Влияние типа интерпретационных схем субъекта на адекватность понимания невербального поведения

Взаимосвязь между типом психологической интер­претации невербального поведения и успешностью ре­шения различных социально-перцептивных задач стала предметом рассмотрения в этой части изучения способ­ности личности к адекватному пониманию невербально­го поведения. Были сопоставлены показатели типов сложившихся интерпретационных схем с показателями успешности решения социально-перцептивных задач. Математическая обработка данных осуществлялась сле­дующим образом. В матрицу показателей были введе­ны индексы рангов «вкладов» каждого участника экс­перимента в организацию общегрупповьгх показателей структуры способностей к адекватному пониманию невербального поведения и индексы рангов «вкладов» в описанные выше типы интерпретационных схем.

Матрицы данных составлялись для группы руково­дителей и студентов отдельно, так как эти группы от­личаются типами ведущих интерпретационных схем и количественными показателями соотношения подсис­тем способностей.

Рассмотрим результаты корреляционного анализа данных группы руководителей. В табл. 37 отражены связи между индексами рангов «вкладов» каждого ис­пытуемого-руководителя в общегрупповую успешность решения задач, диагностирующих уровень развития трех подсистем способностей, и индексами рангов «вкладов» в типы интерпретационных схем невербаль­ного поведения.

В результате анализа интерпретационных схем ру­ководителей были определены их структурные, содер­жательные характеристики и наиболее типичные соче­тания психологических значений невербального поведения. Они следующие: 1) интеллектуально-воле­вой, статус, роль; 2) формы взаимодействия — дей­ствия; 3) эмоции — отношения; 4) качества личности — эмоционально-оценочные суждения. В табл. 37 первые три показателя соответствуют трем подсистемам спо­собностей, последующие — типам интерпретационных схем.

Результаты корреляционного анализа демонстриру­ют ряд связей между типом интерпретационных схем и уровнем успешности решения задач, демонстрирую-

Развитие и формирование способности к психологической интерпретации и пониманию невербального поведения

щих определенную подсистему способностей. Тип ин­терпретационной схемы — «формы взаимодействия» (5) с показателями успешности решения различных социально-перцептивных задач, типы интерпретацион­ных схем — «интеллектуально-волевой, статус, роль» (4), «эмоции — отношения» (6) коррелируют только с задачами, диагностирующими способности к адекватно­му пониманию индивидуального невербального поведе­ния. Типы интерпретационной схемы — «качества лич­ности — эмоционально-оценочные суждения» (7)

Таблица37

Матрица корреляций показателей успешности решения

социально-перцептивных задач и индексов типов

интерпретации невербального поведения

(руководители — 120 человек)

Номера Номера показателей
названия показателей
1 «Индивидуально-индикативная» под­система способностей 1,00 0,18 -0,09 0,25 0,36 0,45 0,10
2 «Интерактивно-регулятивная» под­система способностей 0,18 1,00 -0,16 -0,04 0,35 0,05 0,16
3 «Элементы-сравне-ние» подсистемы способностей -0,09 -0,16 1,00 -0,12 0,25 -0,08 -0,27
4 «Интеллектуально-волевой статус, роль» — тип интерпретации 0,25 -0,04 -0,12 1,00 -0,01 0,04 0,15
5 «Формы взаимодей­ствия — действия» — тип интерпретации 0,36 0,35 0,25 -0,01 1,00 0,01 -0,03
6 «Эмоции — отноше­ния» — тип интерпре­тации 0,45 0,05 -0,08 0,04 0,01 1,00 0,21
7 «Качества личности — эмоционально-оценочные суждения» — тип интерпретации 0,10 0,16 -0,27 0,15 -0,03 0,21 1,00

отрицательно коррелируют с показателями успешнос­ти решения задач, диагностирующих уровень развития способности к установлению связей между различны­ми элементами невербального поведения. Наиболее ин­тенсивные связи наблюдаются между показателями успешности решения задач, диагностирующих уровень развития способности к адекватному пониманию инди­видуального невербального поведения (1), и типом ин­терпретационных схем — «эмоции — отношения» (6).

