Человек как конечно-бесконечное существо
Уникальность Человека в Мире определяется тем, что он есть часть бытия, осознающая все бытие. “Это капитальный факт в структуре сущего, в его общей характеристике: осознающий значит как-то охватывающий все бытие, созерцанием его постигающий, в него проникающий, часть, охватывающая целое... Бесконечность мира и причастность к нему человека, созерцание его мощи и красоты есть непосредственно данная завершенность в себе”.
Бесконечность и одновременно завершенность — характеристика актуальной бесконечности . Это, пожалуй, самый важный момент: обретение в понимании Человека бесконечности через усмотрение эквивалентности сторонотношения “Человек — Мир”. В этой эквивалентности человек выступает как противоречивое бесконечно-конечное существо, как особенное, как воплощение всеобщего (Мира) в единичном (человеке). Такое противоречие может существовать, может быть реализовано в наличном бытии лишь в форме развивающегося во времени, трансцендирующего, переходящего свои границы особенного, т.е. в формепотенциальной бесконечности . То же и у С.Л.Рубинштейна: “Этот выход за пределы самого себя не есть отрицание моей сущности, как думают экзистенциалисты, это — ее становление и вместе с тем реализация... Отрицается только мое наличное бытие, моя завершенность, конечность”101.
Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности (что делает наличное бытие открытым в Мир, в будущее). По мысли А.С.Арсеньева, своей базой она имеет непосредственную связь человека (именно конкретного индивида!) с миром как целым (бесконечным!), что является основанием целостности самого индивида (как личности и индивидуальности). Отсюда можно заключить о существовании в индивиде бесконечной способности трансцендирования, перехода всех конечных границ во внешнем мире и в самом себе. Причем, чем глубже рефлексия, т.е. осознание все более глубоких слоев психики, внутреннего Я (М.Боуэн),тем более расширенным оказывается трансцендирование, выход за границы наличного бытия, осознание своего единства с Миром, как целым.
А.С.Арсеньев предложил очень конструктивную аналогию взаимоотношений рефлексии и трансцендирования с геометрическим представлением инверсии на плоскости. Суть ее в следующем: “Точкам внутри круга ставятся во взаимооднозначное соответствие точки плоскости вне его по правилу — через данную точку р1 и центр круга О проводится прямая и на ней от центра откладывается отрезок ОРз, равный к^ор) , где К — радиус, рз — точка, сопряженная (в некотором смысле сопричастная, отождествляемая) с р1. Точки Р\ и рз взаимно сближаются при приближении к окружности, а при приближении одной из них к центру круга другая уходит в бесконечность и наоборот: при удалении одной в бесконечность другая стремится к центру. Остается представить себе, что круг-это Человек, его психика, а плоскость вне круга — внешний, окружающий человека Мир”.
Иными словами, чем глубже интроспекция (рефлексия в форме созерцания), тем масштабнее трансцендирование, тем дальше продвижение к охвату Мира как целого, к универсальности и всеобщности.
Очевидно, что эта бесконечность, универсальность, потенциально заключенная в Человеке, отличающая его от животного, есть основная проблема антропогенеза (в формах его фило- и онтогенеза) иего Тайна. Духовное развитие человека может быть понято поэтому как реализация индивидом своей потенциальной универсальности, бесконечности, как становление Человека в индивиде. Понимание личностного развития как становления Человека в индивиде, как универсализация его отношений к Миру означает также понимание того, что всеобщность, универсальность могут реализоваться либо в индивиде как личности и индивидуальности (в актуальной форме), либо в человеческом роде и его бесконечном развитии (в потенциальной форме).
Особой темой в рассмотрении проблемы универсального бытия человека является вопрос о егоцелостности, полноте и непосредственности бытия в Мире . Как всеобщее и универсальное, отношение “Человек-Мир” захватывает всего человека. Человек участвует в нем как целостный. В это отношение включено не только его “рациональное мышление, но и вся его психика как целое (и только здесь она выступает как целое, потому только здесь можно понять, что она такое, что такое “психическое”), весь строй его эмоций (включая эстетические, нравственные, любовь к миру, жизни, людям, религиозное благоговение и т.д.), все глубочайшие “этажи” его “Я”. Именно здесь, в глубине, человек ощущает (ощущает, а не рационально выводит) свою трансцендентность наличному бытию и свою сопричастность Миру как целому.
