Предъявляемые в ходе государственного экзамена

3.1. Перечень основных учебных модулей (ОУМ) – дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена(табл.3).


  Требования к профессиональной подготовке выпускников Профессиональные функции
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
Выпускник должен: Быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие субъектов образовательного процесса   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +
Уметь грамотно ставить и решать научные и практические проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   + +
Обладать общей психологической культурой, обеспечивающей ориентацию в психологии как науке и практике + + + + + + + + + + + + + +
Владеть системой знаний о человеческой психике, закономерностях ее функционирования и развития     +     +   +   +   +       +   +       +  
Владеть набором методов и технологий, позволяющих компетентно решать типовые практические задачи + +     + + +       +     +
Владеть основными методами и приемами психологической диагностики и коррекции     + +   + +           + +

Таблица 1.

Таблица 1 (продолжение)

    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.     0. 11. 12. 13. 14.
Владеть основными методами и приемами психологического консультирования       +   + + +   +   + +  
Уметь разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей конкретной личности     + +   + + +         + +
Обеспечивать преподавание психологии в сфере общего и профессионального образования       +   + + +   +     + +

Таблица 2

    Требования к профессиональной подготовке выпускников   Вид аттестационного испытания
Защита ВКР Гос. экзамен
Выпускник должен: Быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие субъектов образовательного процесса     +       +
Уметь грамотно ставить и решать научные и практические проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога   +   +
Обладать общей психологической культурой, обеспечивающей ориентацию в психологии как науке и практике   +   +
Владеть системой знаний о человеческой психике, закономерностях ее функционирования и развития     +
Владеть набором методов и технологий, позволяющих компетентно решать типовые практические задачи + +  
Владеть основными методами и приемами психологической диагностики и коррекции + +
Владеть основными методами и приемами психологического консультирования   +
Уметь разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей конкретной личности   +   +
Обеспечивать преподавание психологии в сфере общего и профессионального образования     +



Таблица 3.

  Требования к профессиональной подготовке выпускников   Дисциплины образовательной программы
Общая психол. Психол. развит. Пед. психология Соц. психология История психол. Психодиагност. Психоконсульт. Психокоррекция Психол. семьи Психол. труда Психол.дев.пов.д. Психол. личнос. Методология пс. Клинич.психол.
 
Выпускник должен: Быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие субъектов образовательного процесса     +     +     +     +     +               +     +    
Уметь грамотно ставить и решать научные и практические проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога     +   +   +   +     +   +                 +  
Обладать общей психологической культурой, обеспечивающей ориентацию в психологии как науке и практике     +   +       +       +   +   +       +   +  

Таблица 3 (продолжение)



 
Владеть системой знаний о человеческой психике, закономерностях ее функционирования и развития + + + +   +   + +   + +   +
Владеть набором методов и технологий, позволяющих компетентно решать типовые практические задачи             +   +       +   +   +           +       +
Владеть основными методами и приемами психологической диагностики и коррекции   +   +         +   +   +     +   +   +       +
Владеть основными методами и приемами психологического консультирования   +   +     +         +   +   +   +   +   +        
Уметь разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей конкретной личности   +   +   +   +       +   +     +   +   +   +     +
Обеспечивать преподавание психологии в сфере общего и профессионального образования + + + + + +     + + + + +  

3.2. Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене (программа государственного экзамена) в форме комплексного экзамена по психологии.

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук. Основные принципы психологии. Психология как наука. Виды психологических знаний, специфика житейского познания. Понятие о науке, научный метод познания. Объект и предмет науки. Классификация наук. Предмет психологии, рассмотрение предмета психологии в историческом ракурсе. Многообразие направлений научной психологии на современном этапе. Место психологии в системе наук, ее интегративная роль. Основные объяснительные принципы психологии. Структура психологии, взаимосвязь отраслей психологии друг с другом. Задачи современной психологии. Значение психологического знания в профессиональной деятельности педагога, менеджера, врача и т.д.

2. Понятие о психике, эволюция психики, психика и мозг. Понятие о психике и ее структуре. Происхождение психики, эволюция психики. Стадии развития психики у животных. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни. Единство сознания и деятельности. Значение языка для формирования психических процессов. Мозг и психические процессы.

