Способности человека —деятельное выражение субъектности
Основным определением человека как субъекта являются его способности. Внутреннее родство понятий “субъект” и “способности” состоит в их общей отнесенностик деятельности человека, к способам ее осуществления. “Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности”. С.Л.Рубинштейну принадлежит заслуга разработки основных положений психологии способностей, которые в дальнейшем были развиты работами отечественных психологов.
Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-нибудь деятельности.Под способностями понимают свойства или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. При объяснении природы способностей необходимо рассматривать их в связи с “родовыми” свойствами человека, которые не сводятся к природным свойствам, а имеютобщественно-историческую сущность.
Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков.Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками.
Задатки как природные особенности человеканеспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, онимногозначны и могут реализовываться в различных типах способностей.Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой субъективности, задатки преобразуются и изменяются; они обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его становления именно как человеческого существа. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого общества; собственно человеческая психология, специфически человеческие способности у них так и не складывались.
Однако и вне органической природы человека, его телесности становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых для них условиях. При этом психическое развитие человека и обезьяны происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам. Это и понятно, поскольку у них были разными исходные органические предпосылки развития.
Природа индивидуальных и родовых способностей человека — общая. Их единой нейрофизиологической основой являются, по А.А.Ухтомскому, функциональные органы, складывающиеся прижизненно.Способности — наиболее явно выраженные функциональные органы человека, сформированные на основе органических предпосылок. К родовым характеристикам человека относят егоспособность к труду, к рефлексии, к общению с помощью языка, к саморазвитию, т.е. те характеристики, которые присущи специфически человеческому способу жизни.
Способности в строгом понимании родственны способам деятельности, точнее жизнедеятельности, есть производное от способа взаимосвязи человека и мира. “Все специальные способности человека, — писал С.Л.Рубинштейн, — это в конце концов различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению. Способности человека — это проявления, стороны его способности к обучению и к труду”. Это так называемые общие или родовые способности человека.
Из единой природы способностей и родовых характеристик человека вытекает определениеструктуры способностей. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Поэтому “ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций”. С этой точки зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов действий или операций.
При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны. Освоение знаний и умений предполагает наличие способностей; формирование способностей к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений и знаний. Способности развиваются и совершенствуются в том, что делает человек.
“Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Интеллектуальные способности формировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее; художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства”.