Вопрос 39: Психотерапия и психологическое консультирование: сравнительный аспект
Различия между консультированием и психотерапией
Предлагаю сравнение и различение психологического консультирования и психотерапии в их противопоставлении. Для этого мы обратимся к семантике самих терминов.
Консультирование, собеседование клиента с психологом, предполагает решение проблем в виде интеллектуальных затруднений. Консультирование— это работа с психикой только через мышление. Это первое отличие. И ответ на вопрос: «где или с чем». В свою очередь, любая психотерапия также влияет на улучшение интеллекта, на способность мыслить. Работает ли она с бессознательным через дыхание, с сознанием через семантику и фонетику речи, или с межличностными взаимоотношениями через тело и чувства. Однако в консультировании мы постулируем отсутствие техник как таковых, которые есть в психотерапии. Нет лечения, значит, нет процедур. В этом второе принципиальное отличие от психотерапии. Процедур, то есть техник, нет, есть принципы, общие положения. И ответ на вопрос: «как».
Эти принципы могут проявляться в разных моделях, индивидуальных стилях и подходах. Например, когда в экзистенциальной психотерапии клиента «подводят» к ответственности, а не предписывают ее взять. Экзистенциальная психотерапия в этот момент, по сути, становится психологическим консультированием. В психотерапии же есть техники и практики. Именно по этой причине ответственность во взаимодействии с клиентом распределяется специфическим способом, не так как в консультировании.
Например: драматист назначает протагонисту выбрать родителей из числа участников группы. И протагонист это назначение, процедуру, выполняет. Или, фасилитатор инструктирует перед дыхательной сессией, и холонавт в практике дыхания пользуется данными ему наставлениями. Эта специфика не является третьим отличием. Она является следствием взаимодействия в режиме терапии. Если эту специфическую динамику распределения ответственности взять за отличие, то тогда наоборот, наличие терапии с техниками будет ее следствием.
Два предложенных отличия необходимы и достаточны. Крайним вариантом распределения ответственности в психотерапии будет отсутствие для клиента возможности поработать самостоятельно для изменений, даже если это будет маленький эпизод. Когда ответственность за терапевтический эффект, за решение проблемы принадлежит только психотерапевту.
Это уже лечение, терапия, и клиент становится пациентом. Он только испытывает терапевтическое воздействие, принимает снадобье. К примеру, когда его «кодируют» от зависимости. При таком варианте распределения ответственности психотерапия становится клинической, лечащей. Более распространено обладание ответственностью и клиентом и терапевтом.
Собственно, такие интеллектуальные интервенции, техники в области мышления, представлений, рассуждений – это уже буферная, переходная зона в терапию. И если свои соображения, рекомендации, разъяснения консультант говорит не в виде назначений, а в виде предложений и вопросов, то при этом он оставляет ментальную территорию, где клиент додумает данные предложения для прояснения самому себе своей проблемы. Такое взаимодействие остается консультированием.
В отличие от консультирования в психотерапии работают не только на умственной территории психики, но прежде всего в других областях. С этими другими областями встречаются и работают через такие феномены как голос, дыхание, зрение, слух, тело, движение, поведение и т.д. Для исследования, развития и решения вопроса может предоставляться внешняя физическая территория, субъекты и объекты. Это относится к упомянутому первому отличию психотерапии от консультирования. Мысли, соображения пациента, в отличие от консультирования, важны во вторую очередь. В первую очередь то, с чем работают в данной школе психотерапии – например, чувства или взгляды.
Таким образом, различение между консультированием и терапией мы делаем, пользуясь двумя параметрами: полем деятельности и способом взаимодействия, то есть с техниками или без.