На основе коэффициентов корреляционных связей между показателями успешности решения социально-перцептивных задач и индексов типов интерпретацион­ных схем можно сделать следующие выводы:

Во-первых, среди руководителей наиболее успешно решают все виды социально-перцептивных задач те, которые могут интерпретировать невербальное поведе­ние не только как показатель психологических харак­теристик личности, но и как показатель социально-пси­хологических процессов, разворачивающихся в группе, диаде (формы взаимодействия, взаимоотношения).

Во-вторых, руководители, у которых интерпретаци­онные схемы включают, главным образом, психологи­ческие значения «эмоции», «отношения», «интеллекту­ально-волевые процессы», более успешно решают задачи на установление связей между индивидуальным невербальным поведением и психологическими харак­теристиками личности, чем задачи на невербальную ин­теракцию.

В-третьих, руководители, у которых в структуре ин­терпретационных схем преобладает подсистема «каче­ства личности — эмоционально-оценочные суждения», решают социально-перцептивные задачи менее успеш­но, чем руководители с другими типами интерпретаци­онных схем. Личностно-оценочный тип интерпретации оказывает отрицательное воздействие на решение со­циально-перцептивных задач, диагностирующих способности к установлению связей между элементами невербального поведения, к созданию целостного обра­за на основе психологического содержания отдельных элементов невербального поведения.

Из результатов корреляционного анализа также сле­дует, что в «новых» условиях общения (предъявления социально-перцептивных задач) наиболее успешно бу­дут справляться с решением социально-перцептивных задач те руководители, которые владеют социально-психологическим уровнем анализа невербального пове­дения, и менее успешно те, у которых развит преиму­щественно психологический анализ невербального поведения.

Корреляционный анализ данных группы руководи­телей показал также, что личностно-оценочный тип интерпретации отрицательно влияет в «новых» услови­ях общения на адекватность понимания невербального поведения. Иными словами, социально-перцептивные образования, сформировавшиеся в результате общения и деятельности субъекта, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на успешность решения со­циально-перцептивных задач. Если учесть также тот факт, что ведущими типами интерпретационных схем руководителей-«производственников» являются такие типы, ядро которых состоит из психологических значе­ний: интеллектуально-волевые процессы, действия, ста­тус, роль, а центральным моментом ведущих интерпре­тационных схем руководителей-«общественников» являются личностно-оценочные суждения, то можно считать, что более высокое развитие у них способнос­тей к адекватному пониманию индивидуального пове­дения по сравнению с уровнем развития способностей к адекватному пониманию невербальной интеракции определяется не только общими тенденциями в форми­ровании способностей, но и детерминируется «запросами» деятельности, ведущими критериями оценки дру­гого человека.

Таким образом, адекватность понимания невербаль­ного поведения, как и содержание интерпретационных схем, опосредовано развитием личности руководителя как субъекта общения и совместной деятельности Сле­довательно, и направления в развитии способностей к адекватному пониманию невербального поведения за­даются не только объективными обстоятельствами — формальными, содержательными, функциональными характеристиками самого невербального поведения, но и критериями оценки личности, сформировавшимися в связи с ее жизнедеятельностью.

В целом количественные показатели коэффициентов корреляций указывают на то, что отмеченные связи являются достоверными, статистически значимыми и вместе с тем не настолько интенсивными, чтобы мож­но было утверждать, что в «новых» условиях общения ранее сложившиеся социально перцептивные образова­ния (интерпретационные схемы) жестко предопределя­ют успешность решения социально-перцептивных задач.

