Возникновение экспериментальной психологии в Европе, США и России.

Реве Декартисследовал внутренний мир человека в его связи с материальным телом. Считал что существуют две независимые, самостоятельные субстанции - душа и тело. в Англии создана Джоном Локкоманг философ и психолог.теории Локка была критика концепции врожденных идей. систеу. 4)П.Ж.Кабанис(1757-1808) врач, ученик Кондильяка . По заданию Конвента изучал вопрос о возможности применения гильотины при казнях. В 1791 г. итальянский физик и естествоиспытатель Луиджи Гальвани(1737-1798) предположил, что нервные импульсы имеют электрическую природу, практически открыв «животное электричество». физиолога Герман фон Гельмгольц(1821-1894) был первым, кто эмпирически измерил скорость прохождения нервного импульса, фиксируя моменты возбуждения двигательного нерва ножной мышцы лягушки и последующей мышечной реакции френология австрийского анатома Френсиса Галля,В 1861 г. франц анатом Поль Брокаоткрыл центр речи описав больного с грубыми нарушениями моторной речи. Эрнст Вебер(1795-1878) в прикосновении выделил модальности: давление, температуру, локализацию. Показал связь ощущений между собой. Эти работы легли в основу психофизики, которую основал Густав Теодор Фехнер(1801-1887) в 1860 году. 22 октября1850 года - важная дата в истории психологии. Фехнеру удалось эмпирическим способом преодолеть барьер, разделяющий душу и телоФехнер выдвинул и идею дифференциального порога чувствительности, то есть наименьшей разницы между двумя раздражениями, вызывающей изменения в ощущениях. Вильгельма Вундтаи его лаборатория.

Чарльз Дарвин(1809-1882) известен как теоретик эволюции.. Его считают основателем сравнительной психологии..

Френсис Гальтон(. В 1869 пишет книгу «Наследственный гений» Создал науку евгенику, (хотел улучшить человеческий род путем селекции).

физиологической психологии. Родоначальником такой психологии стал Иван Михайлович Сеченов(1829-1905). Это был один из наиболее интересных и значительных ученых того времени. Его работа «Рефлексы головного мозга» стала настоящим культурным событием. Продолжателем направления заложенного Сеченовым, стал физиолог Иван Петрович Павлов(1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшее физиологию и обаготившее психологию, медицину, педагогику и др. науки о человеке. Владимир Михайлович Бехтерев(1857-1927). Впервые обнаружил такие явления как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

В начале XX в. бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология.

Предметом бихевиоризмастало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на формирование, т.е. на образование связей между стимулами и реакциями. Джоном Браадусом Уотсоном. гештальтисты встретили У них было выработано понятие «поля», валентности (+) и (-). Курт Левинк мысли о том, что психическая деятельность чел происходит в условиях воздействия психологического поля (годологическое пространство

16. Экспериментальный метод. Наблюдение и эксперимент.Характер и фазы экспериментального исследования.

ЭП представляет собой знание полученные с помощью экспериментальных методовОбъектом исследования является человеческая психика и человеческая личность.

Экспериментальное исследование состоит из'.

1) Наблюдения, ознакомление с литературой (психологи часто останавливаются на этом этапе).

2) Формулирование гипотезы

3) Экспериментирование для проверки

4) Обработка результатов и их интерпретация, обобщение и отчет.

Наблюдение и эксперимент.

:-При наблюдении нет четкой строгой регистрации действий испытуемого. А эксперимент обеспечивает стандартизированные ситуации меньшее число предвиденных ответов и большую точность регистрации. Условия наблюдения.

-Случайное - -Систематическое наблюдение - входит в замысел ученого и сужает поле исследования.

Сама регистрация может осуществляться двумя способами:

. Присутствие наблюдателя вводит новую переменную в окружающую среду испытуемого и отражается на его поведении.

Лучше оценивают черты личности те люди. к\р: -правильно оценивают самих себя; -своих друзей и знакомых; -имеют сходство с наблюдаемым (одна расса, социальный уровень, возраст, пол).

Фиксация элементов невербального поведения.

Невербальное поведение изучают науки этология и кинеста. Ассистент беседует с испытуемым, а наблюдатель ведет протокол куда записывает все что видит, а потом выделяет индивидуальные признаки поведения. Минимальное время наблюдения 30 мин., Очень информированной явл-ся первая минута. I - Поза - положение тела в целом (исследовал А.Виз)

-поза с фиксацией одной руки на предмете -центр тяжести смещен -релаксация. Чаще встречается у здоровых и у наркоманов.

-поза Родена - задумчивость,при депрессии и алкогольной абстиненции.

-поза Фараона - туловище выпрямлено, руки на бедрах - высокий самоконтроль.

