Гештальт-психология и ее судьба
[...]
Таким образом, гештальтпсихология была той же старой психологией сознания с ее проблематикой, но основанная на новом общенаучном мировоззрении. В 20-30 годы 20 века это направление делало значительные успехи в Германии и за ее пределами. Три названных ученых внести значительный вклад в развитие психологии, например, Макс Вертгеймерпервым приступил к экспериментальному изучению творческого мышления человека и в 1920 году опубликовал первую монографию, посвященную психологии творческого мышления (называлось тогда продуктивным мышлением). Вольфганг Келер стал известен своими знаменитыми по экспериментами с человекообразными обезьянами, которые он провел с 1914 по
[…..]
на острове Тенериф и в этих экспериментах доказал наличие интеллекта у человекообразных обезьян. Курт Левин сформулировал новую теорию личности и заложил основы изучения мотивации поведения человека. До сих пор современная психология мотивации развивается на базе заложенных им идей. В начале 30 годов 20 века гештальтпсихология была наиболее популярным и известным направлением психологии в странах Европы, однако затем произошла катастрофа. В Германии к власти пришли фашисты и существование гештальтпсихологии фактически прекратилось. Вертгеймер и Курт Левин эмигрировали за границу и там уже стали заниматься другими направлениями психологии. Их идеи оказались частично востребованными только в 60-е годы 20 века, когда в США возникло новое направление психологии, получившее название гештальтпсихология.
Наряду с этими тремя направлениями в посткризисный период во Франции возникло свое новое направление психологии, которое получило название функциональной психологии. Функциональная психология вместо старой задачи психологических исследований, которая заключалась в выявлении и описании психических явлений, вывела на первый план новую научную задачу, которая заключалась в указании или раскрытии функционального назначения изучаемых психических явлений в жизни людей в плане их лучшей адаптации к условиям жизни или окружающему миру. Представители функциональной психологии: Пьер Жане, Анри Валлон, а позднее Жан Пиаже (швейцарец).
Идеи функциональной психологии в 30-40-е годы также разделяли многие отечественные психологи, например, Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев.
В 40-е годы 20 века к ним добавилось еще одно новое направление психологии, которое получило название гуманистическая психология. Возникновение этого направления явилось реакцией на слишком активное сближении психологии поведения людей и животных, которое произошло под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина. Наиболее сильно это влияние проявилось в психоанализе, бихевиоризме и в функциональной психологии. Психоанализ в его классическом выражении у Фрейда приписал человеку инстинкты и свел к ним все формы поведения людей. Человек в рамках психоанализа выглядел как неполностью цивилизованное животное. Ему, кроме того, приписывалось бессознательное, которому отводилась ключевая роль в управлении поведением человека.
Бихевиористы вообще не видели принципиальной разницы между поведением животных и людей, проводили свои эксперименты с низшими животными и безоговорочно распространяли их результаты на человека.
Представители функциональной психологии изучением животных не занимались, но тем не менее обращали внимание только на те психологические особенности людей, которые способствуют их лучшей адаптации к физическим условиям окружающей среды. В их собственных исследованиях человек выступил как такое же существо как и животные и главной целью его развития была объявлена адаптация к окружающей среде. Против всего этого выступили представители гуманистической психологии, их главная идея заключалась в том, чтобы доказать, что психология человека принципиально отличается от психологии животных, и психологию как науку надо сделать человеческой психологией, подчеркивая в ней именно те моменты, которые принципиально отличают людей от животных в их психологии и поведении, а не сближают их.
[…..]
