Методы исследования в психологии и психофизиологии
На этом занятии студенты знакомятся с некоторыми вопросами методологии: организация исследования, этапы исследования, выбор объекта исследования и его методов, обработка данных.
Электрофизиологические методы, применяемые в психологии и психофизиологии, по сути те же, что в физиологии и медицине. Но их применение и трактовка результатов имеют свои особенности:
1) Применение физиологических методов в психологии отличается системностью, ибо именно психологов может интересовать в первую очередь целостная картина влияния физиологических параметров на психику ввиду целостного характера самой психики.
2) Психолога никогда не интересует деятельность некоторого органа или системы органов как таковых. Деятельность последних интересует его лишь как индикатор, как проявление недоступных прямому наблюдению психических явлений.
3) В психологии никогда не используются «острые» опыты с нарушением целостности организма. Это, с одной стороны, облегчает проведение опытов, так как освобождает от необходимости учитывать требования, существующие в медицине. Но это усложняет ситуацию, ибо увеличивает вероятность появления артефактов, делает результаты более многозначными, повышает требования к этапу последующей обработки и интерпретации.
4) Диапазон изменения физиологических параметров в психологическом исследовании уже, чем, допустим, в медицине. Если перед врачом стоит задача отделить норму от патологии, то психолог ищет различия внутри нормы.
5) В психологии экспериментатор всегда «включен» в среду, которую он исследует, чего нет, например, в физике.
Можно выделить принципы психологического исследования, которые делятся на 4 уровня: философские (материальное единство мира, универсальность развития, причинность), общенаучные (объективность, инвариантность, соответствие, редукция, дополнительность, наблюдаемость, симметрия), общепсихологические (детерминизм, развитие, единство сознания и деятельности, системно-структурный, личностный подход), частные (адекватность, т.е. соответствие применяемого метода изучаемому явлению, параллельность, т.е.регистрация параметров одновременно с протеканием во времени изучаемого явления, учет иерархического строения нервной системы, экстремальность, т. е. создание экстремальной ситуации с целью выявления наиболее типичных для конкретного испытуемого параметров и их значений, необходимость или предпочтительность регистрации перепада значений параметров — их градиента — в нескольких ситуациях, референтность, т. е. поиск наиболее характерных для конкретного испытуемого признаков и их сочетаний).
Все исследования в любой экспериментальной науке можно разделить на следующие этапы:
1. Постановка проблемы, выбор объекта исследования.
2. Выбор концепции, предмета исследования, построение модели объекта.
3. Планирование.
4. Эксперимент.
5. Обработка результатов.
6. Интерпретация результатов, выводы.
7. Включение результатов в систему знаний (в научную картину мира).
Можно заметить определенную «симметрию» этапов 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5. Ось симметрии проходит через 4-й этап. Этапы находятся между собой в отношении дополнительности. Этапы 4 и 5 являются «ядром» экспериментального исследования.
Процесс получения научного факта идет не только по пути проведения эксперимента, посредством последовательного обобщения группы экспериментальных работ с последующим закреплением полученного материала в виде законов, понятий и т. д. Возможен обратный путь: выведение, предсказание факта на основе применения некоторых общих законов к конкретным условиям. Да и интерпретация факта, полученного на основе эксперимента, т.е. индуктивного подхода, не возможна без соотнесения результатов с некоторыми имеющимися теоретическими концепциями. Отсюда тезис: «Научный факт — это итог применения двух подходов к результатам эксперимента: индуктивного (путь «снизу») и дедуктивного (путь «сверху»). Их «пересечение» дает научный факт.
Об интерпретации физиологических данных в психологических терминах.В психофизиологических исследованиях часто сопоставляются физиологические и психологические характеристики чело-
века. Это связано с поиском физиологических механизмов психических явлений, с определением физиологической «цены», которую платит организм за выполнение той или иной работы. Прямой перенос физиологических закономерностей на психические явления при интерпретации малопродуктивен, так как он, как правило, упрощает психологическую реальность.
