Зачем нам нужны наши проблемы

Теперь, когда вы так или иначе узнали свою проблему, на­звали ее по имени и записали в дневник, давайте выясним, чем она нам помогает, чем мешает. Для этого выполним та­кое упражнение.

Упражнение состоит из трех частей. На выполнение пер­вой понадобится 20 мин. (Поставьте будильник, чтобы об этом не думать.) Вы уже сами знаете, когда вы работаете лучше — когда расслаблены или, напротив, сосредоточены. Выберите сами любой вариант. Если же для вас эффективным оказался прием «театр», то используйте его перед началом работы, что­бы «увидеть» то, что потом надо будет записать.

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. Сле­ва напишите: «Что я благодаря этому имею» или «Пре­имущества». Можете поставить «+» —все равно что, важ­но, чтобы для -вас это точно выражало положительные стороны наличия у вас проблемы. Слева напишите: «Что теряю» или «Почему же мне так плохо» или поставьте «-». Здесь будут записаны отрицательные стороны. Отложите этот лист. Возьмите новый лист бумаги и в течение 20 мин, вперемешку, как при­ходит в голову, запишите на нем все мыслимые и немыслимые, самые дикие и странные, преимущества и отрицательные стороны наличия про­блемы, то, в чем она помогает и в чем мешает вам жить. Не контролируй­те себя! Самое главное условие — пишите все, что приходит вам в голову, и так, как оно приходит.

Закончили? Давайте прежде всего посмотрим на ваши взаимоотношения со временем: уложились ли вы в отведенный срок или вам его не хвати­ло. А может быть, вы «иссякли» на первых ми­нутах, где-то в самом начале? Если вы перестали работать по звонку будильника, но чувствуете, что вам еще есть что сказать, — продол­жите столько времени, сколько хотите. Заметьте, сколько еще Семени вам понадобилось, какие чувства вы испытывали, когда писали, что было сигналом к окончанию работы. Часто это бывает связано с тем, что снимаются «остатки» сопротив­ления. Посмотрите на свои записи и на то, как сформулиро­вана ваша проблема. Может быть, теперь вы захотите дать ей другое, еще более конкретное, точное имя?

Если вы бросили работу в самом начале, подумайте о том, где вы остановились. О чем была эта запись — о преимущест­вах или недостатках? Что вы после этого почувствовали? Пус­тоту? Ничего не приходило в голову? Или необъяснимое бес­покойство, может быть, даже страх? Все это свидетельствует о том, что сопротивление действует еще очень сильно, но вы все ближе и ближе подходите к своей проблеме. Вам необхо­димо еще работать, чтобы снять этот, пользуясь термином К.С. Станиславского, «зажим». А может быть, все дело в вашем состоянии. Сегодня, буквально только что, произошло собы­тие, оживившее вашу проблему, сделавшую ее особенно бо­лезненной (в общем, вам наступили, и наступили сильно, на «любимую мозоль»). Тогда понятно, почему ничего не полу­чилось. Ведь защитные механизмы включаются без промедле­ния, автоматически, и их действие тем сильнее, чем ближе травмирующее событие. Подумайте о связи того, о чем вы писали (и о чем не смогли написать, сказать даже себе), с тем, что случилось у вас совсем недавно, может быть, сегодня, с тем, что вы сегодня переживаете, чувствуете. Возможно, вам надо на некоторое время отложить выполнение упражнения (но, надеюсь, не навсегда). Знаете, что некоторые операции врачи не делают в период обострения? Вот так и здесь. Само­познание, самоанализ требуют, чтобы, условно говоря, «боль была привычной, но не острой».

Следующая часть упражнения.

Вы берете два чистых листа. На один выписываете все плюсы, которые вы имеете от существования проблемы, на другой — все минусы. Ничего нельзя исправлять и из­менять, можно лишь убирать повторы. Записывайте все под номерами.

Чего получилось больше — плюсов или минусов? Для примера — запись уже известного нам Игоря. Пробле­ма, которую он сформулировал на этой стадии работы: «Я все время чувствую, что хуже других, и боюсь, чтобы кто-то ешб это не узнал». Надо сказать, что преимуществ, как он гово­рил, неожиданно для него самого оказалось больше, чем от­рицательных сторон. Я приведу лишь первые пять: 1) это чув­ство позволяет ладить почти со всеми, избегать острых углов; 2) заставляет работать; 3) я не должен принуждать себя, мне не нужна сила воли, хватает страха; 4) могу некоторые неуда­чи «списать» на сильное волнение; 5) позволяет мне выгля­деть серьезным и ответственным.

