Семинар 5 (темы 10, 11, 12, 13). Психологическое обеспечение управления
Развитием персонала
Цель: конкретизировать знания студентов в понимание основных социально-психологических механизмов развития управления организацией.
Тема доклада: Средства и способы психологического обеспечения управления развитием.
Вопросы для обсуждения:
1. Психология принятия управленческих решений.
2. Психология конфликта и способы его разрешения.
3. Психология переговорного процесса.
4. Средства и способы психологического обеспечения управления развитием.
Литература:
Основная:
1. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
2. Красовский Ю. Руководитель принимает решение. - М., 1987.
Дополнительная:
3. Битянова М.Р. Социальная психология. Учеб. Пособие. - М., 2001.
4. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993.
5. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991
6. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие. - М., 1995.
7. Управление персоналом: Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. – М.:ЮНИТИ, 2002.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
"ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем занятий | Всего | Аудиторные занятия | Самост. работа | Виды контроля | ||
Лекц | Семин. зан. | Лаб. зан. | ||||
Тема 1. Управление в системе развития общества | ||||||
Тема 2. Теоретические основы социальной психологии управления | ||||||
Тема 3. Социальная организация как объект психологии управления | ||||||
Тема 4. Руководство и лидерство в организации | ||||||
Тема 5. Психологические особенности административных ресурсов в управлении | ||||||
Тема 6. Психологические особенности процесса планирования управления | ||||||
Тема 7. Психологические особенности процесса организации и реализации управления | ||||||
Тема 8. Психологические особенности процесса контроля в системе управления | ||||||
Тема 9. Управленческое взаимодействие | ||||||
Тема 10. Психология принятия управленческих решений | ||||||
Тема 11. Психология управления конфликтом | ||||||
Тема 12. Общение в системе управления. Психология переговорного процесса | ||||||
Тема 13. Психологическое обеспечение управления развитием персонала | ||||||
ИТОГО | Э |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
"ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"
Очно-заочная форма обучения
Наименование разделов и тем занятий | Всего | Аудиторные занятия | Самост. работа | Виды контроля | ||
Лекц | Семин. зан. | Лаб. зан. | ||||
Тема 1. Управление в системе развития общества | ||||||
Тема 2. Теоретические основы социальной психологии управления | ||||||
Тема 3. Социальная организация как объект психологии управления | ||||||
Тема 4. Руководство и лидерство в организации | ||||||
Тема 5. Психологические особенности административных ресурсов в управлении | ||||||
Тема 6. Психологические особенности процесса планирования управления | ||||||
Тема 7. Психологические особенности процесса организации и реализации управления | ||||||
Тема 8. Психологические особенности процесса контроля в системе управления | ||||||
Тема 9. Управленческое взаимодействие | ||||||
Тема 10. Психология принятия управленческих решений | ||||||
Тема 11. Психология управления конфликтом | ||||||
Тема 12. Общение в системе управления. Психология переговорного процесса | ||||||
Тема 13. Психологическое обеспечение управления развитием персонала | ||||||
ИТОГО | Э |
Примечание. По окончания курса по данной дисциплине пишется реферат и сдается экзамен. Вместе с тем по данной дисциплине поощряется написание курсовых и квалификационных работ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ДИСЦИПЛИНЫ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"
Изучение дисциплины "Психология управления" направлено на то, чтобы:
- научить будущего психолога ориентироваться в научно психологических концепциях психологии управления, корректно ставить и решать научно- исследовательские и практические задачи;
- сформировать готовность студента к использованию теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины, для прохождения практических курсов «Практикум по организационной психологии и психологическому консультированию», «Психология рекламы », «Технология ведения переговоров», «Практикум по психологическому обеспечению орг. структур» и т.д.
- на основе накопленных теоретических знаний, навыков научно- исследовательской работы и информационного поиска подготовить психолога к пониманию им социально-психологической работы в области организационной психологии и психологии управления.
Организационно-методические указания.Дисциплина "Психология управления" является одной из ключевых в системе профессиональной подготовки специалиста–психолога, как в сфере различных организаций, так и в сфере социальной работы. Преподавание данной дисциплины должно основывается на современных достижениях отечественной и зарубежной психологической науки.
Успешное овладение учебным материалом основывается на знаниях, приобретенных студентов по другим дисциплинам, особенно в области социальной психологии, психологии развития, психологии личности и групп.
На изучение дисциплины отводится 120 часов учебного времени, из них для студентов очной формы обучения отведено 60 часов на аудиторные занятия и 60 часов на самостоятельную работу, а для студентов очно-заочной формы обучения отводится 24 часа на аудиторные занятия и 96 часов на самостоятельную работу. Дисциплина задает теоретические знания по психологии управления, которые реализуются в спецкурсах и практикумах по специализации, где практические занятия - основной вид учебных занятий, на которых отрабатываются навыки эффективной работы практического психолога в организациях.
Обучение студентов рекомендуется проводить в составе учебной группы. Основными видами занятий являются лекция и семинар.
На лекциях обучение организуется путем последовательного введения студентов в историю становления представлений и теорий психологии управления, а также теоретическим знакомством с основными современными концепциями. Основное внимание необходимо уделять раскрытию учебного материала, связанного, прежде всего, с предстоящей деятельностью психолога как консультанта в сфере психологии управления, а также психосоциальной практики. Лекции должны носить проблемный характер, должны быть построены по принципу введения в проблемы, и предполагать сосредоточение усилий студентов на их самостоятельной работе по изучению рекомендованной литературы.
