Виды мышления. Интуиция. Креативность.

Мышление - это ВПФ, процесс познават. д-ти индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Рубинштейн: «Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях».

Виды мышления (А.Г. Маклаков)

  1. По форме:

а) наглядно-действенное - сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами (сознание конкретного материального продукта);

б) наглядно-образное - мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти;

в) абстрактно-логическое - мышление в форме абстрактных понятий, логических конструкций (отвлеченные понятия и рассуждения).

  1. По характеру:

а) теоретическое, которое делится на понятийное и образное;

б) практическое, которое делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

· Понятийное - это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов к какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

· Образное - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы, которые непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно решить задачу.

Рубинштейн: «Наглядное мышление и мышление теоретическое многообразными способами переходят друг в друга. Различие между ними относительно; оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Они явл. равно адекватными способами познания различных сторон объективной действительности».

  1. По степени развернутости:

а) аналитическое;

б) интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малоосознанностью.

Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Фрейд: «Это скрытая в глубинах бессознательного первопричина творческого акта». Это необходимый, внутреннеобусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задач. Интуиция трактуется и как специфицеская способность, и как целостное охватывание условий проблемной ситуации, и как мех-м творческой деятельности.



  1. По степени новизны:

а) репродуктивное

б) продуктивное.

Также выделяют:

1) реалистическое - правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным и аустическое - связанное с уходом от действительности во внутренние переживания, оно продолжает иллюзии, а не истины, логическое несоответствие действительности;

2) непроизвольное и произвольное;

3) конвергентное - связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ и дивергентное (творческое) - порождение оригинальных творческих идей.

4) Критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей и творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Это есть креативность.

Исследованием креативности занимались Гилфорд, К.Халл, Р.Томпсон и др. Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Согласно Маслоу - творческая направленность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Изучение факторов творческих достижений ведется в 2-х направлениях: 1) анализ жизненного опыта и индивидуальных особенностей творческой личности - личностные факторы; 2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы креативности: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении, необычность высказываний, стремление к интеллектуальной новизне и прочее.

29. Черты личности. Факторный подход к изучению личности.

Теория Кетгела исходит из теории черт и на этой основе строится личностный профиль. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты/ структура к-ых формирует сущность Л-и. Черты представ-ют собой относительно постоянные тенденции реагировать определ. образом в разных ситуациях и в разное t. Л-ть - совокупность черт, позволяющих предсказать повед-е ч-ка в данной ситуации. Черта отвечает за наблюдаемое повед-е, за его регулярность и согласованность. В струк-ре Л-и выделяет: 1) поверхностные - внешнепеременные, неустойчивые черты, сопутствующие друг другу в ряде поведенческих актов. 2) исходные - более стабильные, важные, дают более глубокую оценку поведения и опред-ся только методом факторного анализа;

постоянство в поведении ч-ка. Основополагающая структура Л-и образована примерно 16-ю исходными чертами, сочетание этих черт дает определенный психологич. профиль. Исходные черты можно разделить на 2 подтипа - в завис-ти от их источника; 1) конституциональные - 1-ся из биологич. и физиологич. данных индивидуума; 2) черты, сформулированные окруж. средой. По функциональному признаку черты делятся на: 1) динамические черты, обеспечивают активность достижения цели (Л-ть, стремящаяся к власти). 2) черты способности - обеспечивают эффективность достижения цели (музыкальные способности, интеллект). 3) черты темперамента - связаны с конституциональным фактором и проявляются в скорости, в энергичности, эмоц. реактивности.Также черты делятся на общие и уникальные. Теория Айзенка построена по иерархическому признаку и включает описание трехфакторной модели структуры Л-и. Существует 3 суперчерты или типа Л-и, к-ые оказывают мощное влияние на поведение (с верхними и нижними пределами): 1) интроверсия - экстроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм - сила суперэго. Кажд. суперчерта сост. из нескольких составных черт (> поверхностных), к-ые в свою очередь состоят из многочисленных привычных реакций, а те в свою очередь из множества специфич. реакций. Айзенк развил идею: что наследуемый фактор обуславливает различие людей по параметрам реактивности автономной НС, по параметрам скорости и прочности условных реакций. Диспозициональная теория Л-и Олпорта: Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуации. Поведение ч-ка относительно стабильно с течением t-и и в разнообразных ситуациях. Разнообраз. стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции. Многие ситуации, воспринимаемые ч-ком как равнозначные, дают толчок к Т-ю определ. черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения. Черты устойчивы и генерализованны. Черта обеспечивает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особ-ти нашего поведения. Критерии черт Л-и: 1) черта Л-и - это не только номинальное обозначение, она реальна. 2) она является более обобщенным качеством, чем привычка (чистить зубы, стираться - это привычка, а опрятность - это черта). 3) она является движущим, определяющим элементом поведения. 4) она лишь относительно не зависима от остальных черт. Существуют общие черты (измеряемые, узаконеные) - присущие какому-либо количеству людей в пределах данной культуры и индивидуал. черты (морфологические) - такие хар-ки индивидуума, к-ые не допускают сравнений с другими людьми. Он назвал индивид, черты индивид-ми диспозициями, общие же черты изменили название, став просто чертами Л-и. Он выделил 3 типа диспозиций: 1) кординальные - настолько пронизывают ч-ка, что почти все его поступки можно свести к их влиянию (Дон Жуан). 2)центральные - строительные блоки индивидуальности (пунктуальность, внимательность), в рекомендательных письмах. 3) вторичные - < заметные, < обобщенные, < устойчивые (предпочтения в еде, одежде, и т. д.).