Отрицательных моментов он отметил всего четыре. При­веду их полностью: 1) я волнуюсь и расстраиваюсь из-за ерун­ды; 2) избегаю всех людей и событий, где мои способности могут быть проверены; 3) часто чувствую себя никому не нуж­ным; 4) боюсь риска.

Обратите внимание. За время занятий Игорь научился быть конкретным. Почти все, что он говорит, он выражает в фор­мах поведения. У него нет фраз типа: «Это мешает мне жить», «Это помогает мне жить».

Надо сказать, что многие, так же как и Игорь, с удивле­нием обнаруживают, что выгоды от существования пробле­мы едва ли не больше, чем ущерба. А как обстоят дела у вас? Что вы нового узнали из этой части упражнения? Внима­тельно прочтите еще раз все написанное и сделайте выводы. Запишите их.

Третья часть упражнения. Наконец-то мы вернулись к пер­вому листку, тому самому, который разделен на две части. То, что мы сейчас будем делать, блестяще сформулировал Гете: «От природы мы не обладаем ни одним недостатком, который не мог бы стать добродетелью, и ни одной добродетелью, ко­торая не могла бы стать недостатком».

Сейчас вы должны показать отрицательные стороны пре­имуществ существования проблемы и, напротив, пози­тивные стороны того, что вам мешает.

Вот небольшой фрагмент из того, как это сделал Игорь. Из положительного списка. Отрицательная сторона положи­тельного: «Позволяет ладить почти со всеми...» — часто чув­ствую себя униженным из-за того, что глотаю обиду, не могу ответить как следует. «Заставляет работать...» — часто полу­чается, что занимаюсь тем, что можно не делать, и не остается времени на то, что интересно. Из отрицательного списка. Положительные черты: «Волнуюсь и расстраиваюсь из-за пус­тяков» — лучше узнаю жизнь, потому что для меня в ней нет Щелочей. «Чувствую себя никому не нужным...» — заставляет быть внимательным к людям, добиваться их хорошего ко мне отношения.

Что же делать с проблемой?

Теперь, внимательно перечитав то, что записано на этом листке, вы можете гораздо лучше понять, какие именно по­требности у вас не удовлетворены, чему именно служит ваша проблема. Но не только это. Выполняя данное упражнение вы сделали важный шаг в самопознании, поняв на собствен­ном опыте справедливость банальной формулы насчет достоинств как продолжения недостатков (или наоборот). Но, как известно, банальность — то, что нам говорят другие, истина наше подлинное знание — то, что мы открываем для себя сами. Почему так важен этот шаг? Потому что благодаря ему мы получаем12-й ключ:

Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я владею, — и хорошее, и плохое — часть моего «Я». Все это важно для меня, служит моим по­требностям.

Отсюда и то, о чем надо думать: чему это служит? Насколько мешает мне? Насколько мешает другим людям? И главный вопрос: как я могу удовлетворить свои потребности, желания (уверяю вас, они совершенно такие же, как у любого другого человека, — все хотят, чтобы их любили, уважали, все хотят иметь чувство собственного достоинства и быть уверенными в себе), не прибегая к помощи того, что мне так мешает?

Подумайте об этом. Для того чтобы вам было легче, може­те использовать любой из трех приемов, с которыми познако­мились, когда выдвигали цели. Теперь вы уже знаете, какой подходит именно вам. Можете использовать и такой прием. Представьте себе кого-то из ваших знакомых — желательно, чтобы это был сверстник, — поведение которого вызывает у вас уважение. Понаблюдайте за тем, как он ведет себя. По­пробуйте понять, что именно в его поведении вызывает ува­жение к нему. Представьте, как бы вели себя в этих же ситуа­циях, проанализируйте, чем различается ваше и его поведе­ние. Теперь, когда вы кое-что узнали и поняли, можете перейти в область воображения. Вообразите себя и его в каких-то очень важных, значимых для вас ситуациях. Как обычно ведете себя вы (вам это не нравится?) и как он (а это вам нравится, вызы­вает уважение?). Конечно, вам ни в коем случае не надо его копировать, он — это он, а вы — это вы, но почему бы не «примерить» кое-что в его поведении на себя? Помните: «Я беру свое добро там, где его нахожу» — мы уже приводили эти слова Мольера. Возможно, вы что-то сможете заимствовать у своего сверстника, естественно, переложив и перекроив это на свой размер, на свой лад.