3. Методология и методы психологического исследования. Понятие о методологии, методе, методике и методическом приеме психологического исследования. Методологические принципы психологического исследования: детерминизма, объективности, генетического, личностного и системного подходов. Этические принципы психологического исследования. Различные подходы к классификации методов психологии.

4. Планирование, организация и проведение психологического исследования. Понятие исследования и его виды. Инвариантность результатов исследования. Основные этапы проведения исследования. Проблема и гипотеза исследования, их виды. Объект, предмет, цель и задачи исследования. Понятие выборки, зависимой и независимой переменной, артефакта. Содержание инструкции и роль личности исследователя. Психологическая интерпретация результатов исследования. Содержание научного отчета.

5. Метод опроса и его использование в психологических исследованиях. История развития метода. Функции опроса в психологических исследованиях. Интервью, анкетирование, беседа. Виды вопросов по содержанию, по способу получения информации, по функциям. Этапы и правила построения вопросника. Понятие об интервью и его виды. Основные фазы интервью. Типичные ошибки интервьюера. Специфика анкетирования. Структура анкеты и способы ее доставки до респондента.

6. Особенности наблюдения как метода психологического исследования. Наблюдение как метод психологического исследования. Концептуальные основы наблюдения. Виды наблюдения. Критерии научности метода наблюдения. Программа и план наблюдения. Предмет наблюдения. Пути повышения объективности L-данных. Достоинства и недостатки метода. Способы фиксации результатов наблюдения. Основные подходы к организации наблюдения и интерпретации результатов. Специфика проведения наблюдения за ребенком.

7. Архивный метод. Метод экспертных оценок. Структура экспертизы. Различные формы (техники) проведения экспертизы. Виды экспертов, их отбор и обучение. История развития биографического метода. Алгоритм организации психобиографического обследования. Обобщение результатов. Конкретные психобиографические технологии. Анализ продуктов деятельности (анализ рисунка, анализ почерка, анализ внешнего поведения). Контент-анализ. Обработка, анализ, графическое представление результатов исследования, построение типологий.

8. Эксперимент как метод психологического исследования.

История развития метода. Характеристика видов эксперимента, этапы экспериментального исследования. Зависимая и независимая переменные, варианты их взаимосвязи. Влияние личности и деятельности экспериментатора и испытуемого на результаты эксперимента, способы повышения объективности экспериментальных данных. Обработка, интерпретация и наглядное представление результатов эксперимента.

9. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Планирование эксперимента: понятие о реальном, идеальном эксперименте и эксперименте «полного соответствия», способы повышения внешней и внутренней валидности эксперимента. Экспериментальная выборка и правила ее формирования. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Экспериментальные планы. Типы экспериментальных исследований: корреляционное, сравнительное, лонгитюдное, кросскультурное, многофакторное.

10. Базовые статистические методы и критерии, применяемые в психологии. Понятие распределения данных, нормальное распределение и его свойства. Методы шкалирования. Первичные методы статистической обработки: меры центральной тенденции, меры вариативности, меры связи. Структурные методы: факторный, кластерный, дисперсионный анализ. Критерии значимости различий. Формы представления данных (табличная, графическая, текстовая).

11. Мотивационная сфера личности. Методы ее изучения. Мотивационная сфера как часть психологической структуры личности. Понятие мотива, стимула, мотивации и стимуляции. Методы их изучения. Характеристика направленности, потребностей, интересов, установок, мировоззрения. Подходы к пониманию взаимодействия компонентов мотивационной сферы личности.

12. Психологическая структура личности и индивидуальности. Личность в философии, социологии и психологии. Основные подходы к анализу психологической структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Анализ подходов Ананьева Б. Г., Рубинштейна С. Л., Платонова К. К. и др. Психические процессы, состояния и свойства личности. Свойства, структура и типология личности. Представления о структуре личности в зарубежной психологии. Номотетическое и идеографическое описание личности.

13. Психология личности. Отечественные и зарубежные концепции личности. Личность как предмет психологического исследования. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Представления о личности в отечественной школе психологии: анализ подходов Платонова К.К., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н. Зарубежные концепции личности – психоаналитический подход, представления о личности в бихевиоризме, гештальтпсихология о личности, теория черт о личности и личностных чертах, гуманистический подход.

