Психологическое и психическое здоровье.
Научная категория «Психологическое здоровье» была введена и наиболее детально разработана И.В.Дубровиной в 91 году. Она дает следующее определение:
Психологическое здоровье – это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом. б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.
Основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой: социальным строем, другими людьми, природой и т.д.
Выделяют 3 уровня психологического здоровья:
- креативный (высший). Бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва, сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире, потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.
- адаптивный (средний). Проявляют люди, адаптированные к социуму, однако имеющие повышенную тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.
- дезадаптивный (низший) – наблюдается у людей с нарушением баланса процессов (поведение при разрешении конфликтов либо приспособление к внешним обстоятельствам, либо активно-наступательная позиция).
Психическое здоровье – относится к отдельным психическим процессам и механизмам. Соответствие развития псих. процессов в соответствии с возрастными нормами.
Психологическое здоровье – относится к личности в целом, связаны с высшими проявлениями человеческого духа – характер, темперамент. Делает личность самодостаточной. Включает психическое здоровье. Состояние душевного благополучия.
Закон об основных гарантиях прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Психическое здоровье — «состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека».
Условием психического здоровья является благополучие, ощущаемое человеком на всех уровнях (физическом, психическом, духовном, социальном). Противоположным состоянием психическому здоровью является психическая болезнь. Промежуточным — пограничные расстройства.
К основным критериям психического здоровья относят:
1) саморегуляцию поведения в соответствии с выбранными целями;
2) адекватность поведенческих реакций силе внешнего раздражителя;
3) соответствие эмоционально-волевой и познавательной сфер биологическому возрасту;
4) социальную адаптивность;
5) наличие здоровой рефлексии.
Основным способом поддержания психического здоровья в массах является психопрофилактика.
Психопрофилактика - область медицинской психологии, основная задача которой заключается в предоставлении «специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций».
Выделяют несколько уровней психопрофилактики, каждому из которых соответствуют свои цели и методы.
Психологическое здоровье— «динамическая совокупность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи».
Таким образом, ключевым словом для описания психологически и психически здорового человека является понятие «гармония», а центральной характеристикой — саморегулируемость, понимаемая как возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Ряд условий, определяющих психологическое здоровье.
В последнее время активно разрабатывается концепция «психологического здоровья» (И.В.Дубровинаи др.) Авторы исходят из того, что, «если термин «психическое здоровье» имеет…отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.
Ключевой вопрос состоит в том, что именно считать признаками личностного здоровья, в чем именно проявляется полноценное, здоровое развитие личности (личностный рост). На этот вопрос каждый автор отвечает по-своему.
Психическое здоровье ребенка, т.е. отсутствие психических отклонений и полноценное развитие основных психических функций есть более расширительное толкование понятия «психическое здоровье», при котором оно включает в себя и развитие личности.
Здоровье психологическое(личностное),существование и развитие человека (ребенка) как личности, что собственно, и является стержнем «человеческого в человеке».
Проблема психического, душевного здоровья была поставлена в западной гуманистической психологии. Маслоу определил психологическое здоровье через самоактуализацию. Подходы к самоактуализации А.Маслоу, в свою очередь, сводит к двум, не вызывающим сомнения у большинства исследователей характеристикам:
1) самоактуализация есть реализация человеком собственной идентичности, самости, способностей и возможностей;
2) самоактуализация есть минимизация заболеваний, неврозов, психозов и т.д.
9. Основные направления деятельности психолога (профилактика)
Направления работы психолога в образовании
а) Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри школьной прессы и др.
б) Профилактика –одно из направлений деятельности психолога, целью которого является целенаправленная, систематичная, комплексная работа, направленная на предупреждение возможных проблем и трудностей, на создание благоприятного социально-психологического климата, на выявление клиентов группы риска, преодоление возможных проблем, создание условий, выявление группы риска.
Психопрофилактика (Дубровина)— это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Формы: скрининговое обследование (общее), метод экспертных оценок (для выявление групп риска), псих.тренинги, уроки психологии, методическое обеспечение по вопросам возможных проблем.
Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:
§ по предупреждению возможных социально- психологических и психологических проблем у учащихся разных классов,
§ по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, созданию правил школы, в основе которых – уважение чести и достоинства всех ее граждан;
§ по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей школы с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения в необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.
Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся школы осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных предметов.
в) Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления:
§ причин возникновения проблем в обучении и развитии
§ определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы
§ раннего выявления профессиональных и познавательных интересов
§ индивидуального стиля познавательной деятельности и др.
Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы.
Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя и выполняется в форме многопозиционного анализа уроков учителя на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи урока.
г) Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
д)Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Деятельность осуществляется по 5 направлениям.
3 формы профилактики: инд-я, групповая; плановая, по запросу; разнообразные формы.