом эксперименте.
5. Проведение эксперимента как способ проверки гипотез.
Литература для самоподготовки:
1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2001.
3. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
4. Корнилова Т.Н. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: МГУ, 1997.
5. Куликов Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению): Учебное пособие. 4-е изд., исправленное и дополненное. СПб., ЛГОУ, 1999.
6. Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1995.
7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Добросвет, 1998.
Семинар к теме 8. Гипотезы в психологическом эксперименте
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и виды гипотез.
Уровни гипотез.
3. Концептуальные репликации и возможность проверки экспериментальных гипотез разными методическими средствами.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
Примерные задания для самоподготовки
1. Изучить эксперимент, проводимый в лабораторных условиях.
2. Сформулировать экспериментальную гипотезу и обосновать интерпретационные компоненты, связанные с введением гипотетических конструктов.
3. Указать те сферы реальной жизнедеятельности, к которым имеют отношение установленные в лаборатории закономерные связи.