Семинар к теме 1. Возникновение и становление экспериментальной психологии

Планы семинарских занятий по курсу

«Экспериментальная психология»

Семинар к теме 1. Возникновение и становление экспериментальной психологии

Вопросы для обсуждения

1. Зарождение экспериментального метода психологии

2. Использование эксперимента в русле бихевиоризма

3. Эксперимент в школе К.Левина.

4. Применение экспериментального метода в отечественной психологии

Рекомендуемая литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

3. Фресс П. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.

4. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина /Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 48-61.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризовать основные способы познания действительности. Чем они принципиально отличаются друг от друга?

2. Роль обобщения в познании действительности.

а) Эмпирическое и теоретическое обобщение;

б) Функции теоретического обобщения;

3. Основные требования к теоретическому обобщению в психологическом исследовании.

4. Характеристика основных принципов системного исследования.

Семинар к теме 2. Метод и методики в психологическом исследовании

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие метода и методики.

2. Типы эмпирических данных.

3. Критерии объективности в психологическом исследовании.

4. Классификация психологических методов и типов эмпирических данных.

Рекомендуемая литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

3. Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. – 272 с.

4. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Задание для самоподготовки:

Законспектировать:

Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994. Раздел 1. § 1. С. 11-13.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. Глава 1. § 3. С. 37-51.

Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М., 1997. С. 8-10.

Семинар к теме 3. Место психологического эксперимента в системе методов

Вопросы для обсуждения:

1. Типы эксперимента.

Эксперимент и метод измерения.

3. Эксперимент и другие формы исследования: опрос, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, тестирование.

Рекомендуемая литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

3. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Вопросы для самоконтроля:

1. Общая классификация методов психологического исследования:

а) Характеристика организационных методов.

б) Характеристика эмпирических методов. Неэкспериментальные психологические методы: наблюдение, беседа, «архивный метод».

в) Характеристика методов обработки данных психологического исследования.

г) Характеристика методов интерпретации данных.

2. Эксперимент, как метод научного психологического исследования. Классификация экспериментальных исследований.

3. Соотношение позиций, личность и деятельность экспериментатора и испытуемого в экспериментальном исследовании.

Семинар к теме 4. Метод наблюдения

Вопросы для обсуждения:

1. Наблюдение и эксперимент.

2. Способы описания наблюдаемых событий: качественное описание и количественное описание.

3. Этапы метода наблюдения.

4. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения.

Рекомендуемая литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

3. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Задания для самоподготовки:

1. Законспектировать:

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. Глава 5. С. 275-331.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. – С. 30-73.

Корнилова Т.Н. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: МГУ, 1997. – С. 102-104.

Семинар к теме 8. Гипотезы в психологическом эксперименте

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды гипотез.

Уровни гипотез.

3. Концептуальные репликации и возможность проверки экспериментальных гипотез разными методическими средствами.

Рекомендуемая литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

Примерные задания для самоподготовки

1. Изучить эксперимент, проводимый в лабораторных условиях.

2. Сформулировать экспериментальную гипотезу и обосновать интерпретационные компоненты, связанные с введением гипотетических конструктов.

3. Указать те сферы реальной жизнедеятельности, к которым имеют отношение установленные в лаборатории закономерные связи.

Задания для самоконтроля.

1. Изучите специальную литературу по теме предложенного исследования

2. Исходя из решаемой экспериментальной задачи определите ряд теорий и экспериментальных положений, которые образуют теоретическую основу исследований

Планы семинарских занятий по курсу

«Экспериментальная психология»

Семинар к теме 1. Возникновение и становление экспериментальной психологии

Вопросы для обсуждения

1. Зарождение экспериментального метода психологии

2. Использование эксперимента в русле бихевиоризма

3. Эксперимент в школе К.Левина.

4. Применение экспериментального метода в отечественной психологии

Рекомендуемая литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

3. Фресс П. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.

4. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина /Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 48-61.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризовать основные способы познания действительности. Чем они принципиально отличаются друг от друга?

2. Роль обобщения в познании действительности.

а) Эмпирическое и теоретическое обобщение;

б) Функции теоретического обобщения;

3. Основные требования к теоретическому обобщению в психологическом исследовании.

4. Характеристика основных принципов системного исследования.

Наши рекомендации