Основные стили руководства группой

Авторитарный Демократичный Попустительский
Все аспекты политики определяет руководитель   Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя  
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель   В процессе дискуссии опре­деляются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы Руководитель никак себя не проявляет
Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо пока­зать Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много Деятельность членов групп­пы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий

Личностные черты группового тренера (Вачков И., 2008):

ü концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

ü открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость, терпимость;

ü эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

ü аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

ü энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

ü уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

ü уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

ü богатое воображение, интуиция;

ü высокий уровень интеллекта

Виды компетентности тренера (Кроль Л.М., Михайлова Е.Л., 2002):

1. техническая компетентность – умение трансформировать цель, поставленную перед тренером (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения, применить их практически;

2. межличностная коммуникативная компетентность – развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей;

3. контекстуальная компетентность – владение социальным контекстом, в котором существует профессия; иными словами, тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом;

4. адаптивная компетентность – способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры;

5. концептуальная компетентность – владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика;

6. интегративная компетентность предполагает умение давать информированные профессиональные оценки (в том числе относительно собственной работы), мыслить в логике профессии, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты так, как это принято в данной профессии.

Супервизорство (наставничество) – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом (Вачков И., 2008).

Балинтовские группы (по имени основателя – М. Балинта) – группы, объединяющие тренеров с целью проработки в кругу коллег своих чувств к участникам тренинга (Вачков И., 2008).

Рис.6

Инвестиционный парус по созданию тренинга

Основные стили руководства группой - student2.ru

Табл.3

Наши рекомендации