В США основателем гуманистической психологии считается Абрахам Маслоу, который в 1954 году опубликовал книгу под названием "Мотивация и личность". В предисловии к этой книге он обрушивается с резкой, нелицеприятной критикой в адрес бихевиоризма и психоанализа, критикуя их за то, что представители их направлений психологии не видят принципиальной разницы между человеком и животными в их психологии и поведении. К животным они относятся с уважением, поднимая их до уровня человека, а человека опускают на уровень животных. Там же Маслоу приводит описание экспериментов с животными, проведенных бихевиористами, и неправомерно перенесенные на человека, причем в результате этого перенесения о человеке были сделаны неправильные выводы. Бихевиористы в своих выводах из проводимых ими экспериментов на животных и людях ссылались на то, что в экспериментальных условиях люди и животные ведут себя одинаково, следовательно никаких принципиальных различий межу поведением и психологией людей и животных нет. Возражая против этого вывода Маслоу писал, что проведенные бихевиористами эксперименты доказывают не это, а совершенно другое, а именно, что, если человека поместить в экстремальные нечеловеческие условия, то он может вести себя как животные, однако в нормальных человеческих условиях воспитанный человек не будет вести себя как животные и для того, чтобы понять его психологию и поведение надо изучать человека в цивилизованных человеческих условиях, а не повторять на нем эксперименты с животными. Кроме того, в психологических исследованиях человека надо обращать внимание не на то, что сближает человека с животными, а на то, что отличает людей от животных, и только в этом случае мы можем раскрыть подлинную психологию человека, то есть гуманистическую. Человека от животных отличает разум, сознание, воля, наличие у него морали, ценностей, целей жизни и осмысленное отношение к действительности. Именно на это и надо в первую очередь обращать внимание, изучая психологию и поведение людей. Далее Маслоу предложил свой вариант психологической теории личности, основанный на гуманистических идеях. Структуру личности он представил как пирамиду потребностей, на вершине которой оказались именно те потребности, которые свойственны людям в отличие от животных.
Новые идеи в развитие гуманистической психологии в США внес Карл Роджерс. Он был не столько психологом, сколько врачом психиатром, то есть занимался психотерапией. Его в большей степени интересовала не разработка психологической теории личности, а совершенствование методов психотерапии на базе гуманистических идей. В связи с этим он предложил новый вариант психотерапевтической практики, которая получила название клиенто-ориентированная психотерапия. Ее главная идея заключалась в том, чтобы психотерапевт относился к клиенту с достаточным уважением, как к вполне самостоятельной высокоразвитой личности, доверял клиенту и в психотерапевтической практике ориентировался на суждения и мнения, высказываемые самим клиентом.
В гуманистическую теорию личности Карл Роджерс также внес и раскрыл содержание феномена Я-концепция. Я-концепция по Роджерсу - это обобщенное представление человека о себе как о личности, сложившееся на основе прошлого опыта и настоящего функционирования, причем в состав я-концепции входит представление человека о том, каким он станет или может стать в будущем. Если я-концепция человека правильная (более или менее адекватно отражает его личностные особенности), то такой человек является психологически здоровой личностью и у него не должно быть серьезных проблем психологического характера. Если я-концепция человека неадекватна, то у него возникают такие проблемы и клиенто-ориентированная терапия по Роджерсу направлена на то, чтобы исправить я-концепцию человека.
В Европе наиболее видным представителем гуманистической психологии оказался австрийский ученый Виктор Франкл. Как и Карл Роджерс он был не столько психологом, сколько психотерапевтом и точно так же как Карл Роджерс он внес свой вклад в развитие гуманистической теории личности. Этот вклад заключался в разработке понятия смысл жизни. В результате своего жизненного опыта и психотерапевтической практики Франкл пришел к выводу о том, что многие проблемы в жизни людей возникают по той причине, что их собственная жизнь утрачивает для них смысл или становится бессмысленной. А вместе с этим у человека возникает множество других жизненных психологических проблем. Для того, чтобы вернуть утраченный смысл жизни необходимо поработать с человеком, убедив его в том, что он может заняться многими делами, интересными и полезными для него и для других людей, которые сделают его собственную жизнь осмысленной или вернут ей утраченный смысл. На это и нацелена авторская практика психотерапии, которая называется логотерапия.
Историки психологии внимательно изучая работы других психологов с точки зрения присутствия в них гуманистических идей пришли к выводу о том, что в действительности авторами и разработчиками гуманистической психологии являются не только уже названные ученые, но и многие другие известные психологи как в США, так и за их пределами, например, намного раньше, чем Маслоу гуманистические идеи в своих работах высказывали и обсуждали такие известные американские психологи как Уильям Джемс, чьи научные труды появились на рубеже 19 и 20 столетий, Гордон Оллпорт, чьи работы, посвященные психологии личности, были опубликованы раньше, чем труды Маслоу. Немало гуманистических идей содержалось в работах представителей глубинной психологии, которых также называют неофрейдистами, например, в трудах Эриха Фромма. Само название гуманистической психологии приписывают Шарлотте Бюлер, которая эмигрировала из Германии в США в первые годы фашизма и, наконец, в трудах многих российских психологов давно представлены и обсуждаются гуманистические идеи, относящиеся к психологии личности, например, в трудах Сергея Леонидовича Рубинштейна, Льва Семеновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева и многих других. Гуманистическая психология возникла не по желанию одного ученого, а как общая прогрессивная тенденция изменения психологии как науки, проявившаяся в 40-50е годы 20 века и далее. В настоящее время, по крайней мере в психологии личности, гуманистические идеи доминируют. К своеобразным их развития явилось появление экзистенциальной психологии личности.