14. Психология деятельности. Методы изучения деятельности. Понятие деятельности как психологической категории. Психологическая структура деятельности, основные компоненты психологической структуры деятельности. Основные подходы к классификации типов деятельности. Краткое описание типов деятельности. Методы изучения деятельности.

15. Общая характеристика познавательной сферы личности. Методы ее изучения. Место познавательных процессов в психологической структуре личности. Основные виды познавательных процессов. Особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Особенности внимания. Основные принципы развития познавательных процессов в ходе обучения. Учет общих закономерностей индивидуальных особенностей познавательной сферы при организации учебной деятельности. Методы изучения познавательной сферы личности.

16. Эмоционально — волевая сфера личности и регуляция поведения. Методы ее изучения. Понятие эмоций, их виды, психологические концепции развития и функционирования эмоций. Понятие произвольности. Особенности волевых действий. Характеристика психологической регуляции и саморегуляции. Развитие саморегуляции в онтогенезе. Методы изучения эмоционально-волевой сферы личности.

17. Психология темперамента. Методы изучения темперамента. Понятие темперамента как психологического компонента личности. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении. Основные теории темперамента. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе. Темперамент и продуктивность деятельности. Методы изучения темперамента.

18. Психология характера. Методы изучения характера. Характер как компонент психологической структуры личности. Подходы Н.Д. Левитова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова к пониманию характера. Структура характера, типологии характера. Основные положения теории черт, представления о личностных чертах в зарубежной психологии (Г.Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Факторная теория личностных черт. Базовые, поверхностные и типологические черты. Методы изучения характера и личностных черт. Номотетический и идеографический подход к описанию личности.

19. Психология способностей. Методы изучения способностей. Способность как компонент психологической структуры личности. Определение способностей. Способности и знания. Способности и задатки. Способности и склонности. Типы способностей. Развитие способностей. Одаренность, талантливость, гениальность. Способности и деятельность.

20. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом индивидуальных и типических особенностей детей. Понятие воспитания. Воспитание и социализация. Самовоспитание. Специфика воспитания ребенка в семье. Учет индивидуальных и типологических особенностей детей в планировании и организации воспитательной работы с ними. Коррекция негативных поведенческих особенностей детей.

21. Структура и специфика педагогической деятельности. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Специфические особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности, ее основные компоненты, их связь и взаимовлияние. ПВК учителя. Педагогические способности. Профессионализация педагога, ее этапы. Становление личности учителя-профессионала. Я-концепция педагога.

22. Особенности взаимоотношений между учителем и учащимся. Педагогическое общение. Особенности педагогического общения. Уровни педагогического общения. Барьеры и трудности педагогического общения. Особенности взаимоотношений между педагогом и учащимися. Управление взаимоотношениями между педагогом и учащимися и между различными категориями учащихся.

23. Стиль руководства. Организационная эффективность различных стилей. Понятие стиля руководства. Классические стили руководства (К.Левин, Р.Липпет): авторитарный, демократический и попустительский, их характерные черты. Организационная эффективность каждого стиля (достоинства и недостатки). Современные интерпретации стилей руководства. Модификации авторитарного стиля: патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический. Когинг-стиль (тренерский стиль) и условия его реализации. Решетка стилей руководства Блейка-Моутона (стили, ориентированные на задачу и на людей).

24. Основные теории мотивации. Методы изучения мотивации. Понятие мотивации и мотива. Способы мотивации: нормативная мотивация, принудительная мотивация, стимулирование. Классическая теория мотивации Д. Мак-Грегора («ХУ» – теория). Теория человеческих отношений Э. Мейо. Практическая значимость теории иерархии потребностей А. Маслоу применительно к организационному поведению. Теория справедливости С. Адамса.

