Предъявляемые в ходе государственного экзамена
3.1. Перечень основных учебных модулей (ОУМ) – дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена(табл.3).
Требования к профессиональной подготовке выпускников | Профессиональные функции | |||||||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | |
Выпускник должен: Быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие субъектов образовательного процесса | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Уметь грамотно ставить и решать научные и практические проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Обладать общей психологической культурой, обеспечивающей ориентацию в психологии как науке и практике | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Владеть системой знаний о человеческой психике, закономерностях ее функционирования и развития | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Владеть набором методов и технологий, позволяющих компетентно решать типовые практические задачи | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Владеть основными методами и приемами психологической диагностики и коррекции | + | + | + | + | + | + |
Таблица 1.
Таблица 1 (продолжение)
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. 0. | 11. | 12. | 13. | 14. | |
Владеть основными методами и приемами психологического консультирования | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Уметь разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей конкретной личности | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Обеспечивать преподавание психологии в сфере общего и профессионального образования | + | + | + | + | + | + | + |
Таблица 2
Требования к профессиональной подготовке выпускников | Вид аттестационного испытания | |
Защита ВКР | Гос. экзамен | |
Выпускник должен: Быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие субъектов образовательного процесса | + | + |
Уметь грамотно ставить и решать научные и практические проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога | + | + |
Обладать общей психологической культурой, обеспечивающей ориентацию в психологии как науке и практике | + | + |
Владеть системой знаний о человеческой психике, закономерностях ее функционирования и развития | + | |
Владеть набором методов и технологий, позволяющих компетентно решать типовые практические задачи | + | + |
Владеть основными методами и приемами психологической диагностики и коррекции | + | + |
Владеть основными методами и приемами психологического консультирования | + | |
Уметь разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей конкретной личности | + | + |
Обеспечивать преподавание психологии в сфере общего и профессионального образования | + |
Таблица 3.
Требования к профессиональной подготовке выпускников | Дисциплины образовательной программы | |||||||||||||
Общая психол. | Психол. развит. | Пед. психология | Соц. психология | История психол. | Психодиагност. | Психоконсульт. | Психокоррекция | Психол. семьи | Психол. труда | Психол.дев.пов.д. | Психол. личнос. | Методология пс. | Клинич.психол. | |
Выпускник должен: Быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие субъектов образовательного процесса | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Уметь грамотно ставить и решать научные и практические проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Обладать общей психологической культурой, обеспечивающей ориентацию в психологии как науке и практике | + | + | + | + | + | + | + | + |
Таблица 3 (продолжение)
Владеть системой знаний о человеческой психике, закономерностях ее функционирования и развития | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Владеть набором методов и технологий, позволяющих компетентно решать типовые практические задачи | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
Владеть основными методами и приемами психологической диагностики и коррекции | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Владеть основными методами и приемами психологического консультирования | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Уметь разрабатывать развивающие и коррекционные программы с учетом особенностей конкретной личности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Обеспечивать преподавание психологии в сфере общего и профессионального образования | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3.2. Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене (программа государственного экзамена) в форме комплексного экзамена по психологии.
1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии, ее место в системе наук. Основные принципы психологии. Психология как наука. Виды психологических знаний, специфика житейского познания. Понятие о науке, научный метод познания. Объект и предмет науки. Классификация наук. Предмет психологии, рассмотрение предмета психологии в историческом ракурсе. Многообразие направлений научной психологии на современном этапе. Место психологии в системе наук, ее интегративная роль. Основные объяснительные принципы психологии. Структура психологии, взаимосвязь отраслей психологии друг с другом. Задачи современной психологии. Значение психологического знания в профессиональной деятельности педагога, менеджера, врача и т.д.
2. Понятие о психике, эволюция психики, психика и мозг. Понятие о психике и ее структуре. Происхождение психики, эволюция психики. Стадии развития психики у животных. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни. Единство сознания и деятельности. Значение языка для формирования психических процессов. Мозг и психические процессы.
3. Методология и методы психологического исследования. Понятие о методологии, методе, методике и методическом приеме психологического исследования. Методологические принципы психологического исследования: детерминизма, объективности, генетического, личностного и системного подходов. Этические принципы психологического исследования. Различные подходы к классификации методов психологии.