-поза Наполеона - руки скрещены на груди, спина прямая - доминирование.

-поза кучера - наклон вперед, руки свободны -релаксация.

-подчинение - руки опущены, заведены назад, голова опущена.

-поза эмбриона- в этой позе спят шизофреники.

Элементы позы - наклон к собеседнику - сосредоточенность, внимание.

-наклон головы и демонстрация шеи - подчинение;

-скрещивание ног - демонстративные черты личности;

-демонстрация подбородка, ширины плеч - агрессия.

II - Мимика - известно более 20 тысяч описаний выражения лица. Этой проблемой занимался Экман.

1) характеристика взгляда: более 6 сек. В глаза собеседника- пристальный, признак агрессии и доминирования; не смотрит в глаза-аутипзм.

2) Движение губ и рта: искроення и неискреняя улыбка,сжатые губы. Укус губы, хоботок, облизывание (затруднение ответа), показ зубоа-агрессия.

3) Движение бровей: поднятые вверх - интерес; нахмурены- задумчивость

4) Движение век: частое моргание - психоз; редкое при шизофрении; прищурены - внимание; расширены - эмоции.

III -Жесты: Аргавил изучал жесты в разных культурах.

1) Фиксация руки на предмете или теле: руки висят - наркоман;

2) Положение руки, кисти: если после удара по ладони, рука сжимается в кулак -агрессия. Невротики часто сжимают другую руку.

3) Груминг - прихорашивание, отсутствует при шизофрении, первый признак восстановленного сознания.

- аутогруминг (себя) имеет успокаивающее значение (лицо, одежда, волосы). Алогруминг (другого) -зоны: задняя поверхность плеч, затылок.

4)Манипулирование предметами означает растерянность.

5) Стереотипизация - многократно повторяющиеся движения (потирание рук) -связаны со смещенной активностью.

IV - Вокализация (тембр, темп, громкость).

Эстетические особенности: приятный, неприятный.

.. Гипотеза - это творческая фаза экспериментального рассуждения две большие категории гипотез:

- Индуктивные - рождаются из наблюдений за фактами. Поведение людей в ситуации ожидания очень различны. - Дедуктивные • выводятся из уже известных законов, отношений или теорий, к\р они обобщают.

Эксперимент - это проведение исследования в в условиях ранее запланированного изменения реальности для получения результатов, которые можно обобщить.

Эксперименты делятся на две группы: естественные и искусственные.

Естественный -дублирующий реальный мир. Искуственный эксперимент - улучшающий реальный мир

Основные признаки правильной гипотезы. Хорошая гипотеза - это плодотворная гипотеза, позволяющая науке сделать шаг вперед.

Формальными признаками хорошей гипотезы являются:

1)гипотеза д.б. адекватным ответом на поставленный вопрос

2)гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания т.е. быть правдоподобной.

3)гипотеза д.б. доступна проверке, т.е. верифицируемой.

Обработка результатов (данных

Есть три способа:

-Таблицы д.б.

-График позволяет глобально охватить множество результатов (д.б. правильная расшифровка).

-Статистическая обработка. Устанавливается наличие и интенсивность связей м\у двумя зависимыми переменными (корреляция).

шкалирования — это совокупность экспериментальных и математических приемов для измерения особенностей психических процессов и состояний.

1 )Шкала наименований - экспериментатор должен лишь расклассифицировать свои данные, т.е.каждый результат отнести только к одному классу

2)Шкала порядка - устанавливает отношения последовательности м\у объектами, асли «А»> "В", то "В" не может быть > «А Коофециент Спирмена

3)Шкала интервалов - для ее построения проводят операцию которая позволила бы определить, что расстояние между двумя видами равно разнице м\у двумя другими видами (шк. Векслера

17.Эксперимент:независимая, зависимая переменные. Естественный эксперимент.Понятие о независимой и зависимой переменных. Эксперимент - это проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности специально созданного) изменения реальности с целью получения результатов, которые можно обобщить. И еще - это средство проверки экспериментальной гипотезы, проверки наличия связи м\у двумя рядами фактов. Основной принцип эксперимента - это изменение одного фактора и наблюдение за тем, как это скажется на поведении. Независимая переменная - это фактор изменяемый экспериментатором. Зависимая переменная - это фактор изменение к\р вызывает независимая переменная. Идеальный эксп - допускает изменение только независимой переменной. Все прочее остается неизменным.В идеальном эксп ткачиха должна была бы работать с наушниками и без них -одновременно. Это невозможно.

Бесконечный эксп - позволяет усреднить результаты изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную. Продлевать эксп физически невозможно и бессмысленно, т.к. он проводится, чтобы сделать обобщения на ограниченном кол-ве данных.