25. Структура и функции семьи. Современные тенденции в развитии семьи и брака. Сущность брака и семьи. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Системный подход к семье, семейная целостность. Структура и функции семьи. Функциональная ценность членов семьи. Семейные роли. Межличностные коммуникации в семье. Содержательные стороны семейного общения. Нарушения функционирования семьи. Семейные конфликты. Типы семей, семейные уклады. Влияние прародительских семей на взаимоотношения между членами семьи. Современные тенденции в развитии семьи и брака: фактические браки, серийная моногамия, разводы, неполные семьи, повторные браки.

26. Специфика супружеских и детско-родительских отношений в семье. Этапы развития семьи. Специфика супружеских отношений в семье. Добрачные экспектации супругов, процесс выбора партнера. Уровни совместимости супругов: психофизиологический, психологический, социально-психологический. Основные типы проблем в супружеской паре и возможные варианты их решения. Влияние внешних факторов. Кризисные ситуации в браке. Роль сексуальных отношений в браке. Специфика детско-родительских отношений. Восприятие ребенком семейной ситуации. Влияние различных параметров семьи на формирование личности ребенка. Родительские позиции и реагирование на них ребенка. Стили управления ребенком и их эффективность. Этапы развития семьи. Психологическая характеристика молодой и зрелой семьи.

27. Понятие девиантного поведения, его критерии и виды. Факторы формирования девиантности. Понятие девиантного поведения. Теоретические подходы к анализу причин девиантного поведения. Классификация видов и форм отклоняющегося поведения. Основные критерии отклоняющегося поведения. Внешние факторы формирования девиантности: социально-экономическая и политическая ситуация, психологический климат и взаимоотношения в семье, школьная атмосфера и процесс обучения. Субъективные детерминанты отклоняющегося поведения: тревожность, внушаемость, агрессивность, конформизм, жестокость, ригидность, отчужденность, дезадаптированность.

28. Специфика девиантного поведения в отдельных возрастных периодах детства. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения. Специфика девиантного поведения в отдельных возрастных периодах детства. Психологические трудности дошкольника. Основные эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства в дошкольном возрасте. Проблемы младшего школьного возраста. Школьная тревожность, застенчивость. Гиперактивность. Психогенная школьная дезадаптация. Отклонения в поведении подростков и старшеклассников. Агрессивное, аддиктивное и делинквентное поведение подростков. Роль криминогенных подростковых групп. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения. Диагностика отклоняющегося поведения. Специфика диагностического обследования ребенка. Индивидуальная и групповая формы коррекционной работы. Поведенческий и психодинамический подходы в коррекционной работе. Методы коррекции отклонений в поведении.

29. Представления о психическом развитии в отечественной психологии. Л.С.Выготский и его вклад в понимание психического развития. Культурно-историческая теория как новый взгляд на формирование высших психических функций. Понимание развития как присвоения культурного опыта. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельностей. Понятие о знаке и интериоризации. 0Взаимосвязь обучения и развития. Уровень актуального и зона ближайшего развития. Д.Б. Эльконин и его вклад в возрастную психологию. Критерии возрастной периодизации. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития. Поочередное доминирование мотивационно-потребностной (личностной) и операционально – технической (познавательной) сфер в развитии личности. Возрастные кризисы как смена доминирующих сфер в психическом развитии. Негативная и позитивная стороны кризиса. Краткая характеристика возрастных периодов от рождения до юности.

30. Психическое развитие: области развития, факторы и движущие силы развития, основные закономерности психического развития. Понятие психического развития, области психического развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. Проблема детерминации психического развития. Представление о факторах и движущих силах психического развития в психологии. Биогенетические и социогенетические теории развития. Биологический и социальный факторы и их влияние на психическое развитие человека. Движущие силы психического развития. Проблема обучения и развития. Закономерности психического развития (периодичность, неравномерность, гетерохронность, кризисность, сензитивность, стадиальность) их всеобщий и индивидуальный характер.

31. Зарубежные концепции психического развития. Первые исследователи психического развития конца ХIX – начала ХХ века (С. Холл, Э. Клапаред, А. Бине, А. Гезелл, К. Бюлер, В. Штерн). Проблема психического развития с точки зрения крупнейших научных школ. Психическое развитие с позиций классического психоанализа (теория психосексуального развития З. Фрейда). Эпигенетическая теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. Бихевиоризм о закономерностях детского развития (взгляды Дж. Уотсона, Б. Скиннера). Психическое развитие как развитие интеллекта (генетическая концепция Ж. Пиаже).