4. Планирование, организация и проведение психологического исследования. Понятие исследования и его виды. Инвариантность результатов исследования. Основные этапы проведения исследования. Проблема и гипотеза исследования, их виды. Объект, предмет, цель и задачи исследования. Понятие выборки, зависимой и независимой переменной, артефакта. Содержание инструкции и роль личности исследователя. Психологическая интерпретация результатов исследования. Содержание научного отчета.
5. Метод опроса и его использование в психологических исследованиях. История развития метода. Функции опроса в психологических исследованиях. Интервью, анкетирование, беседа. Виды вопросов по содержанию, по способу получения информации, по функциям. Этапы и правила построения вопросника. Понятие об интервью и его виды. Основные фазы интервью. Типичные ошибки интервьюера. Специфика анкетирования. Структура анкеты и способы ее доставки до респондента.
6. Особенности наблюдения как метода психологического исследования. Наблюдение как метод психологического исследования. Концептуальные основы наблюдения. Виды наблюдения. Критерии научности метода наблюдения. Программа и план наблюдения. Предмет наблюдения. Пути повышения объективности L-данных. Достоинства и недостатки метода. Способы фиксации результатов наблюдения. Основные подходы к организации наблюдения и интерпретации результатов. Специфика проведения наблюдения за ребенком.
7. Архивный метод. Метод экспертных оценок. Структура экспертизы. Различные формы (техники) проведения экспертизы. Виды экспертов, их отбор и обучение. История развития биографического метода. Алгоритм организации психобиографического обследования. Обобщение результатов. Конкретные психобиографические технологии. Анализ продуктов деятельности (анализ рисунка, анализ почерка, анализ внешнего поведения). Контент-анализ. Обработка, анализ, графическое представление результатов исследования, построение типологий.
8. Эксперимент как метод психологического исследования.
История развития метода. Характеристика видов эксперимента, этапы экспериментального исследования. Зависимая и независимая переменные, варианты их взаимосвязи. Влияние личности и деятельности экспериментатора и испытуемого на результаты эксперимента, способы повышения объективности экспериментальных данных. Обработка, интерпретация и наглядное представление результатов эксперимента.
9. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Планирование эксперимента: понятие о реальном, идеальном эксперименте и эксперименте «полного соответствия», способы повышения внешней и внутренней валидности эксперимента. Экспериментальная выборка и правила ее формирования. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Экспериментальные планы. Типы экспериментальных исследований: корреляционное, сравнительное, лонгитюдное, кросскультурное, многофакторное.
10. Базовые статистические методы и критерии, применяемые в психологии. Понятие распределения данных, нормальное распределение и его свойства. Методы шкалирования. Первичные методы статистической обработки: меры центральной тенденции, меры вариативности, меры связи. Структурные методы: факторный, кластерный, дисперсионный анализ. Критерии значимости различий. Формы представления данных (табличная, графическая, текстовая).
11. Мотивационная сфера личности. Методы ее изучения. Мотивационная сфера как часть психологической структуры личности. Понятие мотива, стимула, мотивации и стимуляции. Методы их изучения. Характеристика направленности, потребностей, интересов, установок, мировоззрения. Подходы к пониманию взаимодействия компонентов мотивационной сферы личности.
12. Психологическая структура личности и индивидуальности. Личность в философии, социологии и психологии. Основные подходы к анализу психологической структуры личности в отечественной и зарубежной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Анализ подходов Ананьева Б. Г., Рубинштейна С. Л., Платонова К. К. и др. Психические процессы, состояния и свойства личности. Свойства, структура и типология личности. Представления о структуре личности в зарубежной психологии. Номотетическое и идеографическое описание личности.
13. Психология личности. Отечественные и зарубежные концепции личности. Личность как предмет психологического исследования. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Представления о личности в отечественной школе психологии: анализ подходов Платонова К.К., Рубинштейна С.Л., Мясищева В.Н., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н. Зарубежные концепции личности – психоаналитический подход, представления о личности в бихевиоризме, гештальтпсихология о личности, теория черт о личности и личностных чертах, гуманистический подход.
14. Психология деятельности. Методы изучения деятельности. Понятие деятельности как психологической категории. Психологическая структура деятельности, основные компоненты психологической структуры деятельности. Основные подходы к классификации типов деятельности. Краткое описание типов деятельности. Методы изучения деятельности.