[….]
Когнитивнаяпсихология
Во второй половине 20 века с 60 годов появляется и начинает разрабатываться еще одно глобальное направление психологии, получившее название когнитивная психология. Когнитивную психологию стали разрабатывать американские авторы как науку о познавательных процессах человека или о процессах обработки информации человеком. Эта наука возникла в то время, когда стала разрабатываться и широко внедряться в быт людей современная компьютерная техника и техника связи. Дело в том, что все технические устройства имеющиеся в этой области, как и человек, занимаются переработкой информации, выполняя примерно те же самые функции, как в психологии и поведении человека выполняют восприятие, внимание, память, мышление и речь. Так, например, современные машины должны воспринимать информацию из внешних источников, избирательно на нее реагировать, то есть выполнять функции внимания, запоминать, сохранять информацию, в нужный момент времени извлекать ее из своей памяти и решать разнообразные задачи, а новейшие машины, кроме того, способны не только воспринимать и анализировать речевые высказывания, но и генерировать такого рода высказывания. Таким образом, современная компьютерная техника и техника связи фактически выполняет те же процессы обработки информации, что и человек. Однако у человека эти процессы во многих отношениях являются гораздо более совершенными, чем аналогичные процессы обработки информации в соответствующих технических устройствах. Этот факт был осознан специалистами в области создания компьютерной техники и техники связи, а также математиками-программистами еще в 50-е годы 20 века и они обратились с надеждой получить необходимые знания о познавательных процессах человека к психологам с тем, чтобы на основе знаний о том, как работают познавательные процессы человека усовершенствовать технику, но оказалось, что те знания, которыми располагала психология о познавательных процессах в то время не устраивали специалистов по технике и были недостаточными. Тогда они предложили психологам достаточно большие финансовые ресурсы с задачей изучить познавательные процессы человека и на основе соответствующих исследований дать рекомендации разработчикам компьютерной техники и техники связи по совершенствованию процессов обработки информации в машинах. Так и родилась современная когнитивная психология. С учетом заказа, полученного психологами, они стали изучать и представлять познавательные процессы человека таким образом, чтобы полученными знаниями могли воспользоваться специалисты по математическому программированию, компьютерной технике и технике связи. В научный оборот когнитивной психологии вошли многие термины заимствованные из технических наук, например, информация, канал связи, блок, фильтр, устройство и многие другие. С помощью этой новой терминологии, на основе полученной ими экспериментальных данных, когнитивные психологи стали строить блок-схемы, представляющие устройство и работу тех или иных познавательных процессов человека. Такие блок-схемы были созданы для представления внимания человека, его памяти, мышления и речи.
Блок-схема памяти
На когнитивную психологию в начале ее появления возлагались большие надежды в плане дальнейшей разработки психологии как науки и в последние десятилетия 20 века когнитивная психология стала очень модным и популярным направлением. Эти надежды оправдались только в прикладной области, а именно в плане совершенствования процессов обработки информации в электронных устройствах. Для глубокого психологического понимания того, как устроены и работают познавательные процессы человека, когнитивная психология почти ничего нового не внесла по следующим причинам:
1. Перед ней стояла не задача научной разработки этой области психологических знаний, а чисто прикладная задача и когнитивные психологи, поскольку их исследования финансировались целенаправленно разработчиками соответствующей техники занимались решением только этой задачи.
2. Модели познавательных процессов, которые предлагались когнитивными психологами включали в свой состав только то, что представляло интерес для разработчиков техники, следовательно эти модели не были полноценными моделями соответствующих познавательных процессов человека.
3. Когнитивная психология полностью проигнорировала все, что было известно в традиционной психологии о соответствующих познавательных процессах человека.