Теория Гилфорда (1959г «Л-ть»). Он рассматривал Л-ть как иерархич. структуру черт. В стр-ре Л-и выделяются 3 сферы: 1) сф. способности; 2) сф. темперамента; 3) гормическая сф. - динамич. черты по Кеттелу. Кажд. фактор он рассматривал как общую функцию, проявляющуюся в поведении. Например, параметр темперамента позитивный-негативный в поведении выступает как фактор уверенности против неполноценности.

30. Межличностный конфликт, его структура, динамика, функции.

Межличностные конфликты представляют собой столкновения интересов двух людей. Социал. Y сосредотачивает свое внимание на 2 вопросах: 1) на анализе вторичных соц.-психологич. аспектов в каждом конфликте (осознание конфликта его участниками); 2) на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфич. соц.-психологич. факторами. Для этого нужно исследовать 4 основные хар-ки конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта. Структура конфликта: 1) конфликтная ситуация; 2) позиции участников (оппонентов); 3) объект; 4) «инцидент» (пусковой механизм); 5) 1-е; 6) разрешение конфликта. В зависимости от того, какую функцию выполняет конфликт (отрицательную или положительную) выделяют: деструктивный конфликт - ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Он чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на Л-и», чем и порождает стрессы. Для него хар-но расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта - «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Разрешение такого конфликта особенно сложно, основной способ разрешения -компромисс - здесь реализуется с большими затруднениями. Продуктивный конфликт

- столкновение касается не несовместимости Л-тей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения - она становится более «легитимной». Он способствует Т-ю элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возм-ти его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы. Если конфликт разрешается цивилизованными способами, а в результате разрешения побеждает правая сторона или, ещё лучше, - обе стороны, то такой конфликт будет конструктивным. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на разных стадиях его 1-я. Конструктивные Функции конфликта по отношению к основным участникам: 1) конфликт устраняет полностью или частично противоречие; 2) он позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем; 3) он позволяет ослабить психич. напряженность участников конфликтной ситуации. 4) служит источником 1-я Л-и и др. Деструктивные функции конфликта: 1) оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) может сопровождаться психологич. и физическим насилием; 3) всегда сопровождается стрессом; 4) это деструкция системы межличностных отношений; 5) формирует негативный образ другого - «образ врага». Стратегия'повед-я в конфликте - ориентация Л-и (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Основные стратегии: 1) соперничество (конкуренция). - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения (наиболее часто применяемая стратегия, в 90% конфликтов); 2) сотрудничество (проблемно-решающая стратегия)- поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. 3) компромисс -предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон; 4) приспособление (уступка) - понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента. 5) избегание (бездействие) - участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы: 1) латентный период (предконфликт) включает этапы: а) возникновение объективной проблемной ситуации (возникновение противоречия между субъектами: их целями, мотивами, действиями), б) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия (понимания необходимости разрешения противоречия), в) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами (убеждением, просьбами); г) возникновение предконфликтной ситуации (конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия). 2) открытый период (конфликтное взаимодействие или сам конфликт): а) инцидент (первое столкновение сторон, проба сил); б) эскалация конфликта (резкая интенсификация борьбы оппонентов); в) сбалансированное противодействие (стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается); г) завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. 3) послеконфликтный период включает 2 этапа: а) частичная нормализация отношений оппонентов (когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте, обостряется чувство вины за свои действия в конфликте), б) полная нормализация их отношений (осознание сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия, преодоление негативных установок, установление доверия).