Семинарские занятия проводятся по наиболее значимым темам курса. Для повышения активности студентов на семинарских занятиях целесообразно применять дискуссии и метод анализа конкретных ситуаций для адекватного понимания конкретных явлений и ситуаций, возникающих в ходе реальной жизнедеятельности студентов и профессиональной деятельности будущего специалиста. Особый фокус внимания в ходе семинарских занятий - обучение будущего психолога ориентироваться в системе и динамике групповых процессов организации, грамотно ставить и решать научно-исследовательские и практические задачи.
Необходимо также, в силу имеющихся кино и видео материалов, практиковать демонстрацию в ходе занятий учебных и специально подобранных к темам занятий отрывков из художественных кинофильмов и произведений. При этом, преподавателю необходимо комментировать просмотренный материал и затем организовать обсуждение соответствующей темы занятий.
Особую роль в успешном овладении дисциплины играет самостоятельная работа студентов. Время, отведенное на самостоятельную подготовку, должно использоваться в целях формирования культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы, привития студентам навыков в самостоятельном изучении программного материала, навыков научно-исследовательской работы и информационного поиска, закрепления и углубления знаний, а также для подготовки к очередным занятиям и экзамену по дисциплине.
В ходе изучения дисциплины предусмотрено написание студентом научного реферата по одной из предложенных преподавателем теме или выбранной студентом самостоятельно, но согласованной с преподавателем.
С целью улучшения усвоения программы дисциплины во внеучебное время необходимо организовывать обсуждение проблемных вопросов дисциплины в рамках научного кружка студентов. Лучшие научные рефераты, написанные студентами в процессе изучения дисциплины, могут быть представлены на обсуждение в рамках научного кружка.
Текущий контроль успеваемости, качества самостоятельной работы студентов осуществляется посредством устных опросов и других форм по усмотрению преподавателя.
Изучение дисциплины заканчивается экзаменом. В вопросах экзамена должен содержаться весь комплекс проблем, которые были рассмотрены в ходе занятий курса. В экзаменационных билетах целесообразно предусмотреть проблемные вопросы, связанные с практической деятельностью психолога в организации.
Знания, умения и навыки, приобретенные студентами в ходе занятий в вузе по дисциплине, углубляются в ходе производственной, а также научно- исследовательской практиках.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"
1. | История, предмет и методы психологии управления. |
2. | Традиционные теории управления. |
3. | Управленческие отношения. |
4. | Парадоксы и противоречия психологии управления. |
5. | Менеджер как основное звено системы управления. Отличие менеджера от предпринимателя. |
6. | Понятия бизнеса, менеджмента, предпринимательства. |
7. | Лидер и менеджер. Виды власти (способы влияния руководителя на подчиненного). |
8. | Социально-психологический портрет современного руководителя. |
9. | Социально-психологический портрет современного бизнесмена. |
10. | Имидж руководителя и его слагаемые. |
11. | Принципы создания и воздействия имиджа руководителя. |
12. | Основные функции и организационные формы бизнеса. |
13. | Роль психологии управления в бизнесе. |
14. | История представлений об управлении. |
15. | Основные подходы к управлению в 20-м столетии. |
16. | Определение и функции управления. Принципы эффективного управления. |
17. | Традиционные и современные теории управления. |
18. | Понятие социальной организации. Основные характеристики организации. |
19. | Разновидности организационных структур. |
20. | Организационная культура как интегральная характеристика организации. |
21. | Национальные аспекты в организационной культуре. |
22. | Малая социальная группа как социально-психологическая единица организации. Управление различными малыми группами. |
23. | Групповая динамика и ее использование в сфере управления. |
24. | Понятия руководства и лидерства: различия и сходство. |
25. | Стили руководства: традиционный и современный подходы. |
26. | Факторы эффективного руководства. |
27. | Формы и принципы управленческого общения. |
28. | Управление межличностным конфликтом в организации. |
29. | Типы поведения в конфликтной ситуации и управление поведением. |
30. | Управление переговорным процессом. |
31. | Способы преодоления деструктивной переговорной тактики. |
32. | Процесс принятия управленческого решения. |
33. | Сущность и основные функции кадрового менеджмента. |
34. | Мотивация работников как фактор эффективного управления. |
35. | Социально-психологические проблемы маркетинга. |
36. | Психологические проблемы рекламы и управление поведением. |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ДЛЯ СТУДЕНОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"
1. | История отечественной психологии управления. |
2. | История зарубежной психологии управления. |
3. | Организация как объект психологии управления. |
4. | Совместная деятельность как предмет социально-психологического изучения. |
5. | Социально-психологический анализ нормативного поведения руководителя в организации. |
6. | Психология власти. |
7. | Психологический анализ структуры управленческой деятельности. |
8. | Психологические особенности деятельности руководителя. |
9. | Ролевой конфликт в управленческой деятельности. |
10. | Психологические особенности планирования в управленческой деятельности. |
11. | Психологические особенности организации управления. |
12. | Психологические особенности контроля в управлении. |
13. | Лидерство в малых группах. |
14. | Стили руководства. |
15. | Коммуникация в организациях и ее основные характеристики. |
16. | Психологические особенности процессов принятия управленческих решений. |
17. | Психологические особенности управленческого взаимодействия. |
18. | Психологические методы управления. |
19. | Механизмы управленческого воздействия. |
20. | Ценностные ориентации руководителя и их влияние на управленческую деятельность. |
21. | Социально-психологические характеристики успешного руководителя. |
22. | Совершенствование социально-психологического климата коллектива. |
23. | Психологические особенности поведения руководителя. |
24. | Психологические особенности поведения персонала. |
25. | Деятельность консультанта по управлению персоналом. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"