Упражнения личностного роста
Без маски
Цель. Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности Я.
Инструкция. Каждый из вас получит карточку с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки вы должны продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, вам придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я ...»
«Верю, что я ...»
«Мне бывает стыдно, когда я ...»
«Особенно меня раздражает, что я ...» и т.п.
Принятие себя
Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.
Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.
Обсуждение – в парах или тройках.
Рисунок Я
Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.
Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится.
Выставка работ, обсуждение.
Прошлое, Настоящее, Будущее
Цель. Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.
Инструкция. Сейчас мы походим по комнате, и выберем себе место для индивидуальной работы. Наша работа будет состоять из трех этапов.
1 этап. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза вспомните себя в прошлом. Кто вас окружает?… Кто вы?… К чему стремитесь?… Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте свои ощущения. Побудьте в них до тех пор пока вы почувствуете, что готовы вернуться, когда это произойдет, можете открыть глаза.
Мы побывали в своем прошлом. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали. Кто вас окружал? Как они действовали на вас? Кто были вы? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей? Абсолютно не важно умеете ли вы рисовать или нет, самое главное что за этим изображением стоит ваша реальность и вы знаете, что это значит.
На выполнение этого задания отводится 7-10 минут. Затем предлагается отложить работу. Лучше если участники немного отдохнут, предлагается выложить свои работы в центр комнаты по кругу походить и посмотреть на работы. После чего участникам предлагается вновь вернуться на свои места.
2 этап. Давайте сядем и расслабимся, почувствуйте свое тело, положение рук, ног, головы, удобно ли вашим мышцам. Каждый из вас находится в своем настоящем. Как вам здесь? Кто теперь вас окружает? Кто вы? К чему стремитесь? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что осталось по-прежнему? Зафиксируйте в себе то, что вы почувствовали. Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте свои ощущения. Побудьте в них до тех пор, пока вы почувствуете, что готовы вернуться, когда это произойдет, можете открыть глаза.
Мы в своем настоящем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали. Кто вас окружал? Как они действовали на вас? Кто были вы? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей?
На выполнение этого задания также отводится 7-10 минут. Затем работы откладываются. Участники отдыхают, рассматривают работы.
3 этап. А сейчас переместимся в будущее: а кто здесь вас окружает, может быть появился кто-то новый, может быть кто-то исчез? Кто вы теперь? К чему вы стремитесь? Чем занимаетесь? Запомните свои ощущения, и те картинки, что вы увидели. Постарайтесь запомнить их. Сейчас вы можете посмотреть на них, если вы почувствуете, что готовы вернуться открывайте глаза.
Мы побывали в своем будущем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски – отобразите то, что вы увидели, почувствовали будущее.
Давайте устроим галерею, разложим наши работы на полу по кругу. Походим по комнате и познакомимся с работами других авторов.
Далее – обсуждение по кругу.
Колесо жизни
Цель. Планирование своего будущего, обучение целеполаганию.
Инструкция. Каждый из вас сейчас получит рисунок. Это колесо жизни, которое состоит из 8 секторов.
Рис. 14
Колесо жизни
Сектора(ключевые области):
Семья (любовь, отношения)
Работа (карьера, бизнес, учеба)
Здоровье
Творчество
Общение
Хобби (увлечения, спорт, путешествия)
Вещи («домашний очаг»)
Деньги.
Подпишите каждый сектор. На каждом отметьте, на сколько процентов, по вашим ощущениям, заполнена данная область вашей жизни.
К примеру, если Вы считаете, что здоровье у Вас на 40 %, так и отмечайте на колесе, отсчитывая примерно 40 % от центра, и отсекайте жирной линией и штрихуйте. Если работой вы удовлетворены на 70 %, так и проводите черту на 70 % и т.д. Будьте честны по отношению к себе. Отнеситесь к этому процессу творчески. Это только рисунок. И всё можно изменить. Также, как можно перерисовать этот рисунок, можно изменить и рисунок жизни. Но для того, чтобы начать менять свою жизнь, необходимо определиться с точкой отсчета. Той точкой, в которой вы находитесь сейчас и откуда делаете свой первый шаг в будущее. Независимо от того, какой у вас возраст, как вы жили до сегодняшнего дня.
У каждого из вас получится свой рисунок. Именно на этом колесе вы едете по жизни. И чем оно у вас «квадратнее», тем больше трудностей и переживаний в вашей жизни. Насколько сильно вы ушли от реальной формы колеса? Примерно настолько вас потряхивает и в жизни, путем всевозможных переживаний, депрессий, болезней или еще чего-нибудь. Если у вас какая-то область выражена очень сильно, а остальные только в зародыше, то это повод задуматься. Представьте себе, как такое колесо катится – на нем далеко не уедешь.
Я предлагаю вам сейчас сделать то, что 90 % людей никогда в своей жизни не сделают. Я предлагаю вам дополнить свою жизнь и сделать её такой, какая она должна быть для вас, такой, какую вы себе хотите!
Домашнее задание. Лучше всего завести тетрадку с красивой и толстой обложкой и назвать её «Дневник успеха» или как-нибудь ещё ободряюще! Отведите в своей тетрадке на каждую ключевую область минимум по 1, а лучше по 2 страницы. Напишите, что именно вам не хватает, например для того, чтобы здоровье было 100 %. Прямо по пунктам: первое, второе, третье. А в карьере? Может вам не нравиться сама работа. Пишите то, чем вы на самом деле хотели бы заниматься. Вещи. Какую марку машины вы хотели бы водить. А где жить – в квартире или в особняке?
Пишите, не стесняйтесь. Не бойтесь мечтать! Не думайте сейчас, как именно вы всего этого достигните! Пишите, что вам не хватает, чтобы чувствовать себя на 100 % счастливым.
Когда все закончите, просмотрите, что вы написали и перенесите себя в мечтах в то время, когда все это у вас уже есть. Возможно, вам что-то не нравилось в вашей жизни, но вы не могли понять что. Теперь вы знаете.