Каким бы приемом вы ни пользовались, ваша задача — составить как можно более длинный список, перечень того, как вы можете вести себя (не чувствовать, не думать, а имен­но вести) по-новому, так, чтобы это, с одной стороны, удов­летворяло ваши желания, потребности, стремления, а с дру-рдд _ не давало пищи для того, чтобы еще больше разбухала ваша проблема. Другими словами, чем может быть заменено поведение, в основе которого лежит проблема. Еще раз под­черкну:новые формы поведения должны быть не просто други­ми или, допустим, более ценными, почитаемыми со стороны окружающих, они должны удовлетворять ваши важнейшие по­требности, но делать это так, чтобы это не мешало вам жить, чтобы вы не чувствовали себя несчастным и неудачником.Только в этих случаях на основе этих новых форм поведения разовьются свойства личности, полноценные, которые вытес­нят проблему, станут полноправной частью вашего «Я».

Не надо только думать, что вы не справитесь, у вас не по­лучится. Составьте этот список из совершенно разных форм поведения. Отнеситесь к этому, как к эксперименту. Вы же считаете, что ваша жизнь не совсем удачна, считаете себя не­счастливым. Так почему бы не изменить это (отметьте, я не написала «попытаться», «попробовать», нет — именно изме­нить)?

Составили? Теперь давайте прибегнем кмысленному экс­перименту — это когда все совершается в уме, и проверим, насколько вам подходит такое поведение. Это наше следую­щее упражнение.

Выберите из всего, что вы написали, две-три наиболее привлекательные для вас формы поведения (пусть даже вам кажется, что для вас они недоступны) и «примерьте» их к себе. Представьте разные ситуации и то, как именно вы в них себя ведете. Чем больше будет таких ситуаций, тем лучше. Вам понравилось? Нет? Выберите другие. Тоже не нравятся? Это для вас неестественно? Все будут думать, что вы притворяетесь?

Я открою вам небольшой секрет. Между тем, как человек сам воспринимает себя, и тем, как его воспринимают другие, существует довольно большое различие и одновременно большое сходство. Различие в том, что люди склонны преувеличивать внимание к себе со стороны других людей (конечно, не только и далеко не только в этом, но сейчас нас интересует именно эта сторона различия). Обычно окружающие не так уж внимательны к тому, как мы себя ведем, часто они замечают изменения с опозданием, когда накапливается уже много впечатлений, и тогда с удивлением, как только что открывшееся, замечают: «Кольку-то будто подменили». А Кольку-то никто не подменял. Он сам изменился, и стал изменяться до. вольно давно, только этого не замечали, пока впечатлений от этого не стало столько, что была пройдена критическая точка. А сходство в том, что другие во многом (хотя и не во всем) воспринимают наше поведение так же, как мы сами (конеч­но, и сходство не только в этом, но именно это для нас сейчас важно). Мы «заражаем» их или, выражаясь более изысканно, «транслируем» им свое состояние. Поэтому если мы сами ис­пытываем неудобство от новых форм поведения, если не ос­воили, не присвоили их, то и другие люди будут чувствовать неестественность нашего поведения. Поэтому ваша задача -как можно лучше привыкнуть к новым формам поведения, а для этого проиграйте их в уме как можно более развернуто, в самых разных ситуациях.

Для того чтобы выбрать, какие из новых форм поведения вам больше всего подходят, и одновременно лучше их осво­ить, давайте выполним еще одно упражнение. Оно называет­ся «перевертыши». Примерно это мы уже делали, когда иска­ли в плохом хорошее, а в хорошем плохое. Сейчас мы сделаем следующее.