32. Развитие когнитивных процессов в онтогенезе. Развитие сенсорно-перцептивной сферы в онтогенезе. Изменение основных свойств внимания в онтогенезе. Формирование произвольного внимания и роль систематического обучения в этом процессе. Развитие памяти на различных этапах онтогенеза. Методы и приемы развития логической памяти. Развитие мышления, воображения и речи на различных возрастных этапах. Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже. Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, роли знака и механизма интериоризации в этом процессе. Изменение когнитивных процессов, вызванные старением организма.

33. Развитие личности в онтогенезе. Формирование потребности в общении в младенчестве как первый опыт межличностного взаимодействия. Кризис трех лет. Развитие мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Психологическая готовность к школе. Потеря непосредственности как составляющая кризиса 7 лет. Особенности дружбы и полоролевого взаимодействия в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности формирования личности подростка. Реакции эмансипации и группирования в подростковом возрасте, их психологический смысл. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Развитие эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Понятие о кризисе идентичности. Развитие личности в период зрелости. Кризисы периода зрелости. Изменения личности в старости.

34. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Возникновение научных школ. Характеристика открытого кризиса в психологии: лики кризиса. Общая неудовлетворенность системой сенсуалистической и ассоциационной психологии. Появление попыток углубить смысл психологических исследований. Отсутствие общепринятой системы в науке. Множество психологий. Наличие теоретических и методологических противоречий. Проблема самоопределения психологии как науки. Возникновение научных школ. Выделение нового предмета и метода, дискуссия вокруг предмета психологии. Становление основных научных школ: психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии.

35. Роль историко-психологического знания в развитии психологической науки. Предмет истории психологии. Проблема преемственности в развитии взглядов на природу психического как условие прогресса в психологической науке. Периодизация истории психологии. Закономерности и движущие силы историко-психологического процесса.

36. Процесс психологического консультирования: основные этапы. Обобщенная пяти-шаговая модель консультативного процесса. Разворачивание консультативного процесса: установление контакта, определение проблемы, контракт, поиск вариантов, обобщение. Обобщенная пяти-шаговая модель консультативного процесса.

37. Психологический тест – стандартные требования к содержанию, процедуре проведения, обработки и интерпретации результатов. Понятие психологического теста. Виды тестовых процедур. Структура теста. Стандартные требования к руководству теста, стимульному материалу и другим составным частям. Требования к процедуре проведения теста. Этапы и виды процедур тестирования. Этические принципы психодиагностического обследования. Обработка результатов психологической диагностики. Принципы интерпретации результатов теста и их обсуждения с клиентом. Возможные ошибки.

38. Психометрическая проверка и стандартизация теста. Этапы создания психодиагностической методики. Теоретическая проработка гипотетического конструкта, лежащего в основе методики. Понятие о теоретическом и операциональном определении. Стратегии конструирования личностных методик. Конструирование содержания теста и его пилотажная проверка. Понятие о надежности теста, виды надежности. Валидность теста, виды валидности. Источники неточности тестовых оценок, вызывающие ошибку измерения. Процедура стандартизации, виды стандартных оценок, способы их получения.

39. Психодиагностика личности и интеллекта. Методы сбора данных о личности. Виды психодиагностических процедур. Диагностика способностей и интеллекта, их специфика. диагностика мотивации, диагностика психических состояний и личностных черт, диагностика межличностных отношений, сознания и самосознания. Методы сбора данных о личности: L, Q и T-данные. Способы повышения объективности информации о личности.

40. Предмет, цели психологического консультирования. Цели, задачи, средства психологического консультирования. Зависимость целей консультирования от неограниченных предложений консультанта и жизненного контекста клиента. Возможность использования методов, принадлежащих различным концентратам подхода. Зрелость как одно из главных требований к личности консультанта.

41. Сенсорно-перцептивные процессы, свойства и виды ощущений и восприятия. Чувствительность. Методы изучения. Общее представление об ощущениях и восприятии; виды ощущений и восприятия. Адаптация органов чувств; сенсибилизация. Феноменология восприятия; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; восприятие пространства и движения. Закономерности функционирования и развития восприятия.