Об интерпретации надо думать до начала исследования. До физиологического исследования надо как можно тщательнее разобраться с психологической его стороной (т. е. смоделировать явление), затем проводить физиологические исследования и, получив физиологические результаты, дать им психологическую интерпретацию. Если же начинать психофизиологическое исследование с его физиологической части в надежде, что со временем ситуация подскажет, что делать дальше, то наверняка в итоге получится путаница (которая может проявиться, в частности, в том, что исследователь, чтобы свести концы с концами, начнет создавать новые псевдопсихологические категории, которые не будут стыковаться с уже существующими психологическими). Надо учитывать: а) целостный характер любого психического явления, используя системные понятия; б) многоконтурный характер регуляции психики нервной системой; это означает, что в психофизиологии следует пользоваться набором физиологических методов (ЭЭГ, ВП, ЭКГ, КГР и др.), причем использовать их синхронно, учитывая многоаспектный характер отношений между разными отделами нервной системы и организма в целом с психикой. Каковы эти аспекты? Существуют: 1) три отдела нервной системы (вегетативный, двигательный и психический мозг), каждый из которых имеет свою психическую сферу; 2) корково-подкорковые, билатеральные, фронтально-окципитальные отношения; отношения между низкочастотной и высокочастотной частями спектра ЭЭГ, паттерн связей между корковыми центрами, соответствующий выполняемой работе; 3) отношения между специфическими и неспецифическими системами оценки поступающей извне информации; 4) симпатические и парасимпатические отделы вегетативной системы; 5) в границах двигательной системы — влияния пирамидной и экстрапирамидной систем; 6) гормональные воздействия.
При интерпретации ориентиром выступает психологическая терминология: огромная совокупность физиологических данных допускает множество способов интерпретации, но в реальности реализуются только некоторые из них или даже лишь одно, имеющее психологический смысл, подобно тому, как в математике уравнение, например, 4-й степени имеет 4 решения, но физическую трактовку допускает только одно из них. Эта же ситуация имеет место и в психофизиологии.
Как же можно реализовать на практике требования системности в психофизиологическом исследовании, конкретно — в отношении интерпретации данных? Между физиологическими и психологическими явлениями, видимо, должен находиться конструкт, «свой» как для биологических, так и психологических явлений. Такую роль могут на себя взять понятия «генетическая программа» (ГП), комплекс фиксированных действий (КФД) и т. п. Это врожденная поведенческая структура, направленная на достижение биологически значимого эффекта. Физиологические параметры являются видимой частью этого биологически целесообразного явления, участвуя в его реализации посредством формирования функциональной системы (ФС). Всех ее компонентов мы знать не можем, поскольку имеющиеся в распоряжении исследователя экспериментальные процедуры по отношению к изучаемому конструкту и его ФС являются случайными, зависящими в большей степени от уровня развития экспериментальной техники, чем от биологического смысла явления. Тем не менее, какую-то часть реальности они отражают, в частности, и потому, что выполняется принцип системности при подборе состава таких методов.
Процедура интерпретации физиологических данных в психологических терминах может выглядеть следующим образом: 1. Формулировка психологической гипотезы. 2. Трансляция гипотезы на язык решаемых биологических задач. 3. Составление гипотетического перечня врожденных ГП, состав которых адекватен ситуации (исследователю он полностью не известен). 4. Уяснение процесса активизации физиологических механизмов, обеспечивающих реализацию «запускаемых» ситуацией ГП. 5. Получение обширного набора физиологических данных (спектры, коэффициенты и индексы), среди которых могут оказаться и параметры, работающие на искомые ФС и ГП. 6. Математическая обработка физиологических данных, что позволяет отфильтровывать случайные физиологические параметры; это дает нам возможность строить математические модели физиологических ФС, которые, как нам кажется, соответствуют существующим в реальности ФС, адекватным решаемым биологическим задачам. 7. Определив состав обнаруженных эмпирическим путем ФС, мы пытаемся определить, каким ГП они соответствуют и какие биологические задачи в таком случае (т. е. при выполнении психологических заданий), решаются. 8. Зная состав ГП и исследуемых психических явлений, надо определить, что в действительности означает то или иное психическое явление, каков его биологический смысл. Состав ГП не известен полностью. Следует вспомнить пожелание И.П. Павлова о создании каталога врожденных безусловных рефлексов. Впрочем, некоторые из них описаны этологами под названием КФД.