Экп полного соответствия - в нем уровни дополнительных переменных совпадают с изучаемой реальностью. Предположим. Что пилоты д.б. повторить посадку на 2-х типах аэродромов (после учебы на тренажере), тогда бы мы узнали действительно ли искусственный эксп соответствует реальности. Такой эксп возможен, но бесмысленен. Таким образом все три вида безупречного экпсперимента нереальны. Понятия обобщения, репрезентативности, валидности. Цель любого эксп сделать так, чтобы выводы основанные на ограниченном кол-ве данных оставались достоверными за пределами эксп. Это называется обобщением.

Репрезентативность - это степень приближения реального эксп к одному из видов безупречного эксп., который служит образцом. Так эксп с ткачихами более репрезентативен при чередовании недель 1,0,1,0... чем 1,1,1...0,0,0. Эксп с большим кол-ом недель более репрезентативен. Так как приближается к бесконечному. Эксп с тренажером более репрезентативен чем с городом на бумаге так как ближе к эксп полного соответствия. Таким образом, чем лучше в эксп представлена изучаемая реальность, тем более он репрезентативен.

Валидность - это достоверность выводов об экспериментальной гипотезе, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с результатами безупречного эксп. Чем лучше репрезентативность, тем выше валидность. Валидность может быть:

\)енутренней — если реальный эксп сравнивается с идеальным и бесконечным. Без нее эксп не удачен по сути и бесполезен;

2) внешняя валидность - когда реальный эксп сравнивается с эксп полного соответствия, т.е. возможность переноса результата эксп на реальный мир. Эксп без нее неверный и не соответствует поставленной гипотезе. Факторы угрожающие валидности.

Трудности в проведении эксп проявляются в изменчивости (независимой, зависимой и побочных) переменных.

Изменение во времени - для устранения их применяют способы первичного контроля (выбор адекватного кол-ва проб, испытуемых, заданий) и определенный план. Предъявление испытуемому условий независимой переменой -называется планированием.

Эффект последовательности - это влияние одного из условий независимой переменной на следующие за ним. Так, если наушники жали, то без них работать лучше (по контрасту). Если крысе сделали укол с лекарством, а затем с плацебо, то она будет реагировать сильнее, т.к. помнит итоги первого укола. Таким образом прореагировав на воздействие испытуемый не остается вполне тем же самым. Может наступить научение или торможение. Поэтому многократно повторяющиеся действия независимой переменной нужно чередовать определенным образом:

А) схема случайного чередования - 1,1,0,1,0,0,1,0,1,1... Для использования схемы требуется большое кол-во проб. Если число опытов небольшое, то одному испытуемому могут достаться одни опыты, а другому испытуемому одни контроли. Можно бросать кубик или использовать таблицу случайных чисел.

В) схема регулярного чередования - 1,0,1,0,1,0. ЕЕ недостатком является наличие возможного переодичного объективного события во время предъявления одного из условий (догадаться об очередности эксп).

С) схема позиционно уравненной последовательности - номера условий составляют разные числа- 1,0,0,1 или 0,1,1,0. Применяется при малом кол-ве проб. Но усталость к концу эксп может нарастать не линейно. Поэтому стараются проводить больше экспериментов и подобрать все возможные чередования.

Индивидуальные различия испытуемых, (пол, возраст, поведение, умственное развитие). В эксп по изучению научения нужно использовать разный материал (задачи). Надежность результатов повышается за счет увеличения числа испытуемых.

Для создания равноценных групп испытуемых отбирают используя стратегии:

а) случайные - с помощью таблицы случайных чисел (25 чел);

б)подбора пар - когда испытуемых сначала распологают по степени выраженности изучаемой характеристики (уровень знаний, языка или 1(2), а затем равномерно распределяют по группам.

18. Экспериментальное изучение времени реакции, восприятия и оценки времени.Время реакции и методы его измерения.

Время реакции определяют как минимальную отсрочку определения реакции по отношению к данному раздражителю. Для измерения времени Я используют различные устройства - регистраторы на бумажной ленте, эектронные счетчики. Очень важно надежно регистрировать время стимула и время ответной

Основные показатели времени реакции на сенсорные раздражители. Время К на сенсорные раздражители зависит от множества условий. Сенсорная модальность (звук,свет,вкусовые раздражители).

Интенсивность раздражителя

Сенсорное качество. Самое быстрое Вр.К вызывает красный цвет, а синий - самое

медленное

Длительность раздражения. Для звуковой и зрительной модальности самое короткое

Вр.К при продолжительности действия

Интервал м\у последовательными раздражителями

Время сложной реакции различения

Время умственной реакции (словесная, направленная, ассоциативная реакция).