Возьмем те новые формы поведения, которые больше всего вас привлекают (не более пяти), и представим каж­дую из них как очень неудачную. Представим все самое плохое, к чему она может привести. Не тормозите вооб­ражение, дайте ему свободно увидеть все ужасы, к кото­рым все это может привести. Спрашивайте себя: а что может быть еще страшнее? а еще? еще ужаснее? И так до тех пор, пока вы не почувствуете, что вам просто смешно, или не поймете, что ничего особо страшного здесь быть не может. Если же вы действительно чувст­вуете страх, то лучше выберите что-нибудь другое, а к этому вернетесь потом.

Поиграйте в «перевертыши» и с конечным результатом, которого вы хотите добиться. Например, вы считаете, что ваша проблема в том, что время уходит на суету, вместо того чтобы заниматься чем-нибудь серьезным. Желаемый результат — тра­тить время только на то, что важно. Переверните его, поду­майте о всех минусах, к которым может привести это реше­ние (например, «жизнь станет совсем скучной», «я потеряю много друзей»). Сопоставьте эти минусы с теми, которые про­явятся, если вы не только не измените свое поведение, но доведете его до логического конца (в нашем случае — цели­ком отдадитесь суете). Теперь, когда вы и то, и другое довели до абсурда (или до логического завершения, как вам больше нравится), может, вы скорректируете ваше решение, сделаете его более реалистичным?

После того как вы отберете новые формы поведения, кото­рые вы хотите освоить, делайте дальше все так же, как это мы делали при достижении цели, с одной, весьма существенной, разницей. Там основным показателем был критерий объек­тивный. Помните, сколько сил и времени мы потратили на его поиски? Здесь тоже важно анализировать, как это все по­лучается в реальности, но основным критерием должно стать ваше переживание, чувство удовлетворения или неудовлетво­рения. Помните ключ «Верьте своим чувствам»? Сейчас са­мое время использовать его.

Что делать, если не получается...

И еще два очень существенных момента, которые надо учи­тывать, когда хочешь изменить себя. Они важны во всех слу­чаях, но я говорю об этом именно здесь, потому что именно здесь это особенно трудно.

Первое— надо быть готовым к трудностям, неприятностям и неудачам {какое бы еще мерзкое слово найти?) — в общем, к тому, что происходит при очередном решении заняться утренней заряд­кой.

Первые три дня с энтузиазмом, а потом... впрочем, все знают, что бывает потом. Естественно, что, когда речь идет о новых формах поведения, изменении подхода к жизни, стиля жизни, трудности возрастают во сто крат. Относитесь к этому спокойно, но с достоинством, так, как к попыткам при прыж­ках в высоту. Не получилось? Ну что же. А если разбежаться по-другому? Не думайте, что вы один такой безвольный и, н\ Да, конечно, невезучий и несчастный (вот радость-то, можно использовать любимые слова и почувствовать себя в родном, пусть неказистом убежище). Нет людей, которые не сталкива­лись с трудностями. И нет ничего более трудного, чем изме­нять себя. Но нет ничего и более важного, если мы хотим принести пользу и другим людям, и самим себе, хотим гордиться собой и чтобы другие нами гордились, уважали и любили нас. Важно знать, что впереди будут трудности. Ждать их. Но ждать — это не значит заранее переживать и бояться. Ждать — это значит думать о том, как с этим лучше справиться как преодолеть возникшие трудности. Мне хотелось бы в этой связи привести небольшую выдержку из книги П. Вайнцвайга: «Чтобы ощутить себя свободным в успехе, надо уметь чувствовать себя свободным и в неудаче.» Но самопоражеиец (правда, очень выразительное наименование того, кого мы нежно и одновременно стыдливо называем неудачником - А. 77.) не обладает достаточно высокой самооценкой, для того чтобы отважиться на испытания и ошибки, которые могут воз­никнуть на пути к успеху. Исполненный гордыни, самопораженец страшится критического мнения окружающих. Будучи трусом в душе, он с легкостью сдается в борьбе... С прибли­жением любого испытания или события, чреватого сложнос­тями, самопораженец теряет покой, а значит, и терпение, не­обходимое для настоящих достижений»*.

Итак, надо знать, что трудности неизбежны, быть готовым к ним и, встретившись с ними, не впадать в панику или в уют­ное состояние ничегонеделания, а преодолевать их. Сказать это. конечно, просто...

Вы заслуживаете уважения, поскольку не только прин ли ответственное и важное решение — изменить свою жи: -ь, самого себя, но и многое сделали для этого. Неужели вы о-зволите сейчас каким-то трудностям сбить вас с пути?