15. Общая характеристика познавательной сферы личности. Методы ее изучения. Место познавательных процессов в психологической структуре личности. Основные виды познавательных процессов. Особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. Особенности внимания. Основные принципы развития познавательных процессов в ходе обучения. Учет общих закономерностей индивидуальных особенностей познавательной сферы при организации учебной деятельности. Методы изучения познавательной сферы личности.
16. Эмоционально — волевая сфера личности и регуляция поведения. Методы ее изучения. Понятие эмоций, их виды, психологические концепции развития и функционирования эмоций. Понятие произвольности. Особенности волевых действий. Характеристика психологической регуляции и саморегуляции. Развитие саморегуляции в онтогенезе. Методы изучения эмоционально-волевой сферы личности.
17. Психология темперамента. Методы изучения темперамента. Понятие темперамента как психологического компонента личности. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении. Основные теории темперамента. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе. Темперамент и продуктивность деятельности. Методы изучения темперамента.
18. Психология характера. Методы изучения характера. Характер как компонент психологической структуры личности. Подходы Н.Д. Левитова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова к пониманию характера. Структура характера, типологии характера. Основные положения теории черт, представления о личностных чертах в зарубежной психологии (Г.Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Факторная теория личностных черт. Базовые, поверхностные и типологические черты. Методы изучения характера и личностных черт. Номотетический и идеографический подход к описанию личности.
19. Психология способностей. Методы изучения способностей. Способность как компонент психологической структуры личности. Определение способностей. Способности и знания. Способности и задатки. Способности и склонности. Типы способностей. Развитие способностей. Одаренность, талантливость, гениальность. Способности и деятельность.
20. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом индивидуальных и типических особенностей детей. Понятие воспитания. Воспитание и социализация. Самовоспитание. Специфика воспитания ребенка в семье. Учет индивидуальных и типологических особенностей детей в планировании и организации воспитательной работы с ними. Коррекция негативных поведенческих особенностей детей.
21. Структура и специфика педагогической деятельности. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Специфические особенности педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности, ее основные компоненты, их связь и взаимовлияние. ПВК учителя. Педагогические способности. Профессионализация педагога, ее этапы. Становление личности учителя-профессионала. Я-концепция педагога.
22. Особенности взаимоотношений между учителем и учащимся. Педагогическое общение. Особенности педагогического общения. Уровни педагогического общения. Барьеры и трудности педагогического общения. Особенности взаимоотношений между педагогом и учащимися. Управление взаимоотношениями между педагогом и учащимися и между различными категориями учащихся.
23. Стиль руководства. Организационная эффективность различных стилей. Понятие стиля руководства. Классические стили руководства (К.Левин, Р.Липпет): авторитарный, демократический и попустительский, их характерные черты. Организационная эффективность каждого стиля (достоинства и недостатки). Современные интерпретации стилей руководства. Модификации авторитарного стиля: патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический. Когинг-стиль (тренерский стиль) и условия его реализации. Решетка стилей руководства Блейка-Моутона (стили, ориентированные на задачу и на людей).
24. Основные теории мотивации. Методы изучения мотивации. Понятие мотивации и мотива. Способы мотивации: нормативная мотивация, принудительная мотивация, стимулирование. Классическая теория мотивации Д. Мак-Грегора («ХУ» – теория). Теория человеческих отношений Э. Мейо. Практическая значимость теории иерархии потребностей А. Маслоу применительно к организационному поведению. Теория справедливости С. Адамса.
25. Структура и функции семьи. Современные тенденции в развитии семьи и брака. Сущность брака и семьи. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Системный подход к семье, семейная целостность. Структура и функции семьи. Функциональная ценность членов семьи. Семейные роли. Межличностные коммуникации в семье. Содержательные стороны семейного общения. Нарушения функционирования семьи. Семейные конфликты. Типы семей, семейные уклады. Влияние прародительских семей на взаимоотношения между членами семьи. Современные тенденции в развитии семьи и брака: фактические браки, серийная моногамия, разводы, неполные семьи, повторные браки.
