Укажите особенности внимания, памяти и мышления ребенка при поступлении в школу.
5. Мише (1 год 3 месяца) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.
Укажите стадию и закономерности развития речи в данном возрасте.
Работа в микрогруппах:Смоделируйте ситуацию.
Инструкция: Вы являетесь организатором круглого стола для родителей и студентов, по теме «Ребенок как объект психологического и педагогического исследования».
Составьте план проведения круглого стола (темы, цели, задачи проведения таких мероприятий, инструментарий исследований, эффективность).
5.4. Итоговый контроль знаний:
Тесты
1. В каком возрасте начинается процесс развития психики
1) школьный возраст
2) младенчество
3) раннее детство
4) пренатальном
2. Как называется явление, когда различные сферы психики развиваются с различной скоростью?
1) пластичность и возможность компенсации
2) возрастной кризис
3) преемственность психического развития
4) гетерохронность психического развития
3. Выберете возрастные периоды во время которых возникают выраженные резкие переходы (кризисы) в развитии детей
1) переход от раннего детства к дошкольному
2) переход от младенческого возраста к преддошкольному
3) переход от дошкольного возраста к школьному
4) переход от подросткового возраста к ранней юности
4. Литические кризисы наблюдаются в
1) 11 лет
2) 17 лет
3) 3 года
4) 7 лет
5. Чувствительный период, когда меньшими усилиями может быть сформулировано определенное психическое качество называется…
1) кризисным периодом
2) психологическим периодом
3) психическим периодом
4) сензитивным периодом
6. Деятельность, которая определяет наибольшие успехи в развитии познавательных процессов, называется…
1) ведущим видом деятельности
2) ведущим видом общения
3) ведущим видом личности
4) ведущим видом контактирования
7. Социальная ситуация развития человека это –
1) совокупность условий, в которых совершается развитие человека
2) совокупность внешних условий, в которых совершается развитие человека
3) совокупность внутренних условий развития человека
4) состояние внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа
8. Ведущая деятельность в преддошкольном детстве (по Д.Б. Эльконину)
1) учебная
2) предметно-манипулятивная деятельность
3) сюжетно-ролевая игра
4) интимно-личностное общение
9. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину)
1) предметно-манипулятивная деятельность
2) сюжетно-ролевая игра
3) интимно-личностное общение
4) учебная
10. Ведущая деятельность младшего школьника (по Д.Б. Эльконину)
1) учебная
2) сюжетно-ролевая игра
3) учебно-профессиональная деятельность
4) общение
11. Ведущая деятельность подростка (по Д.Б. Эльконину)?
1) учебная
2) интимно-личностное общение
3) учебно-профессиональная деятельность
4) общение
12. Ведущая деятельность в ранней юности (по Д.Б. Эльконину)
1) учебная
2) интимно-личностное общение
3) учебно-профессиональная деятельность
4) общение
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия
Задание 1.Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний?
А.З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.
Б.Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».
Задание 2.Прочитайте пословицы.
Яблочко от яблони недалеко падает.
Умел дитя родить, умей научить.
Сын то мой, а ум него свой.
Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их правильность с точки зрения научной психологии.
Задание 3.Прочитайте определения понятий.
1.Возраст - это то, сколько лет прожил человек.
2.Социальная ситуация развития - это условия жизни, в которых живёт ребёнок.
Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Соотношение обучения и психологического развития учащегося
2. Уровень развития ребенка и его возможности в самообучении и самовоспитании
3. Сравнительный анализ различных периодизаций психического развития.
4. Понятие нормы в психическом развитии.
5. Методы изучения психического развития детей.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
Обязательная:
1. Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах: учебник. -М.: ВЛАДОС, 2008г.-
2.Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. -М.: Юрайт, 2011г.-
3. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. -М.: Академпроект, 2010г.-
4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. -М.: Высшее образование, 2009г.-
5.Маклаков А.Г. Общая психология: учебное пособие. -СПб.: Питер, 2010г.-
Дополнительная:
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. -М.: Гардарики, 2006г.-
2. Романцов М.Г. Педагогические технологии в медицине: учебное пособие. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007г.-
3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. -СПБ.: Питер, 2006г.-
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др.- М.: Академия, 2008г.-
5. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер.
Электронные ресурсы:
1. ЭБС КрасГМУ
2. Медиатека
3. БД МедАрт
4. Ресурсы Интернет