Семинар 5 (темы 10, 11, 12, 13). Психологическое обеспечение управления

Развитием персонала

Цель: конкретизировать знания студентов в понимание основных социально-психологических механизмов развития управления организацией.

Тема доклада: Средства и способы психологического обеспечения управления развитием.

Вопросы для обсуждения:

1. Психология принятия управленческих решений.

2. Психология конфликта и способы его разрешения.

3. Психология переговорного процесса.

4. Средства и способы психологического обеспечения управления развитием.

Литература:

Основная:

1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.

2. Красовский Ю. Руководитель принимает решение. - М., 1987.

Дополнительная:

3. Битянова М.Р. Социальная психология. Учеб. Пособие. - М., 2001.

4. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993.

5. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991

6. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие. - М., 1995.

7. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.:ЮНИТИ, 2002.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

"ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Очная форма обучения

Наименование разделов и тем занятий Всего Аудиторные занятия Самост. работа Виды контроля
Лекц Семин. зан. Лаб. зан.
Тема 1. Управление в системе развития общества      
Тема 2. Теоретические основы социальной психологии управления      
Тема 3. Социальная организация как объект психологии управления    
Тема 4. Руководство и лидерство в организации      
Тема 5. Психологические особенности административных ресурсов в управлении    
Тема 6. Психологические особенности процесса планирования управления      
Тема 7. Психологические особенности процесса организации и реализации управления    
Тема 8. Психологические особенности процесса контроля в системе управления      
Тема 9. Управленческое взаимодействие    
Тема 10. Психология принятия управленческих решений      
Тема 11. Психология управления конфликтом      
Тема 12. Общение в системе управления. Психология переговорного процесса      
Тема 13. Психологическое обеспечение управления развитием персонала    
ИТОГО   Э

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

"ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Очно-заочная форма обучения

Наименование разделов и тем занятий Всего Аудиторные занятия Самост. работа Виды контроля
Лекц Семин. зан. Лаб. зан.
Тема 1. Управление в системе развития общества        
Тема 2. Теоретические основы социальной психологии управления        
Тема 3. Социальная организация как объект психологии управления    
Тема 4. Руководство и лидерство в организации        
Тема 5. Психологические особенности административных ресурсов в управлении    
Тема 6. Психологические особенности процесса планирования управления        
Тема 7. Психологические особенности процесса организации и реализации управления    
Тема 8. Психологические особенности процесса контроля в системе управления      
Тема 9. Управленческое взаимодействие      
Тема 10. Психология принятия управленческих решений      
Тема 11. Психология управления конфликтом        
Тема 12. Общение в системе управления. Психология переговорного процесса        
Тема 13. Психологическое обеспечение управления развитием персонала    
ИТОГО   Э

Примечание. По окончания курса по данной дисциплине пишется реферат и сдается экзамен. Вместе с тем по данной дисциплине поощряется написание курсовых и квалификационных работ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Изучение дисциплины "Психология управления" направлено на то, чтобы:

- научить будущего психолога ориентироваться в научно психологических концепциях психологии управления, корректно ставить и решать научно- исследовательские и практические задачи;

- сформировать готовность студента к использованию теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, для прохождения практических курсов «Практикум по организационной психологии и психологическому консультированию», «Психология рекламы », «Технология ведения переговоров», «Практикум по психологическому обеспечению орг. структур» и т.д.

- на основе накопленных теоретических знаний, навыков научно- исследовательской работы и информационного поиска подготовить психолога к пониманию им социально-психологической работы в области организационной психологии и психологии управления.

Организационно-методические указания.Дисциплина "Психология управления" является одной из ключевых в системе профессиональной подготовки специалиста–психолога, как в сфере различных организаций, так и в сфере социальной работы. Преподавание данной дисциплины должно основывается на современных достижениях отечественной и зарубежной психологической науки.

Успешное овладение учебным материалом основывается на знаниях, приобретенных студентов по другим дисциплинам, особенно в области социальной психологии, психологии развития, психологии личности и групп.

На изучение дисциплины отводится 120 часов учебного времени, из них для студентов очной формы обучения отведено 60 часов на аудиторные занятия и 60 часов на самостоятельную работу, а для студентов очно-заочной формы обучения отводится 24 часа на аудиторные занятия и 96 часов на самостоятельную работу. Дисциплина задает теоретические знания по психологии управления, которые реализуются в спецкурсах и практикумах по специализации, где практические занятия - основной вид учебных занятий, на которых отрабатываются навыки эффективной работы практического психолога в организациях.

Обучение студентов рекомендуется проводить в составе учебной группы. Основными видами занятий являются лекция и семинар.

На лекциях обучение организуется путем последовательного введения студентов в историю становления представлений и теорий психологии управления, а также теоретическим знакомством с основными современными концепциями. Основное внимание необходимо уделять раскрытию учебного материала, связанного, прежде всего, с предстоящей деятельностью психолога как консультанта в сфере психологии управления, а также психосоциальной практики. Лекции должны носить проблемный характер, должны быть построены по принципу введения в проблемы, и предполагать сосредоточение усилий студентов на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературы.