42. Внимание и память. Процессы памяти. Мнемическая деятельность, условия ее эффективности. Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания. Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция. Закономерности функционирования и развития памяти. Мнемическая деятельность, условия ее эффективности.

43. Мышление и воображение как высшие познавательные процессы. Мышление и решение задач. Управление эффективностью мыслительной деятельности. Общее представление о мышлении в психологии; виды мышления. Основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление. Закономерности функционирования и развития мышления. Мышление и решение задач. Управление эффективностью мыслительной деятельности.

44. Мышление и речь. Речь и коммуникация. Факторы эффективности вербальных и невербальных коммуникаций. Общее представление о мышлении и речи в психологии. Основные подходы к изучению мышления и речи. Внешняя и внутренняя речь. Структура речевого высказывания. Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.

45. Интеллект, его структура и функции. Оценка уровня интеллектуального развития личности. Общее представление об интеллекте в психологии. Теории интеллекта, структура интеллекта. Интеллектуальные процессы и функции. Проблема наследования интеллекта. Измерение интеллекта как психологическая проблема. Понятие о коэффициенте интеллекта. Методы диагностики уровня интеллектуального развития личности.

46. Динамика развития группы. Оценка динамики и выявление психологической структуры группы. Понятие развития группы. Уровни развития группы. Показатели уровня развития. Тенденции в развитии группы: изменение показателей развития, характера отношений между членами, их отношения к целям, задачам группы, ее руководителю. Психологическая структура группы. Ее компоненты: члены, отношения, нормы, группировки, органы управления группой. Социометрия. Технология и техники ее проведения. Оценка групповой динамики с помощью методов наблюдения и опросных процедур.

47. Совместная и групповая деятельность. Факторы ее эффективности. Понятие совместной и групповой деятельности. Влияние на эффективность характера задач деятельности, численности группы, характера отношений с руководством и стиля работы руководителя, композиции группы, межличностных отношений в ней. Эмпирическая оценка эффективности работы группы.

48. Социализация личности. Ее направления, факторы, условия, этапы, задачи. Понятие социализации, его разные трактовки. Позитивная и негативная социализация. Этапы социализации, задачи каждого этапа и социализации в целом. Социальная адаптация и дезадаптация, условия их появления. Факторы социализации: семья, школа, производственные группы и объединения, культура, СМИ.

49. Лидерство – конформизм. Теории лидерства, факторы конформного поведения. Явления лидерства и конформизма в группе. Их эмпирическая оценка и выявление. Теории лидерства, функции лидера в группе. Конформное поведение. Условия и факторы его появления.

50. Психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда. Определение понятия ПВК. Основные виды ПВК. Виды ВПК по содержанию: профессиональные знания, умения и привычки (профессиональный опыт субъекта труда), профессиональные способности и одаренность, профессиональная направленность, профессиональное самосознание. Виды ПВК по функциям: учебно-важные качества (профессиональная обучаемость), адаптационно важные качества (профессиональная адаптируемость), Качества, важные для выбора профессии и преодоления профессиональных кризисов. ПВК и профессиональная компетентность субъекта труда.

51. Психологическая структура профессиональной деятельности субъекта труда. Основные подходы к определению понятия. Профессиональные мотивы и стимулы. Профессиональные цели и целеобразование. Профессиональные планы и планирование. Исполнительская часть деятельности. Контроль и регуляция деятельности. Понятие принятия решения, определение информационной основы деятельности. Взаимосвязь компонентов психологической структуры. Параметры эффективности профессиональной деятельности.

52. Профессиональное становление и реализация субъекта труда. Анализ основных подходов к проблеме. Системная характеристика профессионализации. Детерминация и критерии профессионального развития. Кризисы и периодизация профессионального становления. Проблема профессиональных деструкций: профессиональная деформация и психическое (профессиональное) выгорание.

53. Сопровождение профессионального становления и реализации субъекта труда. Психологическое содержание трудового обучения и воспитания (готовность к труду). Задачи, функции и формы профессиональной ориентации (профессиональное самоопределение). Характеристика профессионального отбора (абсолютная и относительная профессиональная пригодно

Наши рекомендации