Вопрос. Организация деятельности по психологической коррекции и развитию.
Психокорреция – одно из направлений деятельности психолога, целью которой является систематичное целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к группе риска и на специфическую помощь этим детям.
Дети группы риска – это дети, у которых уже имеются проблемы в поведенрии и развитии или их можно спрогнозировать.
Коррекция проводится всегда совместно с другими специалистами, педагогами, соц.педагогами, ОВД.
Цель развития – совершенствование, улучшение, работа с нормой.
Цель коррекции – исправление, т.е. работа с проблемой, вывести клиента на верхнюю границу нормы.
Осуществляется в активной форме с использованием игровых и специальных технологий.
Психологическая коррекция, под которой понимают целенаправленную работу психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии учащихся.
Основные формы психокоррекционной работы: индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию; активные формы коррекции (тренинг, деловая игра, часы общения); индивидуальные и групповые собеседования и пр.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения строгих мер административно-воспитательного характера.
Положение о псих. службе
Коррекция и развитие – систематич. целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенным к группам риска.
Чем младше дети, тем больше индивид. работы.
У коррекции и развития – разные цели:
корр – исправление,
развитие – совершенствование.
Кач. критерий – объективное разрешение пробл. ситуации, наличие авторских программ и их разнообразие.
Колич. критерий – кол. человек, которым была оказана помощь, колич. программ, методик.
Термин "коррекция"буквально означает "исправление".
Психокоррекция- это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.
· Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
· Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
· В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
· Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
· В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
· Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Виды психокоррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
· симптоматическую;
· каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают коррекцию:
· познавательной сферы;
· личности;
· аффективно-волевой сферы;
· поведенческих аспектов;
· межличностных отношений:
· внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
· детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;
· индивидуальную;
· групповую:
· в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
· в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
· смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ:
· программированную;
· импровизированную.
.
6. По продолжительности:
· сверхкороткую (сверхбыструю);
· короткую (быструю);
· длительную;
· сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания -личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
· общую;
· частную;
· специальную.
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
4. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.
Основные компоненты профессиональной готовности к коррекцнонному воздействию
· Теоретический компонент: знание теоретических основ коррекционной работы, способов коррекции и т.д.
· Практический компонент: владение конкретными методами и методиками коррекции.
· Личностная готовность: психологическая проработанность у психолога собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.