В табл. 38 приведены коэффициенты корреляций между успешностью решения социально-перцептивных задач студентами и индексами типов интерпретацион­ных схем невербального поведения. Результаты корре­ляционного анализа данных групп студентов показыва­ют, что отсутствуют как значимые положительные, так значимые отрицательные связи между успешностью решения социально-перцептивных задач и типом сло­жившихся интерпретационных схем.

На основе результатов корреляционного анализа можно говорить о возникновении некоторых тенден­ций взаимосвязей между успешностью решения соци­ально-перцептивных задач и типом интерпретационных схем.

Так, показатели успешности решения задач, диагно­стирующих уровень развития способностей к адекват­ному пониманию невербальной интеракции, способно­стей к регуляции отношений с помощью невербального поведения (1), имеют положительные связи с типом интерпретационной схемы, ядром которой являются психологические значения формы взаимодействия, действия, статус, роль (5) Этот же тип интерпретаци­онной схемы коррелирует положительно с успешнос­тью решения задач, диагностирующих уровень разви-

Таблица38

Матрица корреляций показателей успешности

решения социально-перцептивных задач и индексов

типов интерпретации невербального поведения

(студенты — 61 человек)

Номера Номера показателей
названия показателей
1 «Интерактивно-            
регулятивная» под- 1,00 0,12 0,01 -0,05 0,12 -0 09
система способностей            
2 «Индивидуально-            
индикативная» под- 0,12 1,00 -0,21 0,05 -0,10 0,03
система способностей            
3 «Элементы-сравне-            
ние-мимико-индика-тивная» подсистема -0,21 1,00 0,08 0,14 -0,10
способностей            
4 «Эмоционально-            
отношенческий тип -0,05 -0,05 0,08 1,00 -0,34 -0 50
интерпретации            
5 «Формы взаимодей-            
ствия — действия» — 0 12 -0,15 0 14 -0 34 -0,05
тип интерпретации            
6 «Интеллектуально-            
волевые процессы — качества личности -0 09 0 03 -0 10 -0 50 -0 05 1 00
оценки»            

тия способностей к установлению связей между эле­ментами невербального поведения, к созданию целост­ного психологического образа

В студенческом возрасте влияние ранее сформиро­вавшихся результатов социально-перцептивной дея­тельности на адекватность понимания невербального поведения менее интенсивное, чем в группе руково­дителей Вместе с тем как в группе руководителей, так и в группе студентов наблюдается одна и та же особен­ность Лица, у которых развит социально-психологичес­кий анализ невербального поведения, т е они рассмат­ривают личность не только как субъект действий, переживаний, но и как субъект общения, решают более адекватно различные социально-перцептивные задачи.

Таким образом, индивидуально-типологические раз­личия в успешности решения социально-перцептивных задач можно объяснить, если рассматривать ситуацию их предъявления как модель изменяющихся условий общения, как ситуацию, новую для субъекта познания. В таком контексте границы адекватности понимания, индивидуальные отклонения от общих тенденций реше­ния социально-перцептивных задач будут задаваться не только объективными обстоятельствами общения (фор­мальными, содержательными, функциональными ха­рактеристиками социально-перцептивных задач), но и ранее сформировавшимися у субъекта социально-пер­цептивными образованиями

Интенсивность воздействия содержания интерпрета­ционных схем субъекта познания на адекватность понимания невербального поведения не является вели­чиной постоянной Воздействие содержания интерпре­тационных схем субъекта познания на адекватность понимания увеличивается или уменьшается под влия­нием различных факторов Среди них одно из первых мест занимают «фазы жизненного пути» человека, со­пряженные с его возрастом, общением, деятельностью

С переходом к новым условиям общения, с появлени­ем однозначных критериев оценки личности, опосредо­ванных деятельностью, увеличивается интенсивность влияния содержания интерпретационных схем, кото­рые сформировались в контексте этой деятельности, на адекватность понимания невербального поведения Этот вывод подтверждают как результаты исследования студентов, так и руководителей.

Наши рекомендации