26. Специфика супружеских и детско-родительских отношений в семье. Этапы развития семьи. Специфика супружеских отношений в семье. Добрачные экспектации супругов, процесс выбора партнера. Уровни совместимости супругов: психофизиологический, психологический, социально-психологический. Основные типы проблем в супружеской паре и возможные варианты их решения. Влияние внешних факторов. Кризисные ситуации в браке. Роль сексуальных отношений в браке. Специфика детско-родительских отношений. Восприятие ребенком семейной ситуации. Влияние различных параметров семьи на формирование личности ребенка. Родительские позиции и реагирование на них ребенка. Стили управления ребенком и их эффективность. Этапы развития семьи. Психологическая характеристика молодой и зрелой семьи.
27. Понятие девиантного поведения, его критерии и виды. Факторы формирования девиантности. Понятие девиантного поведения. Теоретические подходы к анализу причин девиантного поведения. Классификация видов и форм отклоняющегося поведения. Основные критерии отклоняющегося поведения. Внешние факторы формирования девиантности: социально-экономическая и политическая ситуация, психологический климат и взаимоотношения в семье, школьная атмосфера и процесс обучения. Субъективные детерминанты отклоняющегося поведения: тревожность, внушаемость, агрессивность, конформизм, жестокость, ригидность, отчужденность, дезадаптированность.
28. Специфика девиантного поведения в отдельных возрастных периодах детства. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения. Специфика девиантного поведения в отдельных возрастных периодах детства. Психологические трудности дошкольника. Основные эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства в дошкольном возрасте. Проблемы младшего школьного возраста. Школьная тревожность, застенчивость. Гиперактивность. Психогенная школьная дезадаптация. Отклонения в поведении подростков и старшеклассников. Агрессивное, аддиктивное и делинквентное поведение подростков. Роль криминогенных подростковых групп. Психологическое обеспечение профилактики и коррекции девиантного поведения. Диагностика отклоняющегося поведения. Специфика диагностического обследования ребенка. Индивидуальная и групповая формы коррекционной работы. Поведенческий и психодинамический подходы в коррекционной работе. Методы коррекции отклонений в поведении.
29. Представления о психическом развитии в отечественной психологии. Л.С.Выготский и его вклад в понимание психического развития. Культурно-историческая теория как новый взгляд на формирование высших психических функций. Понимание развития как присвоения культурного опыта. Взаимосвязь внешней и внутренней деятельностей. Понятие о знаке и интериоризации. 0Взаимосвязь обучения и развития. Уровень актуального и зона ближайшего развития. Д.Б. Эльконин и его вклад в возрастную психологию. Критерии возрастной периодизации. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития. Поочередное доминирование мотивационно-потребностной (личностной) и операционально – технической (познавательной) сфер в развитии личности. Возрастные кризисы как смена доминирующих сфер в психическом развитии. Негативная и позитивная стороны кризиса. Краткая характеристика возрастных периодов от рождения до юности.
30. Психическое развитие: области развития, факторы и движущие силы развития, основные закономерности психического развития. Понятие психического развития, области психического развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. Проблема детерминации психического развития. Представление о факторах и движущих силах психического развития в психологии. Биогенетические и социогенетические теории развития. Биологический и социальный факторы и их влияние на психическое развитие человека. Движущие силы психического развития. Проблема обучения и развития. Закономерности психического развития (периодичность, неравномерность, гетерохронность, кризисность, сензитивность, стадиальность) их всеобщий и индивидуальный характер.
31. Зарубежные концепции психического развития. Первые исследователи психического развития конца ХIX – начала ХХ века (С. Холл, Э. Клапаред, А. Бине, А. Гезелл, К. Бюлер, В. Штерн). Проблема психического развития с точки зрения крупнейших научных школ. Психическое развитие с позиций классического психоанализа (теория психосексуального развития З. Фрейда). Эпигенетическая теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. Бихевиоризм о закономерностях детского развития (взгляды Дж. Уотсона, Б. Скиннера). Психическое развитие как развитие интеллекта (генетическая концепция Ж. Пиаже).
32. Развитие когнитивных процессов в онтогенезе. Развитие сенсорно-перцептивной сферы в онтогенезе. Изменение основных свойств внимания в онтогенезе. Формирование произвольного внимания и роль систематического обучения в этом процессе. Развитие памяти на различных этапах онтогенеза. Методы и приемы развития логической памяти. Развитие мышления, воображения и речи на различных возрастных этапах. Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже. Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, роли знака и механизма интериоризации в этом процессе. Изменение когнитивных процессов, вызванные старением организма.