Выделяют несколько видов реакций:

Время прямой ассоциативной К (нет выбора). Наиболее простой пример - прочесть

вслух буквы, цифры.

Время свободной ассоциативной К. - Испытуемый должен на заданное слово сказать

первое что прийдет ему в голову.

Факторы влияющие на Вр.К (физиологические, психические).

Физиологические - на периферическом уровне запаздывание механического

раздражителя (слухового, тактильного

Психические - внимание и уровень бодрствования испытуемого, уменьшение

внимания ведет к < Вр.;

Психология времени. Это изучение всевозможных поведенческих реакций чел применительно к изменениям среды, социальным изменениям и изменениям в нас самих. Понятие «пространства и времени» встают 3 вида проблем:

Восприятие длительности - Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Локализация времени возможна потому, что мы с вами пользуемся определенными величинами временных интервалов.

Восприятие последовательности.

Прием последовательности возникает на границе перехода от одновременности к последовательности. На это влияют следующие факторы (которые могут замедлить, ускорить передачу информации в сенсорные центры):

1) физические (в нашем восприятии молния предшествует грому, т.к. скорость света больше скорости звука);

2) биологические

3)психологические - а) установка субъекта; б) естественная упорядоченность - различить последовательность легче, когда стимулы имеют «естественную структуру».

Восприятие длительности человеком. Для этого исследования используются следующие методы:

1)количественная оценка (основывается на использовании общепринятых единиц времени).

2)оценка по методу воспроизведения. Испытуемым предлагается воспроизвести длительность равноценную той, которая была им предложена в качестве эталона.

3)оиенка по методу продуцирования. Испытуемому предлагают выполнить задание по отсчету в течении определенного времени

4)оценка по методу сравнения. Испытуемому предлагают 2 какие-либо длительности, которые он должен сравнить.

.

19 Проблема личности, ее структуры и функции в советской психологии.Теоретики Л признавали решающую роль мотивацыонных процессов. Они были убеждены в том, что адекватное понимание человеческого поведения возможно только при изучении чел в его целостности. Настаивали на том, что 5-та необходимо рассматривать с позиций целостного функционирования Л разрабатывалась в 2-х направлениях:

1) как теоретические проблемы общественной психологии на основе методологии марксизма, но соотносительно с контекстом мировой психологии (С.Л.Рубинштейн);

2) как проблема психологического развития реб и его личности (Выготский,

Запорожец, Божович).

Системный подход. С.Л.Рубинштейнвыдвинул принцип единства сознания и деятельности^ при этом сознание включается в контекст жизненных связей чел с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой чел, изменяя мир, изменяется сам. Он предложил новый продуктивный метод психологического познания -единство воздействия и изучения. Постигая себя, чел творит свою жизньВ деятельности чел, в его делах, практических и теоретических, психическое и духовное развитие не только проявляется, но и формируется.

Личность как объект системного психолоч-кого изучения (Б.Г.Ананьев). Специфика он включал Л в широкий антропологический контекст и в контекст человекознания. Его заслугой явл-ся включение личности в интегральную систему человекознания. Он рассматривает такие проблемы Л как антропологический аспект, исторический, возрастной, биографический. Личность у него предстала и как включенная в социум и как оказывающаяся в отношениях жизненного пути, как современница своей эпохи.

Деятельностный подход к изучению личности (А.Н.Леонтьев).

Личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Предмет анализа - это проблема внутренней структуры личности образующей ее уровни, их иерархическое отношение. У Л общественно историческая сущноть, личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид (наделеный природными св-ами и способностями), а личностью он становится лишь в качеств еобьектата общественных отношений

Феноменографическая традиция описания Личности в сов психологии

А.Г.Ковалев. К.К.Платонов.

Феноменографический - т.е. описательный. Важной основой его концепции явилось соотношение личности как предмета общей психологии с ее определением как предмета социальной психологии. Структура личности: темперамент; направленность (понимаемая как совокупность потребностей, интересов, идеалов); способности (система интеллектуальных, волевых,-эмоциональных св-ств). Он один из первых выступил против сведения психологии личности к индивидуальным особенностям чел.

Особенность подхода Платонова в том, что способности и характер рассматривались им не как структурные образования, а как общие качества личности Разработал методические приемы: метод независимых характеристик и карту личности.. Заслуга ~- поставил проблему - личность и труд, которая ранее стояла как проблема Л и деятельности.

Система отношений Л и ее структура (Владимир Ник. Мясищев).. Осн. положение психологии отношений заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которые могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., - направленность.

Проблема личности в грузинской школе психологии установки.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности , и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения.

Наши рекомендации