Основные стили руководства группой
Авторитарный | Демократичный | Попустительский |
Все аспекты политики определяет руководитель | Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений | Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя |
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель | В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей | Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть |
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель | Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы | Руководитель никак себя не проявляет |
Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать | Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много | Деятельность членов групппы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий |
Личностные черты группового тренера (Вачков И., 2008):
ü концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
ü открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость, терпимость;
ü эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
ü аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
ü энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
ü уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
ü уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
ü богатое воображение, интуиция;
ü высокий уровень интеллекта
Виды компетентности тренера (Кроль Л.М., Михайлова Е.Л., 2002):
1. техническая компетентность – умение трансформировать цель, поставленную перед тренером (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения, применить их практически;
2. межличностная коммуникативная компетентность – развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей;
3. контекстуальная компетентность – владение социальным контекстом, в котором существует профессия; иными словами, тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом;
4. адаптивная компетентность – способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры;
5. концептуальная компетентность – владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика;
6. интегративная компетентность предполагает умение давать информированные профессиональные оценки (в том числе относительно собственной работы), мыслить в логике профессии, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты так, как это принято в данной профессии.
Супервизорство (наставничество) – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом (Вачков И., 2008).
Балинтовские группы (по имени основателя – М. Балинта) – группы, объединяющие тренеров с целью проработки в кругу коллег своих чувств к участникам тренинга (Вачков И., 2008).
Рис.6
Инвестиционный парус по созданию тренинга
Табл.3