31. Социальные группы и их основные виды.

Соц. среда предс-ет собой сложно устроенное общество, в к-ом люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, > или < устойчивые соединения, называемые группами(Гр.). К элементарным параметрам любой Гр.-ы относятся: композиция Гр.-ы (или ее состав), структура Гр.-ы (структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций), групп, процессы (динамика групп, жизни), групп, нормы и ценности, система санкций. Так же большую роль играет: 1) Положение индивида в Гр. в качестве ее члена («статус» или «позиция»); 2) «Роль» (например, есть позиция (статус) матери, отца и т.д., если описать набор функций которые «предписаны» группой каждой позиции/ то получим хар-ку матери, отца и т.д.); 3) Система групп, ожиданий (каждый член группы обязательно воспринимается, оценивается другими). Класс-ция группу изучаемых в социальной П. Устойчивые большие Гр.. (Организованные, длительно существующие подобно классам, нациям). Становящиеся малые Гр.. (Они заданы внешними социальными требованиями, но еще не сплочены совместной деятельностью). Развитые малые Гр. - более высокого уровня развития. Большие соц. группы: Через эти Гр. опосредованно осущ-ся воздействие идеологии общества на Y-ю составляющих их людей. Они делятся на: 1) Случайно, стихийно возникшие, достаточно кратко:-но существующие общности (толпа, публика, аудитория, масса). Здесь способны воздействия на людей: заражение, внушение, подражание. 2) Устойчивые соц. Гр., т.е. группы, сложившиеся в ходе историч. Р-я общества, долговые, устойчивые в своем существовании (соц. классы, различ. этнические группы - нации, профессионал. Гр., половозрастные Гр. (молодежь, женщины, пожилые), государства, партии). Они выделяются по профессионал., экономич., религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым признакам. В больших Гр. существуют специфич. регуляторы соц. поведения, которых нет в малых группах: нравы, обычаи, традиции, язык. Малые соц. группы. Немногочисленная по составу Гр. (от 2-3 до 20-30 ч-к), члены к-ой объединены общей соц. Д-ю и находятся в непосредств. личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групп, норм и групп, процессов. Специфич. признак малой Гр. (в отличие от больших групп) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредств. личных контактов, в к-ых реализуются определ. общественные связи и к-ые опосредованы совместной Д-ю. Малую Гр. хар-зует психологич. и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным соц.-психологич. образованием. Сплоченность малой Гр. - одна из .основ, хар-тик уровней ее соц.-психологич. Т-я. Они делятся на:

1)первичные и вторичные (Ч.Кули). К первичным относят семью, друзей, группу ближайших соседей. Хар-зуется непосредственностью контактов. Во вторичных нет непосредствен, контактов, а для общения между членами испол-ся различные «посредники» в виде средств связи, например. Практич. значения эта класс-ция в настоящее t не имеет. 2)формальные и неформальные (Э.Мэйо).В 1ой четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групп, нормами, здесь строго распределены и роли всех членов Гр. (рабочая бригада, школ. класс, спортивная команда). Неформал, группы складываются стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны. Цели таких групп возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных (формал.) организаций. Неформал, группа может создаваться внутри формальной (например, в школ. классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом) и вне ее, и сама по себе (люди на пляже объединяются, чтобы поиграть в волейбол). 3) Референтные и нереферентные (Г.Хаймен). Референтные - часть членов опред. малых Гр. разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Это Гр., в к-ых индивиды не включены реально, но нормы к-ых они принимают. Они находят в референтной Гр. образцы для подражания (ее цели и ценности, норма и формы повед-я, мысли и чувства и т.д.). Нереферентные - такая малая Гр., Y-ия и повед-е к-ой чужды для индивида и безразличны для него. Можно к малой соц. Гр. отнести и коллектив - высокоразвитая малая соц. Гр., в к-ой существует совместная Д-ть, важная не только для ее членов и в к-ой межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности и т.д.

32. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.