Еще один, чисто технический прием, который поможет сам бороться с трудностями. Если вы чувствуете, что ничего не получается и надо все бросить (или так уж получилось само собой, даже незаметно для вас), потратьте еще немного времени на самоанализ. Только делайте его не сразу, а отсроченно, допустим, через неделю.

Найдите и запишите ответы на такие вопросы: когда это случилось? после чего? что послужило непосредственной причиной этого? После того как вы ответите из вопросы, составьте список своих удач. Да-да, именно удач, того, что вам удалось, пусть это кажется совсем мелочью сегодня, но все же она может рассматриваться как удача. Сосредоточьтесь на удачах. Замечу, забегая вперед, что вообще полезно делать, чтобы привлечь к себе Госпожу Удачу. Каждый день составляйте список того, что вам удалось и что еще нужно сделатьвместо длинного перечня, что не получилось, не успели и не смогли. Увидите, что удача окажется к вам гораздо благосклоннее, чем раньше. Со­ставив список удач, достижений, посмотрите на него внимательно и подумайте о том, сколько времени вы на это потратили, скольких сил вам это стоило, какого труда. Сравните это с причиной, которая заставила вас бросить занятие, посмотрите, что перевесит.

Мой опыт подсказывает, что обычно удачи оказываются более весомыми. Я от всей души надеюсь, что так будет и у вас. Вы найдете, как можно преодолеть трудности, найдете какие-то новые способы и пойдете дальше. Ведь вы уже знае­те, что такое удача, почувствовали вкус победы. Неужели вы откажетесь от этого?

Второе. Это не очень приятно писать, но я вынуждена ска­зать вам, что глубокая внутренняя проблема в чем-то похожа на злокачественную опухоль, метастазы которой проникают во многие личностные образования. Поэтому ее нельзя побе­дить сразу. Будьте готовы к длительной и сложной работе над собой. Самое главное — вы хотите и уже умеете распознать ее действие и знаете, что победить ее можно не запретами («Я никогда больше...», «Ни за что на свете...») и не самобичева­нием («Я сам во всем виноват...», «Я просто плохой человек...»), а тем, что то, что делает сейчас эта проблема, будут делать полноценные личностные образования. Грубо говоря, тщесла­вие заменится на гордость, суетливость на активность, нере­шительность на осмотрительность, а неуверенность в себе сме­нится уверенностью. Но до этого еще очень большой путь. Пожалуйста, помните об этом. Используйте на этом пути все, чему вы уже научились на первых этапах нашей работы. Но не ру­гайте себя за срывы и не требуйте от себя совершенства. И если, потратив много сил и времени на борьбу с собственной обидчи­востью, вдруг вновь почувствуете, что обижаетесь, не думайте, что все было напрасно. Подумайте, разве есть люди, которые никогда не обижаются? Откажитесь от подхода по принципу: «Хочу журавля в небе, никаких синиц не хочу» по отноше­нию, по крайней мере, к оценке собственного поведения, лич­ностного роста." Срыв не означает, что все было напрасно, и относиться к нему надо так же, как мы с вами уже научились (я очень на это надеюсь) относиться к ошибке. Конечно, сры­вы очень неприятны. И не надо заглушать в себе эти неприят­ные переживания, не надо отвлекаться от них, не надо вымещать их на других. Испейте эту чашу, но не затягивайте, не превращайте чашу в море и не купайтесь в отрицательных переживаниях. Скажите себе: «Да, мне сейчас очень горько. Еще минут 15 я позволю себе сильно переживать. Но через 15мин я должен взять карандаш и записать, чему меня научил этот срыв». Через 15 мин, если вы не сможете успокоиться, прибегните к технике расслабления. Помимо уже известной вам можно порекомендовать такую технику.

Сядьте спокойно в удобной позе. Кстати, знаете, в чем разница между привычной и удобной позой? Удобная поза — это та, которая почти не требует мускульного напряжения. Поэтому если вы привыкли сидеть, сжавшись в клубок и подвернув под себя ноги, это сейчас нам не подойдет. Поэтому сядьте свободно, пусть ваше теле обмякнет (как это сделать, вы знаете). Главное — отсутствие мышечного напряжения, чувство комфорта.

