Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
Для того чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей дошкольного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам, необходим определенный набор методик, который называется "стандартизированным комплексом психодиагностических методик". Данный комплекс позволяет не только определить уровень развития познавательных процессов, но и сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам.
Там, где установить стандартную систему оценок трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предлагаются иные, нестандартные способы оценки.
В стандартизованном комплексе психодиагностических методик представлены методики диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи
В каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных.
Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.
Показатели — баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пяти-шестилетнего возраста. Результаты предложенных тестов оцениваются по десятибалльной шкале.
В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка
Как изучить эмоциональную сферу ребенка? Не будем забывать, что на первых ступенях жизни он непосредствен, открыт в выражениях своих переживаний. Воспользуемся этим.
На начальных этапах реакции ребенка на внешний мир носят преимущественно двигательный характер, затем начинают протекать на фоне переживания удовлетворенности или неудовлетворенности, выражаясь через улыбку или беспокойство.
Такие особенности эмоций ребенка, как нерасчлененность, слитность, многообразие, подвижность, вызывают определенную трудность в изучении эмоциональной сферы. Поэтому ее рекомендуется изучать в деятельности или через деятельность, в ходе исследования познавательных процессов, поведения личности ребенка в целом.
Следует напомнить нормативные показатели уровня развития эмоций ребенка: 6-7 месяцев - тянется к игрушкам, улыбается им, оживленно реагирует на лицо матери; 8-10 месяцев - положительное отношение вызывают дети его же возраста, реагирует на изменение лиц близких ему людей (улыбка вызывает радость, гримасы -страх, слезы); 1 -1,2 года - дифференцирование относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает), начинает понимать нормы через "можно" и "нельзя", радуется, произнося слова.
Характерная особенность эмоций детей этого возраста - легкая "заражаемость чувствами" других людей на этой основе - формирование сопереживания. Так, плач сверстника вызывает у ребенка слезы. С полутора лет оценка поведения ребенка взрослыми становится источником его переживаний, поэтому он часто пытается заслужить положительную оценку окружающих. В этом возрасте у детей формируется чувство стыда под влиянием порицания взрослых.
К 1,5-2 годам у детей формируются симпатии и антипатии к отдельным людям, закрепляются чувства стыда и огорчения при поступках, вызывающих осуждение со стороны окружающих. В этом же возрасте возникают зачатки интеллектуального чувства в виде любознательности, эстетического - в виде стремления повторить знакомые мелодии, элементы танца, рассматривать иллюстрированные книги.
В 2-3 года у ребенка под влиянием коллективных игр и занятий в детском саду начинают формироваться общественные чувства. В этом возрасте радость и нежность вызывает поведение животных. На дальнейшее развитие интеллектуальных чувств указывает обилие задаваемых ребенком вопросов "что?", "почему?". Продолжают развиваться эстетические чувства; можно наблюдать интерес детей к явлениям природы.
В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся "оказать помощь". В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.
В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными, что в физиологическом плане определяется преобладанием возбуждения над торможением.
В 5-6 лет дети начинают по-разному реагировать на приближение времени поступления в школу: у некоторых это вызывает чувство тревоги, у некоторых - радости (дети любуются школьными принадлежностями, имитируют свои ответы учителю).
Рассмотренные свойства и возрастные особенности эмоций дают возможность говорить о сложности и трудности диагностики. Облегчает решение диагностических задач ориентация на определенные показатели:
1) эмоциональная возбудимость (невозбудимость) личности, о которой судят по тому, какие минимальные возбудители вызывают бурные эмоциональные реакции;
2) неустойчивость (устойчивость) эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;
3) тревожность личности, проявляющаяся в сомнениях, беспокойстве, боязливости;
4) направленность действий, поступков при фрустрациях (на себя, на других, на предметы или ситуации);
5) глубина переживаний.
Диагностика личностных особенностей включает в себя следующие методики.
Десять видов эмоциональной направленности личности по Б.И. Дадонову.
«Ориентационная анкета» Б. Басса в адаптации В. Смейкала и М. Кучера для выявления преобладающей направленности личности на себя, на других и на дело.
«Личностный дифференциал» (ЛД) Бажина и Эткинда для определения значимых оценок (самооценок) личности, особенностей отношений личности со значимым социальным окружением. Шкалы: Уровень самоуважения, Развитость волевых сторон личности, Экстравертированность.
Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой для оценки сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Шкалы основных регуляторных процессов: Планирование, Моделирование, Программирование,
Оценивание результатов; Шкалы регуляторноличностных свойств: Гибкость, Самостоятельность.
Диагностика толерантности как устойчивости личности.
Опросник описания уверенности в себе Рейзаса.
Шкала общей самоэффективности Р. Швацера и М. Ерусалема.
Опросник саморефлексии телесного потенциала Г.В. Ложкина и А. Ю. Рождественского.
Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова-Бочавер.
Опросник диагностики застенчивости Ф. Зимбардо.
Тест диагностики застенчивости А.Б. Белоусова и И.М. Юсупова.
Опросник социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной.
Шкала самомониторинга М. Снайдера.
Опросник «Человек и природа» Э.А. Альнера и М.К. Семенова для диагностики мировоззренческого, когнитивно-аффективного и поступочного компонента экологического сознания личности.
Понятие психологической защиты. Исследования проявлений защитных механизмов. Проявление работы защитных механизмов в проективных методиках.
Индекс жизненного стиля Р. Плучека, Г. Келлермана, Г. Конте для диагностики защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия.
Методика «Копинг-поведение» Э. Хайма для определения когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой.
Психологические автобиографии как способ получения сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути человека, отношения к прожитому и особенностях антиципации.
Опросник «Психологические затруднения» Т.Л. Романовой для экс-пресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми). 126
Шкала субъективного благополучия измеряет уровень психоэмоционального самочувствия человека, связанное с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами.
Диагностика чувства юмора.
Проблема и диагностика одиночества. Шкала одиночества Д. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона.
Страх смерти и танатаническая тревога как беспредметный и нелокализованный страх смерти. Диагностика страха и отношения к смерти.
Шкала Страха смерти Дж. Бойяра.
Шкала тревожности по поводу смерти Д. Темплера.
Методика «Метафоры личной смерти» Дж. МакЛеннана.