Развивающая и психокоррекционная работа
Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению возникающих у студентов проблем в учебной деятельности, социальной адаптации и профессиональном становлении. Психокоррекционная работа со студентами "групп риска" осуществляется педагогом-психологом при тесном сотрудничестве с кураторами студенческих групп и руководством факультета.
· активное воздействие на ситуацию психического развития и становления личности студента с целью реализации возрастных и индивидуальных потенциальных возможностей;
· оказание помощи преподавателям в индивидуализации воспитания и обучения студентов;
· индивидуальная помощь в случаях неуспеваемости, разработка рекомендаций по коррекции случаев девиантного поведения по запросам преподавателей и (или) родителей;
· организация и проведение тренингов личностного роста и повышения самооценки, снижения агрессивности, коммуникативной компетентности, делового общения, профессионального совершенствования, родительской и семейной компетентности и т.п.;
5. Психологического консультирования:
· индивидуальное и групповое консультирование студентов по широкому кругу вопросов, связанных с обучением, развитием, личностным самоопределением, профессиональным выбором, взаимоотношениями с родителями и сверстниками, семейными отношениями;
· консультирование преподавателей, родителей студентов МГПУ по вопросам развития, обучения и воспитания;
· консультирование представителей специализированных психологических служб, образовательных учреждений по вопросам обучения и воспитания, профессиональной подготовленности;
· волонтерская работа;
· психологическое консультирование по запросам обратившихся в службу.
6. Просветительской работы:
· проведение специальных курсов, семинаров-тренингов, тренинговых занятий для студентов по повышению уровня психологической компетентности, психологической грамотности;
· организация и проведение психологических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.;
· приглашение внешних специалистов для обмена профессиональным опытом;
· консультирование средствами телефона доверия;
· организация виртуальной психологической службы, оказывающей информационно-психологические услуги: самотестирование, информационно-консультационная помощь, обратная связь по вопросам совершенствования работы психологической службы;
· освещение результатов деятельности службы в средствах массовой информации, рекламные проекты.
53. Психологическая помощь в период адаптации студентов к обучению в ВУЗе.
Проблема адаптации
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в СГА. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоения правил среды, «уподобления» ей) и ассимиляция (преобразование среды, «уподобление» себе). Оптимальное сочетание процессов аккомодации и ассимиляции, адаптивной и адаптирующей активности является существенным условием успешной адаптации.(
Степень социальной адаптации первокурсника в вузе определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.
Выделяют две стороны социальной адаптации студентов: во-первых, профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; во-вторых, социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Различают три формы адаптации первокурсников к условиям вуза: формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, структуре высшей школы, содержанию обучения в ней, ее традициям, своим обязанностям; общественная, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) группы студентов-первокурсников и интеграция этой группы со студенческим окружением в целом; дидактическая, касающаяся подготовки к новым формам и методам учебной работы в вузе.
Трудности возникают уже на этапе подготовки будущего первокурсника к поступлению в вуз. Выпускные экзамены, подготовительные курсы, занятия с репетиторами связаны с напряженной умственной деятельностью в стрессовых для молодого человека условиях, что, в свою очередь, ведет к утомлению и переутомлению. Когда период поступления оказывается позади, первокурсник погружается в мир опасной свободы. Студенты, поступившие на первый курс, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в ВУЗе. Это связано также и с тем, что в школе и дома ребята находятся под постоянным контролем родителей, учителей. Студенты не привыкли к самоконтролю, они уходят из-под опеки родителей и начинают свою самостоятельную жизнь. Поэтому постоянный контроль со стороны родителей невозможен. Еще одна проблема, с которой студенты сталкиваются, поступив в ВУЗ, это разные системы обучения в школе и в академии. Следствием этого являются кажущиеся неожиданными задолженности по нескольким дисциплинам, обнаруживающие себя к началу зачетной недели и приводящие к перегруженности перед сессией и во время нее.
Адаптационный процесс необходимо рассматривать комплексно, на различных уровнях его протекания, т. е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, психофизиологической регуляции. Решающую роль в этом ряду имеет собственно психическая адаптация, которая в значительной мере оказывает влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.
ПОМОЩЬ
В течение первой недели сентября обеспечивается реализация диагностической, рефлексирующей, прогнозирующей, научно-методической и обучающей функций УА. Содержание их диктует необходимость: а) изучения особенностей личности первокурсников практическим психологом и кураторами групп; б) формирования у студентов готовности к преодолению трудностей на этапе вузовского обучения; в) организации досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов, кризиса взаимоотношений с преподавателями; г) прогнозирования процесса и результата адаптации. Учебно-методическое обеспечение этого этапа включает паспорта адаптации первокурсников и преподавателя; вопросы, традиционно формулируемые первокурсниками во время ПК; этические нормы поведения участников ПК; содержание адаптационного тренинга для студентов старших курсов; сценарий проведения ПК и выступления студенческого театра эстрадных миниатюр. Адаптирующие средства, реализующие указанные выше функции, – консультации, собеседования, мини-консилиумы, адаптационный тренинг для студентов старших курсов, участников пресс-конференции; ПК студентов старших курсов для первокурсников, студенческий театр эстрадных миниатюр, вечер встречи и знакомств, круглый стол "Расскажи мне о себе..." и др.
В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают: а) определение группы "риска" (студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы); б) осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия; в) освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем; г) развитие мотивов учебной деятельности; д) осознание правильности сделанного профессионального выбора; е) разработка программ достижения успеха.