Малая соц. группа - немногочисленная по составу группа (от 2 - 3 до 20 - 30 человек), члены которой объединены общей соц. деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоц. отношений, групповых норм и групповых процессов. Специфический признак малой группы (в отличие от большой группы) - общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делая ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Сплоченность малой группы - одна из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Существуют несколько достаточно формальных признаков структуры малой группы:

- структура предпочтений;

- структура власти;

- структура коммуникаций;

- структура групповой деятельности (описание функциий каждого человека группы в этой совместной деятельности);

- эмоциональная структура группы (структура межличностных отношений);

Существует три слоя групповых структур или три уровня развития молой группы или три уровня развития групповой сплоченности:

1. непосредственные эмоциональные контакты

2. ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

3. «ядро» (совместная групповая деятельность и ее цели) Структура малой группы:

На 1-ом уровне (поверхностный слой внутренних отношений) сплоченность выражается развитием эмоц. контактов. "

На 2-ом уровне (ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности.

На 3-м уровне интеграция группы (ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности. Внутригрупповые процессы (динамика групповой жизни) Это такие процессы, которые организуют деятельность группы, рассматривать их нужно в контексте развития группы. К таким процессам относятся:

1. Процесс образования малых групп - сюда м/б отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но итакие психологические механизмы, которые делают группой, например, феномен группового давления на индивидума (феномен конформизма, конформности) - принятие уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Различают внешнюю конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле продолжает ему сопротивляться и внутреннюю - индивид действительно усваивает мнение большинства, это и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Негативизм - индивид сопротивляется давлению группы, демонстрируя независимую позицию/ отрицая все стандарты группы. Петровский А. В. выделяет три типа поведения в малых группах: 1) внутригрупповая внушаемость, то есть бесконфликтное принятие мнения группы, 2) конфликтность - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении, 3) коллективизм - относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

2. Процессы групповой сплоченности, лидерство и принятие групповых решений. Процесс групповой сплоченности - изучается процесс становления групповых норм и ценностей, при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. См. круг Петровского о структуре-малой группы^-Бейвелас:

сплоченность зависит от реализации и операциональных целях группы - это построение оптимальной системы коммуникаций и символических целей группы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям группы. Лидерство - групповое явление/ лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он выдвигается в конкретной ситуации, явление лидерства менее стабильно, сфера деятельности лидера в основном малая группа, лидерство возникает стихийно.

Процесс принятия группового решения. Ему предшествует групповая дискуссия, которая позволяет сталкнуть противоположные позиции и тем самым помоч участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информацией. Если решение инициировано группой/ то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к. оно превращается в групповую норму. Формы групповой дискуссии: 1) совещания 2) «брейнсторминг» («мозговая атака») -для выработки коллективного решения группа ; руководителем на две части:

генераторов идей и критиков; 3) метод синектики (У. Гордон) - метод соединения разнородного.

3. Другой аспект динамических процессов представлен явлением групповой жизни, возникающее при развитии совместной деятельности.

4. Процессы образования коллектива (см. модель Петровского) + выделяем 4-й слой групповой структуры (Г), где фиксируются поверхностные связи между членами группы (способ отношений в наименьшей степени связан с общей деятельностью), где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

33. Межгрупповые отношения.

Изучением занимались Постав Лебон (исследования межгрупповой агрессии); Т. Адарно (исследование негативных установок на другую группу); психоаналитики (исследование враждебности и страха); М.Шериф (1954г) провел эксперимент в американском лагере (4 стадии). На первой подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря U были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй их разделили на две группы, так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения, враждебность не наблюдалась по отношению друг к другу. На 3 стадии была задана различная Д-ть на условиях соревнования; наблюдался рост межгрупповой враждебности; на 4-й - группы были вновь объединены и занялись общей Д-ю;

межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью). Шериф предложил собственно «групповой» подход к изучению межгрупповых отношений: источники межгрупповой враждебности или сотрудничества отыскиваются здесь не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. А. Тешфел 'настаивал на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе, и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Область межгрупповых отношений - это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя 4 основных процесса: 1) социальную категоризацию; 2) социальную идентификацию; 3) социальное сравнение; 4) социальную (межгрупповую) дискриминацию. Агеев говорил о межгрупповом восприятии. Мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия. Межгрупповое восприятие обладает двумя характеристиками: для группы - субъекта восприятия - это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе; относительно группы - объекта восприятия - это «унифицированность», "которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов. Целостность и унифицированность - специфические структурные характеристики межличностного восприятия. Динамические характеристики межгруппового восприятия также отличаются от динамических характеристик межличностного восприятия: межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативность, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование, таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы.