Консультант, потенцируя интеллектуальную деятельность клиента в его проблемных вопросах, ответственность имеет. Она специфицирована тем, что консультант обеспечивает осознавание причинно-следственных связей, акцентов, выводов, ассоциаций. Их дисоциирование и создание новых ассоциаций предоставляется клиенту. Выборы остаются за клиентом. Когда взято на себя больше ответственности в этом поле, и изменения совершаются уже больше за счет собственных усилий – деятельность фасилитатора, коуча, тренера, учителя, репетитора, логопеда, священника, врача становится терапевтической. И уж тем более, если не в интеллектуальной сфере. Эти два параметра уже проясняют соотношение и разницу, выстраивая родственные виды психологической деятельности в линейку: Психиатрия – психотерапия – консультирование – патронаж (сопровождение, коучинг).
Принципы психотерапии
1. Режиссура. Заявляемая клиентом проблема корректируется терапевтом до формы, с которой можно найти возможность совершать действия, от экспликации проблемы до ее трансформации. Поиск использования принципиальных возможностей или метафоры клиента или метафоры психотерапевтической школы.
2. Дозировка. Назначение терапевтической процедуры должно отвечать требованиям безопасности: у клиента должно хватать ресурсов для переживания моделируемых воздействий/взаимодействий. Принцип соответствия ресурсов назначенной форме и глубине процедуры.
3. Распределение активности и ответственности. Так как для клиента решение проблемы, даже рядом с терапевтом, есть экстрим, задача терапевта исключить уходы от решения и катализировать работу над проблемой. Терапевт комбинирует способствование, поддержку, требования, фрустрацию, мотивацию. Принципиальное отличие психотерапии от медицинского лечения: клиент работает в предложенном формате. Диалог во время работы не должен заменять проделанную работу, быть уходом от нее. Принцип: меньше говорить, но больше делать в предложенной технике.
4. Деметафоризация, или осмысление полученного опыта в предложенной модели. Собеседование после терапевтической сессии, если оно есть, не должно нивелировать работу, переобъяснять ее. Вместе с тем проговор должен обеспечить закрепление и развитие результата. В том числе и за счет деметафоризации. В диалоге выясняется и корректируется понимание проделанной работы и ее результатов. Такой полезный проговор отличается от клиентского или терапевтического интерпретирования. Собственно, шеринг после практик и процедур как осмысление полученного опыта и переживаний соответствует нашему определению консультирования. Следовательно, психотерапия заканчивается консультированием. И предшествующие техники и практики есть отдельный от консультирования этап.
Принципы консультирования
1. Жизнепровозглашение. В проблемной зоне консультирующегося процессы и продукты мышления должны быть проверены на экологичность. Они должны способствовать оздоровлению. Консультант обнаруживает и исключает в обдумывании клиентом своей ситуации известные невротические механизмы: рационализацию, избегание, сублимацию и другие. Например, консультант высказывает несогласие с желанием клиента не обращать на что-либо внимания как с нездоровой тенденцией и предлагает все-таки обращать внимание, остаться живым, реагирующим, но по-другому. Таким образом, консультант идентифицирует дефекты в мышлении. Диагностика есть, но она специфицирована для проверки жизнепровозглашения.
2. Распределение активности и ответственности. Консультант, ограничивая уходы от здоровых тенденций, инициирует и катализирует умственную деятельность консультирующегося во имя решения заявленного клиентом вопроса.
3. Качество обдумывания. Консультант обеспечивает введение, учет и удерживание контекстуально-необходимых факторов в ре/конструируемом мышлении.
4. Ясность. Консультант способствует разрыву ригидных причинно-следственных связей, умению строить их по новому, эффективно, с привлечением необходимого материала и умению эти связи распускать. Вектор, ход мысли на континууме осознавания с помощью консультанта прорабатывают во всех вероятных направлениях. Консультант помогает осознать континуум, дихотомию, комплекс.Отличия консультирования от психотерапии предполагают разные возможности. И не предполагают наличие или отсутствие преимуществ у кого-либо из них, поскольку преимущества, их особенности, несоизмеримы. Сравнивая в драматизме психотерапию и консультирование, последнее протекает менее эмоционально. Объясняется это переводом работы в область мышления. Но некоторые практики лучше консультирования обеспечивают погружение в бессознательное. Мы вольны перевести ход работы или в русло терапии, или в русло консультирования.