Эта трансцендентность дана Человеку не в форме логического опосредования, вывода, а прямо в форменепосредственного восприятия , минующего все внешние, конечные определенности. Даже разум человека оказывается “способным предсказывать возможные закономерности внешнего мира, с которыми он еще не имел случая встретиться в жизни. Не значит ли это, что наш разум посвящен в тайны мира, но не помнит, когда и где произошло это посвящение?”
В этом кардинальный факт человеческой субъективности: непосредственное восприятие Человеком своего взаимоотношения с Миром является присущим индивиду, индивидуальному Я, индивидуальному сознанию. Оно может обладать всеобщностью, безмерностью, способностью в любой момент выходить в область актуальной бесконечности, сбрасывая как несущественные все определенности наличного бытия. Ярчайшим примером и фактическим подтверждением сказанного являютсяЖития святых, подвижников и исповедников веры.
В данном разделе мы попытались изложить лишь общее представление о высшем уровне духовного бытия человека — о возможном универсализме и бесконечности его отношений с Миром. Здесь существует конкретная фактология, опыт, традиции, культура; все это должно стать предметом специального обсуждения с молодыми педагогами — как людьми, призванными работать с человеческой субъективностью. Условия же и пути движения каждого из нас в направлении универсального развития — это отдельная тема и предмет специального рассмотрения в курсе “Психология развития человека”.
Психологическое самообразование
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Академик Б.В.Раушенбах пишет: “Хотя термин “духовность” употребляется сегодня даже чаще, чем надо, общепринятого его определения не существует. Возможно, впрочем, что строгая терминология здесь излишня, поскольку это не понятие рациональной логики”.
Согласны ли вы с утверждением и предположением академика? Как вы для себя определяете термин “духовность”?
2. Жизнедеятельность человека как индивида связана с удовлетворением его органических потребностей. Например, пищевая потребность предполагает обеспечение организма жизненно важными веществами, необходимыми для нормального функционирования обменных процессов. Однако та же потребность для человека как субъекта социальных отношений существенно изменяется, что выражается в культурных нормах и специальных средствах ее удовлетворения, в наличии пищевых запретов у различных обществ, религий, культур.
Подумайте, может ли и в каких условиях отношение человека к пище быть его личностной чертой?
3. Один из авторов широко известной работы “С чего начинается личность?” — философ Э.В.Ильенков, отвечая на вопрос “Что же такое личность?”, приводит следующие рассуждения:
“Знание особенностей мозга человека не раскроет нам тайны его личности. Наличие медицински нормального мозга — это одна из материальных предпосылок личности, но никак не сама личность... Личности без мозга быть не может, а мозг без намека на личность ... бывает. Личность — чисто социальное, а вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в “пространстве” общественных отношений, в социально детерминированных его деяниях”.
Со всеми ли высказываниями философа вы согласны? Как вы понимаете выражение “мифическая личность”, “раздвоение личности”?
4. Ниже приведено несколько высказываний писателей и ученых о личности и индивидуальности. Можно ли считать, что эти суждения непротиворечивы, что они взаимодополняют друг друга?
“Проблема личности может быть разрешена, если в каждом человеке видеть личность” (А.С.Макаренко).
“Личность — это человек как носитель сознания” (К.К.Платонов).
“Личность тем значительней, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее” (С.Л.Рубинштейн).
“Чем выше организовано общественное существо, тем более выражена в нем индивидуальность” (И.И.Мечников).
“В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто” (А.Моруа).
5. Почему понятие индивидуальности человека необходимо прежде всего в педагогической деятельности? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами из собственного опыта школьной жизни.
6. “Как сила человека, — пишет Н.Кузанский, — человеческим образом способна прийти ко всему, так все в мире приходит к нему, и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого”.
О каком потенциальном проявлении человека пишет Н.Кузанский? Как вы понимаете выражение “сила человека” в приведенном высказывании?
7. Можете ли вы привести из опыта своей жизни примеры переживания своей сопричастности природе, миру?
Литература для чтения
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна “Человек и мир” // Вопр. философии. 1993. №5.
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопр. психологии. 1992. №3-4.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М. 1994.
Давыдов В. В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. Т.9. 1988. №4.
Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Личность: определение и описание // Вопр. психологии, 1992. №3-4.
Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопр. психологии. 1995. №2.
Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
Психология личности. Тексты. М., 1982.
Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа//Человек. 1994. №5.
С чего начинается личность? М., 1973.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // О человеческом в человеке. М., 1990.
Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994, XIII. Дух и жизнь.