Диапазон возможных сторон, с точки зрения которых воспринимается другая группа, значительно более узок по сравнению с тем, что имеет место в случае межличностного восприятия: образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуации совместно межгрупповой деятельности. Межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия различных групп, так и в своих крайне опосредованных безличных формах, например, через обмен ценностями культуры фольклора и т. п.

Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обуславливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип - явление широкораспространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу, то есть отнести ее к какому-то более широкому классу явлений. В этом качестве стереотип необходим и полезен, поскольку дает относительно быстрое и схематичное знание. Однако, коль скоро стереотип другой группы наполняется негативными характеристиками, он начинает способствовать формированию межгрупповой враждебности, так как происходит поляризация оценочных суждений (особенно проявляется это в межэтнических отношениях). В рамках принципа деятельности было выделено межгрупповое восприятие как специфический социально-психологический предмет исследования в области межгрупповых отношений.

34. Характеристика процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения.

Выделяют 3 стороны общения: 1) коммуникативная - заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная - заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивное - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе этого понимания.

Перцептивная сторона общения.

В 1947 году понятие социальная перцепция было введено Дж. Брунером. Он разработал новый взгляд на восприятие людьми друг друга - социальная перцепция - это процесс восприятия, понимания и оценка социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общества. Варианты социальной перцепции: 1) когда субьектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать: а) другого индивида "своей" группы; б) другого индивида "чужой" группы; в) свою собственную группу; г) "чужую" группу. 2) когда субьектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать: а) своего собственного члена; б) представителя другой группы; в) восприятие группой самой себя; г) восприятие другой группы. Особенности социальной перцепции

1) социальным объектом может быть кто угодно, он не посилен и не безразличен по отношению к воспринимающему субьекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов; воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную сторону. 2) внимание субьекта сосредоточено на смысловых и оценочных интерпретаций объекта восприятия. 3) восприятие социальных объектов характеризуется большей слитостью познавательных компонентов- с эмоциональными компанентами с большой зависимостью от мотивационно-смысловой структуры воспринимающего субьекта. Существует три уровня эмоционального отношения людьми друг к другу: 1) безразличное отношение людьми друг к другу; 2) по ходу общения у человека возникает отрывочные представления о переживаниях другого человека; 3) умение человека войти в мир другого человека, умение почувствовать состояние другого человека на протяжении всего взаимодействия с ним. Познавая другого, формируется и сам познающий индивид; от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная окраска этот другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания себя через другого включает две стороны:

идентификацию и рефлексию.

Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление себя ему. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. К идентификации близко по содержанию понятие "эмпатия" - особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы и принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга.

Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, его причин. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образци поведения или какие-то общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (механизм идентификации). Возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Г. Келли выделеил три типа атрибуций:!) личностную ( когда причина приписывается лично совершающему поступок); 2) объективную (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие); 3) обстоятельственную (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник объясняет совершающееся обстоятельствами. "Эффекты", возникающие при восприятии людьми друг друга.

1. "Эффект ореола"- заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств:

информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно-накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черьы и проявления объекта восприятия (эффект проявляется при формировании первого впечатления о человеке).

2. Эффект "первичности" и "новизны". Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. (Эффект первичности: первичное описание преобладает; эффект новизны:

последнее, более новая информация оказывается наиболее значимой).

3. Эффект "стереотипизации" - это безотчетная структурирование личности другого человека, которое проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. Термин "социальный стереотип" был введен в 1922 г. Липпманом. Стереотип - это устойчивый образ какого-либо , явления или человека, которвм пользуются как известным "сокращением" при взаимодействии с этим явлением. Он возникает на основе ограниченного прошлого опыта (например, "все бухгалтеры-педанты" и т.д.) Люди не просто воспринимают друг друга, ни формируют друг по отношению к другу определенное отношение (от неприятия человека до симпатии, любви к нему). Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Аттракция - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процеса, т.е. некоторое качество отношения; ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Три уровня аттракции: 1) симпатия; 2) дружба; 3) любовь.

35. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.

Средства общения: 1) язык 2) интонация (эмоциональная выразительность), 3) мимика, позы, взгляд собеседника, 4) жесты, 5) расстояние. Этапы общения: 1) потребность в общении 2) ориентировка в целях и ситуации общения, 3) ориетнировка в личности собеседника, 4) планирование содержания своего общения, 5) бессознательно человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, как себя вести, б) восприятие и оценка ответной реакции собеседника; контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, 7) корректировка направления, стиля, методов общения.

Умения, котрые служат для лучшего результата общения: 1) коммуникативная компетен

Наши рекомендации