Теперь начинайте глубоко дышать через нос. Дышите медленно, ощущая вдох. Закройте глаза. Продолжайте медленно, спокойно дышать. Атеперь подумайте о чем-то очень приятном для вас. Это может быть песок пляжа или море, шум травы, мелодия. Если неприятные переживания будут отвлекать вас от этих мыслей, не прогоняйте их, но сами продолжайте думать о притягательном, приятном. Представляйте, например, как мело­дия звучит с разных сторон, на разных инструментах. Или как играет в листве солнечный луч. А для кого-то, может быть, это будет не образ, а просто ощущение тепла или света. У каждого — по-своему. Важно только одно: когда ощущение приятного борется с отрицательными эмоциями, победа зависит от того, насколько это ощущение будет живым, движу­щимся. Его очень трудно удержать, если оно статично. Когда вы почувст­вуете, что успокоились и отдохнули, посидите еще несколько минут, сна­чала с закрытыми, а потом с открытыми глазами.

Ну а потом возьмите в руки карандаш или микрофон и запишите, чему полезному вас научил этот срыв. Что нового вы узнали благодаря ему о себе, о своей проблеме? Как вы дальше будете действовать? А главное — помните, мы об этом договаривались с самого начала? — не забывайте о чувстве юмора, о свободном, немного отстраненном, слегка ироничном отношении ко всему, чем мы занимаемся.

И еще один нашключ — 13-й я хочу вам дать в заключение этого раздела —не старайтесь,Э. Шостром, автор книги «Человек-манипуля­тор», приводит в этой связи высказывание Алан Уоттса: «Меня всегда приводил в восхищение закон обратного усилия. Иногда я называю его «обратным законом». Когда вы стараетесь остаться на поверх­ности воды, вы тонете; но когда вы стараетесь утонуть, вы плаваете»*. И далее Э. Шостром пишет: «Уоттс говорит о том, что чем больше мы стараемся в некоторых ситуациях, тем более, как оказывается, мы терпим неудачу. Есть некоторые цели, которые никогда не могут быть достигнуты путем ак­тивного стремления. Мы, в частности, обнаруживаем это в психотерапии, где чем больше стараешься вести себя опреде­ленным способом, тем скорее терпишь неудачу». Попроще и полегче. В своей книге Э. Шостром говорит о двух типах лю­дей добавим, крайних типах — манипуляторе, которого он определяет «как личность, эксплуатирующую, использующую и/или контролирующую себя и других в качестве вещей... в целях самозащиты», и актуализаторе — «личность, которая принимает себя и других как личностей или субъектов с уни­кальным потенциалом, выразителем его актуального Я». «Каж­дый человек, — пишет Э. Шостром, — ...манипулятор, но он также и актуализатор». Важнейшим фактором оказывается то, что у него есть постоянный выбор — свобода выбирать одно или другое. Под свободой мы понимаем не только простую свободу от контроля со стороны других, но скорее свободу актуализироваться. Свобода — это выбор и ответственность, взятая за стиль выражения, который мы используем... Актуа­лизатор осознает, что жизни вовсе не требуется быть серьез­ной игрой, но она скорее родственна танцу. Никто не выиг­рывает и не теряет в танце — это процесс... Важно радоваться процессу жизни, а не достижению целей жизни. Поскольку актуализирующиеся люди признательны самому деланию ради него самого, они рады процессу достижения некоторого мес­та в той же степени, как и самому достижению... Они умеют устроить поистине радостную игру, или танец, или представ­ление из самой тривиальной, рутинной действительности. Ак­туализатор поднимается и опускается вместе с приливами и отливами жизни и не принимает ее с мрачной серьезностью. Манипулятор же, с другой стороны, видит жизнь, как крыси­ные бега, и воспринимает ее настолько серьезно, что часто является кандидатом в неврастеники».

Я привела эти довольно длинные цитаты для того, чтобы подчеркнуть —по эту сторону психологического барьера мы свободны, у нас есть выбор, в том числе и выбор стиля пре­одоления своих проблем. И мы сами можем решить, преодо­левать ли нам их, играя, «танцуя», или с унылой серьезнос­тью, уподобляясь Сизифу, принужденному вечно волочить в гору свой камень, свою проблему.

Часть 111

ПОЛЮБИТЬ СЕБЯ

Наши рекомендации