Юнг К. Г. Феномен духа в истории и науке. М., 1992.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
АНТРОПОЛОГИЯ— научная дисциплина, изучающая происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека в филогенезе и в зависимости от географических условий проживания; содержит три раздела, антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека, этническую антропологию (расоведение).
АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.).
АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — психологическое видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре.
АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.
АНТРОПОЛОГИЯХРИСТИАНСКАЯ — учение о человеке, исходящее из евангельского и святоотеческого наследия; в противоположность антропоцентризму христианская антропология основывается на христоцентризме, т.е. на учении о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — Божественной и человеческой.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — фундаментальный способ бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.
ДУХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — принцип предельной интеграции человеческой реальности; представляет собой следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных максим как внутреннего “категорического императива”, принятие ценностей родового бытия человека как своих собственных.
ДУХОВНОСТЬ — родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовность — это либо сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом, либо с демоническими силами; не бывает духовности “вообще”.
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ — высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщении собственной самости; духовное бытие — это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.
ДУША — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
ДУШЕВНОСТЬ — характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.
ИНДИВИД— человек как представитель рода, рассматриваемый со стороны природных свойств; телесное бытие человека.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.
ЛИЧНОСТЬ — целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность — субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.
ОБЩЕНИЕ — один из способов социальной жизни людей; сложный, многогранный процесс взаимодействия, включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.
ОБЪЕКТ— внешне противостоящие субъекту предмет или явление, на которые направлена его познавательная или предметно-практическая деятельность.
ОБЪЕКТИВНОСТЬ — действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; соответствие человеческих знаний объективной действительности, беспристрастность, непредвзятость.
ОБЪЕКТНОСТЬ — естественнонаучная установка в познании;
взгляд на мир человека как на мир предметов и вещей.
ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ— совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.
ПАРАДИГМА ГУМАНИТАРНАЯ— исследовательский подход, связанный с признанием самоценности единичного события; в изучении развивающихся объектов (человек, общество) реализуется принцип единства истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного; гуманитарное знание всегда персоналистично.
ПАРАДИГМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ — принцип организации научного исследования и способ интерпретации его результатов по критериям их проверяемости, воспроизводимости и неизменности; естественнонаучное знание объектно, беспристрастно и непредвзято.
ПСИХИКА — системное свойство высокоорганизованной материи (на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, в построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ— направление психологии, исходящее из признания ценности каждой человеческой личности; полагает человека способным к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей, самоосуществлению.
ПСИХОЛОГИЯ ДУХОВНАЯ — раздел психологии, изучающий становление субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни.
ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ — методологическая парадигма, ориентированная на нормы и познавательные средства естествознания; объясняет явления душевной жизни причинами естественно-природного характера.
ПСИХОЛОГИЯ ОПИСАТЕЛЬНАЯ— методологическая парадигма, ориентированная на ценности гуманитарного знания, на понимание душевной жизни человека во всей ее полноте, целостности и внутренней связности.
ПСИХОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ— методологическая парадигма, определяющая формы, методы и техники работы психолога с внутренним миром, с сознанием человека.
ПСИХОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ (Психология человека) — отрасль психологии, изучающая субъективную реальность человека, принципы и законы ее существования, организации и развития.
ПСИХОТЕХНИКА — совокупность средств, способов, приемов и методик работы психолога с психикой другого человека или со своей собственной; мастерство регуляции и управления психическими процессами.
РАЗУМ - высший уровень субъектного бытия человека; способность анализировать и обобщать явления внешнего и внутреннего мира; форма и способ существования предметно-практической, общественной и познавательной деятельности человека.
РЕФЛЕКСИЯ — родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности.
СО-БЫТИЕ — объект и источник развития субъективной реальности; исторически меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различенной самобытности каждого, входящего в эту общность.
СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ — фундаментальная категория психологии и педагогики развития субъективности в онтогенезе, фиксирующая онтологические основания жизни и деятельности человеческих объединений.
СОЗНАНИЕ — интегративный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, актуального сознания, самосознания, рефлексивного сознания.
СУБЪЕКТ— человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
СУБЪЕКТИВНОСТЬ — базовая категория антропологической психологии, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии.
СУБЪЕКТНОСТЬ — социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость — субъектность есть очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ — категория, фиксирующая высшую ступень духовного развития человека; проявляется в полном осознании смысла своей жизни, в знании своей причастности миру, в ощущении духовного единства с Универсумом.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН — прижизненно формирующееся объединение психологических и нейрофизиологических структур на основе и с целью достижения жизненных целей человека.