Психологическое и психическое здоровье.

Научная категория «Психологическое здоровье» была введена и наиболее детально разработана И.В.Дубровиной в 91 году. Она дает следующее определение:

Психологическое здоровье – это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих: а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом. б) возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности.

Основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой: социальным строем, другими людьми, природой и т.д.

Выделяют 3 уровня психологического здоровья:

- креативный (высший). Бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва, сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире, потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

- адаптивный (средний). Проявляют люди, адаптированные к социуму, однако имеющие повышенную тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

- дезадаптивный (низший) – наблюдается у людей с нарушением баланса процессов (поведение при разрешении конфликтов либо приспособление к внешним обстоятельствам, либо активно-наступательная позиция).

Психическое здоровье – относится к отдельным психическим процессам и механизмам. Соответствие развития псих. процессов в соответствии с возрастными нормами.

Психологическое здоровье – относится к личности в целом, связаны с высшими проявлениями человеческого духа – характер, темперамент. Делает личность самодостаточной. Включает психическое здоровье. Состояние душевного благополучия.

Закон об основных гарантиях прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Психическое здоровье — «состояние душевного бла­гополучия, характерное отсутствием болезненных пси­хических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и де­ятельности. Содержание понятия не исчерпывается ме­дицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь чело­века».

Условием психического здоровья является благо­получие, ощущаемое человеком на всех уровнях (фи­зическом, психическом, духовном, социальном). Противоположным состоянием психическому здоро­вью является психическая болезнь. Промежуточным — пограничные расстройства.

К основным критериям психического здоровья относят:

1) саморегуляцию поведения в соответствии с выб­ранными целями;

2) адекватность поведенческих реакций силе внеш­него раздражителя;

3) соответствие эмоционально-волевой и познаватель­ной сфер биологическому возрасту;

4) социальную адаптивность;

5) наличие здоровой рефлексии.

Основным способом поддержания психического здо­ровья в массах является психопрофилактика.

Психопрофилактика - область медицинской пси­хологии, основная задача которой заключается в пре­доставлении «специализированной помощи практичес­ки здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психотравматических реакций».

Выделяют несколько уровней психопрофилактики, каждому из которых соответствуют свои цели и ме­тоды.

Психологическое и психическое здоровье. - student2.ru

Психологическое здоровье— «динамическая совокуп­ность психических свойств индивида, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на вы­полнение своей жизненной задачи».

Таким образом, ключевым словом для описания пси­хологически и психически здорового человека являет­ся понятие «гармония», а центральной характеристи­кой — саморегулируемость, понимаемая как возмож­ность адекватного приспособления субъекта к благо­приятным и неблагоприятным воздействиям окружа­ющей среды.

Ряд условий, определяющих психологическое здоровье.

Психологическое и психическое здоровье. - student2.ru

Психологическое и психическое здоровье. - student2.ru

В последнее время активно разрабатывается концепция «психологического здоровья» (И.В.Дубровинаи др.) Авторы исходят из того, что, «если термин «психическое здоровье» имеет…отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.

Ключевой вопрос состоит в том, что именно считать признаками личностного здоровья, в чем именно проявляется полноценное, здоровое развитие личности (личностный рост). На этот вопрос каждый автор отвечает по-своему.

Психическое здоровье ребенка, т.е. отсутствие психических отклонений и полноценное развитие основных психических функций есть более расширительное толкование понятия «психическое здоровье», при котором оно включает в себя и развитие личности.

Здоровье психологическое(личностное),существование и развитие человека (ребенка) как личности, что собственно, и является стержнем «человеческого в человеке».

Проблема психического, душевного здоровья была поставлена в западной гуманистической психологии. Маслоу определил психологическое здоровье через самоактуализацию. Подходы к самоактуализации А.Маслоу, в свою очередь, сводит к двум, не вызывающим сомнения у большинства исследователей характеристикам:

1) самоактуализация есть реализация человеком собственной идентичности, самости, способностей и возможностей;

2) самоактуализация есть минимизация заболеваний, неврозов, психозов и т.д.

9. Основные направления деятельности психолога (профилактика)

Направления работы психолога в образовании

а) Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета или раздел внутри школьной прессы и др.

б) Профилактика –одно из направлений деятельности психолога, целью которого является целенаправленная, систематичная, комплексная работа, направленная на предупреждение возможных проблем и трудностей, на создание благоприятного социально-психологического климата, на выявление клиентов группы риска, преодоление возможных проблем, создание условий, выявление группы риска.

Психопрофилактика (Дубровина)— это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Формы: скрининговое обследование (общее), метод экспертных оценок (для выявление групп риска), псих.тренинги, уроки психологии, методическое обеспечение по вопросам возможных проблем.

Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей:

§ по предупреждению возможных социально- психологических и психологических проблем у учащихся разных классов,

§ по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, созданию правил школы, в основе которых – уважение чести и достоинства всех ее граждан;

§ по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме скринингового обследования всех детей школы с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей групп риска (по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям) и заключения в необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними.

Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности всех учащихся школы осуществляется психологом в форме систематических психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены знания, умения и навыки работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог также методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных предметов.

Психологическое и психическое здоровье. - student2.ru

в) Психологическая диагностика - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью выявления:

§ причин возникновения проблем в обучении и развитии

§ определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы

§ раннего выявления профессиональных и познавательных интересов

§ индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы.

Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя и выполняется в форме многопозиционного анализа уроков учителя на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи урока.

г) Психологическая коррекция - систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно-воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершающим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкций за их нарушения в учебном заведении.

Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

д)Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Деятельность осуществляется по 5 направлениям.

3 формы профилактики: инд-я, групповая; плановая, по запросу; разнообразные формы.

Наши рекомендации