33. Развитие личности в онтогенезе. Формирование потребности в общении в младенчестве как первый опыт межличностного взаимодействия. Кризис трех лет. Развитие мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Психологическая готовность к школе. Потеря непосредственности как составляющая кризиса 7 лет. Особенности дружбы и полоролевого взаимодействия в дошкольном и младшем школьном возрасте. Особенности формирования личности подростка. Реакции эмансипации и группирования в подростковом возрасте, их психологический смысл. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Развитие эго-идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Понятие о кризисе идентичности. Развитие личности в период зрелости. Кризисы периода зрелости. Изменения личности в старости.
34. Психология в эпоху открытого кризиса: проблема самоопределения науки. Возникновение научных школ. Характеристика открытого кризиса в психологии: лики кризиса. Общая неудовлетворенность системой сенсуалистической и ассоциационной психологии. Появление попыток углубить смысл психологических исследований. Отсутствие общепринятой системы в науке. Множество психологий. Наличие теоретических и методологических противоречий. Проблема самоопределения психологии как науки. Возникновение научных школ. Выделение нового предмета и метода, дискуссия вокруг предмета психологии. Становление основных научных школ: психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии.
35. Роль историко-психологического знания в развитии психологической науки. Предмет истории психологии. Проблема преемственности в развитии взглядов на природу психического как условие прогресса в психологической науке. Периодизация истории психологии. Закономерности и движущие силы историко-психологического процесса.
36. Процесс психологического консультирования: основные этапы. Обобщенная пяти-шаговая модель консультативного процесса. Разворачивание консультативного процесса: установление контакта, определение проблемы, контракт, поиск вариантов, обобщение. Обобщенная пяти-шаговая модель консультативного процесса.
37. Психологический тест – стандартные требования к содержанию, процедуре проведения, обработки и интерпретации результатов. Понятие психологического теста. Виды тестовых процедур. Структура теста. Стандартные требования к руководству теста, стимульному материалу и другим составным частям. Требования к процедуре проведения теста. Этапы и виды процедур тестирования. Этические принципы психодиагностического обследования. Обработка результатов психологической диагностики. Принципы интерпретации результатов теста и их обсуждения с клиентом. Возможные ошибки.
38. Психометрическая проверка и стандартизация теста. Этапы создания психодиагностической методики. Теоретическая проработка гипотетического конструкта, лежащего в основе методики. Понятие о теоретическом и операциональном определении. Стратегии конструирования личностных методик. Конструирование содержания теста и его пилотажная проверка. Понятие о надежности теста, виды надежности. Валидность теста, виды валидности. Источники неточности тестовых оценок, вызывающие ошибку измерения. Процедура стандартизации, виды стандартных оценок, способы их получения.
39. Психодиагностика личности и интеллекта. Методы сбора данных о личности. Виды психодиагностических процедур. Диагностика способностей и интеллекта, их специфика. диагностика мотивации, диагностика психических состояний и личностных черт, диагностика межличностных отношений, сознания и самосознания. Методы сбора данных о личности: L, Q и T-данные. Способы повышения объективности информации о личности.
40. Предмет, цели психологического консультирования. Цели, задачи, средства психологического консультирования. Зависимость целей консультирования от неограниченных предложений консультанта и жизненного контекста клиента. Возможность использования методов, принадлежащих различным концентратам подхода. Зрелость как одно из главных требований к личности консультанта.
41. Сенсорно-перцептивные процессы, свойства и виды ощущений и восприятия. Чувствительность. Методы изучения. Общее представление об ощущениях и восприятии; виды ощущений и восприятия. Адаптация органов чувств; сенсибилизация. Феноменология восприятия; основные свойства перцептивных образов; теории восприятия; проблема врожденного и приобретенного в восприятии; восприятие и деятельность; восприятие пространства и движения. Закономерности функционирования и развития восприятия.
42. Внимание и память. Процессы памяти. Мнемическая деятельность, условия ее эффективности. Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; теории внимания; исследование внимания в когнитивной психологии; экспериментальные исследования внимания; внимание и деятельность; развитие внимания. Общее представление о памяти; основные факты и закономерности психологии памяти; виды памяти и процессы памяти; аномалии памяти; память и научение; принципы организации памяти; исследование памяти в когнитивной психологии; память и деятельность; развитие и тренировка памяти; память как высшая психическая функция. Закономерности функционирования и развития памяти. Мнемическая деятельность, условия ее эффективности.