В течение первого года обучения (сентябрь – июнь) - Адаптирующие средства: адаптационные тренинги, презентация научных работ студентов вуза для первокурсников, заседания НОС с приглашением студентов первого года обучения, консилиумы, мини-консилиумы, диагностические оперативки, собеседования, консультации, консилиум на базе одной из проблемных учебных групп первого года обучения, заседания научно-исследовательской лаборатории и научно-методического совета, консилиумы с участием кураторов групп студентов первого года обучения, преподавателей I–II курсов "Результаты адаптации студентов первого года обучения", "Особенности адаптации к педагогической деятельности студентов-первокурсников мужского пола".
Основными признаками эффективной адаптированности являются:
-адаптированность в сфере "внеличности" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетенции и мастерства;
-адаптированность в сфере личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.
Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах
причины затруднений, которые первокурсники испытывают в адаптационный период:
• несформированность общеучебных умений (например, вести конспект лекций, самостоятельно изучать учебную литературу, работать над определением нового понятия, над доказательством теоремы, решением задачи, выступать перед аудиторией);
• сложность, абстрактность учебного материала;
• возрастание доли самостоятельной работы;
• психологические трудности перехода от школьной программы к вузовской;
• непонимание сущности изучаемого материала;
• слабая школьная математическая подготовка;
• несерьезное отношение к учебе, нерегулярная подготовка к занятиям.
1. диагностика готовности к учебно-позанавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок;
2. помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности;
3. психологическая поддержка первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и выстраивании комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;
4. консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности;
5. коррекции профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.
6. Возможна, например, помощь первокурсникам в выработке навыков эффективного общения, повышении сплочённости студенческих групп, обучение навыкам самостоятельной учебной работы, а также психологически грамотного планирования учебного и внеучебного времени( студенческий самоменеджмент).
55. Особенности и динамика учебной мотивации студентов
Учебная мотивация студентов (лекция)
Развитие учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Становлению мотивации профессионального учения в студенческом возрасте содействует ряд особенностей студента:
потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
становление социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу;
тенденция к осознанию своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентации.
Для студенческого возраста характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. В период студенчества отмечается общая направленность студентов на свое будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой новой направленности их личности. У них формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное «Я», которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давлений окружающих.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во- первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в- третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Изменение учебной мотивации объясняется потребностью в самоосознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самоосознании своей жизненной позиции, необходимостью самоограничения как обратной стороны самоопределения; становление целеполагания - переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, принятие решений, касающихся не только себя, но и других; интересом ко всем формам самообразования; четко выраженным избирательным характером мотивов и целей под углом зрения выбора профессии; устойчивостью интересов, их относительной независимости от мнения окружающих.
Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
Каковы же отличительные особенности в развитии учебной мотивации студента?
В студенческом возрасте происходит преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей, с другой.
Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы, приобретению профессии. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.
Формируется собственное нравственное мировоззрение, моральное "Я", которое предполагает наличие устойчивой системы убеждений, не зависимых от внешних условий и давления окружающих.
Мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и т.д. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.
Становление мотивации учения затруднено устойчивым интересом к одним предметам в ущерб усвоения других предметов; неудовлетворенностью однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности. Негативно отражается на формировании и устойчивости учебной мотивации отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны преподавателя. Сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем); и недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации также не способствуют процессу укрепления мотивов учения.
Ценностные ориентации личности студентов вузов заключаются:
в собственном престиже, т.е. завоевании своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;
в высоком материальном положении, т.е. обращении к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования;
в креативности, т.е. реализации своих творческих возможностей, стремлении изменять окружающую действительность;
в активных социальных контактах, т.е. расширении своих межличностных связей, реализации своей социальной роли;
в развитии себя, т.е. познании и развитии своих индивидуальных особенностей;
в достижении, т.е. постановке и решении определенных жизненных задач как главных жизненных факторов;
в духовном удовлетворении;
в сохранении собственной индивидуальности, т.е. преобладании собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми;
в степени значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать.
Учебная мотивация, представляя собой особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Учебная деятельность мотивируется, прежде всего, внутренним мотивом.
Наибольшее влияние на эффективность учебной деятельности оказывала потребность в достижении, под которым понимается "стремление человека к улучшению результатов своей деятельности". Удовлетворенность учением зависит от степени удовлетворенности этой потребности. Эта потребность заставляет студентов больше концентрироваться на учебе и в то же время повышает их социальную активность.
Получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. В частности, при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес. Для студенческого возраста характерны не только стремление к достижению высокого положения в обществе, но и выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими. Мотивация учебной деятельности у студентов выражена довольно сильно.
У студентов 1-го курса отмечается преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Одной из основных целей и стремлений студентов I-го курса является установление прочных отношений с окружающими в системе отношений, включающей в себя отношения с преподавателями, однокурсниками, друзьями, отношения в семье.
Материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.
Для студентов характерна высокая потребность в достижениях (до 60%), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.
Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.
Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным.
Изучение учебной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности студента, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов. Наше исследование студенческой деятельности и ее учебной мотивации позволяет выделить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Каждая из этих ступеней характеризуется, во-первых, некоторым общим отношением к учению. Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы, цели учения. В-третьих, каждой из ступеней включенности студента в учение соответствует то или иное состояние умения учиться, что помогает понять причину тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода студента от трудностей в работе и т.д.
Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знания) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Особенно ярко это проявляется у учащихся с высоким уровнем развития профессионального самоопределения. Юношей и девушек интересует участие в научных обществах, применение исследовательских методов на занятиях. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности (результативности) познавательной деятельности, о чем свидетельствует их интерес к пособиям о культуре и рациональной организации умственного труда. У студентов с низким уровнем развития профессионального самоопределения учебно-познавательный мотив совершенствуется только под влиянием мастерства или авторитета преподавателя.