Семинар к теме 1. Возникновение и становление экспериментальной психологии
Планы семинарских занятий по курсу
«Экспериментальная психология»
Семинар к теме 1. Возникновение и становление экспериментальной психологии
Вопросы для обсуждения
1. Зарождение экспериментального метода психологии
2. Использование эксперимента в русле бихевиоризма
3. Эксперимент в школе К.Левина.
4. Применение экспериментального метода в отечественной психологии
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
3. Фресс П. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
4. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина /Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 48-61.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризовать основные способы познания действительности. Чем они принципиально отличаются друг от друга?
2. Роль обобщения в познании действительности.
а) Эмпирическое и теоретическое обобщение;
б) Функции теоретического обобщения;
3. Основные требования к теоретическому обобщению в психологическом исследовании.
4. Характеристика основных принципов системного исследования.
Семинар к теме 2. Метод и методики в психологическом исследовании
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие метода и методики.
2. Типы эмпирических данных.
3. Критерии объективности в психологическом исследовании.
4. Классификация психологических методов и типов эмпирических данных.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
3. Солсо Р., Маклин К. Экспериментальная психология. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. – 272 с.
4. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Задание для самоподготовки:
Законспектировать:
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994. Раздел 1. § 1. С. 11-13.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. Глава 1. § 3. С. 37-51.
Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М., 1997. С. 8-10.
Семинар к теме 3. Место психологического эксперимента в системе методов
Вопросы для обсуждения:
1. Типы эксперимента.
Эксперимент и метод измерения.
3. Эксперимент и другие формы исследования: опрос, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, тестирование.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
3. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Вопросы для самоконтроля:
1. Общая классификация методов психологического исследования:
а) Характеристика организационных методов.
б) Характеристика эмпирических методов. Неэкспериментальные психологические методы: наблюдение, беседа, «архивный метод».
в) Характеристика методов обработки данных психологического исследования.
г) Характеристика методов интерпретации данных.
2. Эксперимент, как метод научного психологического исследования. Классификация экспериментальных исследований.
3. Соотношение позиций, личность и деятельность экспериментатора и испытуемого в экспериментальном исследовании.
Семинар к теме 4. Метод наблюдения
Вопросы для обсуждения:
1. Наблюдение и эксперимент.
2. Способы описания наблюдаемых событий: качественное описание и количественное описание.
3. Этапы метода наблюдения.
4. Критерии объективности и субъективности данных наблюдения.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
3. Экспериментальная психология: Практикум /Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др., Под ред. Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.
Задания для самоподготовки:
1. Законспектировать:
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. Глава 5. С. 275-331.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. – С. 30-73.
Корнилова Т.Н. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: МГУ, 1997. – С. 102-104.
Семинар к теме 8. Гипотезы в психологическом эксперименте
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и виды гипотез.
Уровни гипотез.
3. Концептуальные репликации и возможность проверки экспериментальных гипотез разными методическими средствами.
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
Примерные задания для самоподготовки
1. Изучить эксперимент, проводимый в лабораторных условиях.
2. Сформулировать экспериментальную гипотезу и обосновать интерпретационные компоненты, связанные с введением гипотетических конструктов.
3. Указать те сферы реальной жизнедеятельности, к которым имеют отношение установленные в лаборатории закономерные связи.
Задания для самоконтроля.
1. Изучите специальную литературу по теме предложенного исследования
2. Исходя из решаемой экспериментальной задачи определите ряд теорий и экспериментальных положений, которые образуют теоретическую основу исследований
Планы семинарских занятий по курсу
«Экспериментальная психология»
Семинар к теме 1. Возникновение и становление экспериментальной психологии
Вопросы для обсуждения
1. Зарождение экспериментального метода психологии
2. Использование эксперимента в русле бихевиоризма
3. Эксперимент в школе К.Левина.
4. Применение экспериментального метода в отечественной психологии
Рекомендуемая литература
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
3. Фресс П. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
4. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина /Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 48-61.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризовать основные способы познания действительности. Чем они принципиально отличаются друг от друга?
2. Роль обобщения в познании действительности.
а) Эмпирическое и теоретическое обобщение;
б) Функции теоретического обобщения;
3. Основные требования к теоретическому обобщению в психологическом исследовании.
4. Характеристика основных принципов системного исследования.