43. Мышление и воображение как высшие познавательные процессы. Мышление и решение задач. Управление эффективностью мыслительной деятельности. Общее представление о мышлении в психологии; виды мышления. Основные подходы к изучению мышления; теории мышления; изучение мышления как познавательного процесса; исследования мышления с позиций деятельностного подхода; воображение и творческое мышление. Закономерности функционирования и развития мышления. Мышление и решение задач. Управление эффективностью мыслительной деятельности.
44. Мышление и речь. Речь и коммуникация. Факторы эффективности вербальных и невербальных коммуникаций. Общее представление о мышлении и речи в психологии. Основные подходы к изучению мышления и речи. Внешняя и внутренняя речь. Структура речевого высказывания. Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, механизмы порождения и понимания речи; развитие речи в онтогенезе; психосемантика, вербальное и невербальное общение.
45. Интеллект, его структура и функции. Оценка уровня интеллектуального развития личности. Общее представление об интеллекте в психологии. Теории интеллекта, структура интеллекта. Интеллектуальные процессы и функции. Проблема наследования интеллекта. Измерение интеллекта как психологическая проблема. Понятие о коэффициенте интеллекта. Методы диагностики уровня интеллектуального развития личности.
46. Динамика развития группы. Оценка динамики и выявление психологической структуры группы. Понятие развития группы. Уровни развития группы. Показатели уровня развития. Тенденции в развитии группы: изменение показателей развития, характера отношений между членами, их отношения к целям, задачам группы, ее руководителю. Психологическая структура группы. Ее компоненты: члены, отношения, нормы, группировки, органы управления группой. Социометрия. Технология и техники ее проведения. Оценка групповой динамики с помощью методов наблюдения и опросных процедур.
47. Совместная и групповая деятельность. Факторы ее эффективности. Понятие совместной и групповой деятельности. Влияние на эффективность характера задач деятельности, численности группы, характера отношений с руководством и стиля работы руководителя, композиции группы, межличностных отношений в ней. Эмпирическая оценка эффективности работы группы.
48. Социализация личности. Ее направления, факторы, условия, этапы, задачи. Понятие социализации, его разные трактовки. Позитивная и негативная социализация. Этапы социализации, задачи каждого этапа и социализации в целом. Социальная адаптация и дезадаптация, условия их появления. Факторы социализации: семья, школа, производственные группы и объединения, культура, СМИ.
49. Лидерство – конформизм. Теории лидерства, факторы конформного поведения. Явления лидерства и конформизма в группе. Их эмпирическая оценка и выявление. Теории лидерства, функции лидера в группе. Конформное поведение. Условия и факторы его появления.
50. Психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда. Определение понятия ПВК. Основные виды ПВК. Виды ВПК по содержанию: профессиональные знания, умения и привычки (профессиональный опыт субъекта труда), профессиональные способности и одаренность, профессиональная направленность, профессиональное самосознание. Виды ПВК по функциям: учебно-важные качества (профессиональная обучаемость), адаптационно важные качества (профессиональная адаптируемость), Качества, важные для выбора профессии и преодоления профессиональных кризисов. ПВК и профессиональная компетентность субъекта труда.
51. Психологическая структура профессиональной деятельности субъекта труда. Основные подходы к определению понятия. Профессиональные мотивы и стимулы. Профессиональные цели и целеобразование. Профессиональные планы и планирование. Исполнительская часть деятельности. Контроль и регуляция деятельности. Понятие принятия решения, определение информационной основы деятельности. Взаимосвязь компонентов психологической структуры. Параметры эффективности профессиональной деятельности.
52. Профессиональное становление и реализация субъекта труда. Анализ основных подходов к проблеме. Системная характеристика профессионализации. Детерминация и критерии профессионального развития. Кризисы и периодизация профессионального становления. Проблема профессиональных деструкций: профессиональная деформация и психическое (профессиональное) выгорание.
53. Сопровождение профессионального становления и реализации субъекта труда. Психологическое содержание трудового обучения и воспитания (готовность к труду). Задачи, функции и формы профессиональной ориентации (профессиональное самоопределение). Характеристика профессионального отбора (абсолютная и относительная профессиональная пригодно