Семинарские занятия проводятся по наиболее значимым темам курса. Для повышения активности студентов на семинарских занятиях целесообразно применять дискуссии и метод анализа конкретных ситуаций для адекватного понимания конкретных явлений и ситуаций, возникающих в ходе реальной жизнедеятельности студентов и профессиональной деятельности будущего специалиста. Особый фокус внимания в ходе семинарских занятий - обучение будущего психолога ориентироваться в системе и динамике групповых процессов организации, грамотно ставить и решать научно-исследовательские и практические задачи.

Необходимо также, в силу имеющихся кино и видео материалов, практиковать демонстрацию в ходе занятий учебных и специально подобранных к темам занятий отрывков из художественных кинофильмов и произведений. При этом, преподавателю необходимо комментировать просмотренный материал и затем организовать обсуждение соответствующей темы занятий.

Особую роль в успешном овладении дисциплины играет самостоятельная работа студентов. Время, отведенное на самостоятельную подготовку, должно использоваться в целях формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы, привития студентам навыков в самостоятельном изучении программного материала, навыков научно-исследовательской работы и информационного поиска, закрепления и углубления знаний, а также для подготовки к очередным занятиям и экзамену по дисциплине.

В ходе изучения дисциплины предусмотрено написание студентом научного реферата по одной из предложенных преподавателем теме или выбранной студентом самостоятельно, но согласованной с преподавателем.

С целью улучшения усвоения программы дисциплины во внеучебное время необходимо организовывать обсуждение проблемных вопросов дисциплины в рамках научного кружка студентов. Лучшие научные рефераты, написанные студентами в процессе изучения дисциплины, могут быть представлены на обсуждение в рамках научного кружка.

Текущий контроль успеваемости, качества самостоятельной работы студентов осуществляется посредством устных опросов и других форм по усмотрению преподавателя.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом. В вопросах экзамена должен содержаться весь комплекс проблем, которые были рассмотрены в ходе занятий курса. В экзаменационных билетах целесообразно предусмотреть проблемные вопросы, связанные с практической деятельностью психолога в организации.

Знания, умения и навыки, приобретенные студентами в ходе занятий в вузе по дисциплине, углубляются в ходе производственной, а также научно- исследовательской практиках.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

1. История, предмет и методы психологии управления.
2. Традиционные теории управления.
3. Управленческие отношения.
4. Парадоксы и противоречия психологии управления.
5. Менеджер как основное звено системы управления. Отличие менеджера от предпринимателя.
6. Понятия бизнеса, менеджмента, предпринимательства.
7. Лидер и менеджер. Виды власти (способы влияния руково­дителя на подчиненного).
8. Социально-психологический портрет современного руководителя.
9. Социально-психологический портрет современного бизнесмена.
10. Имидж руководителя и его слагаемые.
11. Принципы создания и воздействия имиджа руководителя.
12. Основные функции и организационные формы бизнеса.
13. Роль психологии управления в бизнесе.
14. История представлений об управлении.
15. Основные подходы к управлению в 20-м столетии.
16. Определение и функции управления. Принципы эффективного управления.
17. Традиционные и современные теории управления.
18. Понятие социальной организации. Основные характеристики организации.
19. Разновидности организационных структур.
20. Организационная культура как интегральная характеристика организации.
21. Национальные аспекты в организационной культуре.
22. Малая социальная группа как социально-психологическая единица организации. Управление различными малыми группами.
23. Групповая динамика и ее использование в сфере управления.
24. Понятия руководства и лидерства: различия и сходство.
25. Стили руководства: традиционный и современный подходы.
26. Факторы эффективного руководства.
27. Формы и принципы управленческого общения.
28. Управление межличностным конфликтом в организации.
29. Типы поведения в конфликтной ситуации и управление поведением.
30. Управление переговорным процессом.
31. Способы преодоления деструктивной переговорной тактики.
32. Процесс принятия управленческого решения.
33. Сущность и основные функции кадрового менеджмента.
34. Мотивация работников как фактор эффективного управления.
35. Социально-психологические проблемы маркетинга.
36. Психологические проблемы рекламы и управление поведением.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ДЛЯ СТУДЕНОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

1. История отечественной психологии управления.
2. История зарубежной психологии управления.
3. Организация как объект психологии управления.
4. Совместная деятельность как предмет социально-психологического изучения.
5. Социально-психологический анализ нормативного поведения руководи­теля в организации.
6. Психология власти.
7. Психологический анализ структуры управленческой деятельности.
8. Психологические особенности деятельности руководителя.
9. Ролевой конфликт в управленческой деятельности.
10. Психологические особенности планирования в управленческой деятельности.
11. Психологические особенности организации управления.
12. Психологические особенности контроля в управлении.
13. Лидерство в малых группах.
14. Стили руководства.
15. Коммуникация в организациях и ее основные характеристики.
16. Психологические особенности процессов принятия управленческих решений.
17. Психологические особенности управленческого взаимодействия.
18. Психологические методы управления.
19. Механизмы управленческого воздействия.
20. Ценностные ориентации руководителя и их влияние на управленческую деятельность.
21. Социально-психологические характеристики успешного руководителя.
22. Совершенствование социально-психологического климата коллектива.
23. Психологические особенности поведения руководителя.
24. Психологические особенности поведения персонала.
25. Деятельность консультанта по управлению персоналом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Наши рекомендации